ГлавнаяСтатьиCui prodest? Педагогическая политологияПредлагаю. Реновация московского образования
Разделы статей

Предлагаю. Реновация московского образования

1 декабря 2017 - Сергей Пимчев
Предлагаю. Реновация московского образования
В рамках кампании по выборам мэра Москвы в 2018 г. действующий мэр С. Собянин завёл персональный блог, в котором систематически выступает с разъяснением своей позиции по тому или иному вопросу жизни города. Не все суждения, на мой взгляд, можно принять безапелляционно. В последнем посте "Про бюджет. Куда уходят наши деньги?" затронута и сфера образования. Автор блога как бы полемизирует с потенциальными оппонентами:
"3. Расходы на образование индексируются ниже, чем растет бюджет, разрыв в финансировании по сравнению с другими регионами снизился, и это ужасно?!
«Если больше денег закачиваешь в отрасль — это хорошо. Если меньше — это плохо, и точка». Авторы таких заявлений не утруждают себя попытками разобраться с эффективностью бюджетных расходов, не пытаются увидеть качественные результаты развития отрасли.
Поясню, что происходит с финансированием и показателями качества московского образования.
По бюджетной статистике финансирование образования выросло с 2010 по 2018 годы в 1,5 раза, и это действительно ниже, чем общий рост расходов бюджета.
Но, уважаемые господа, финансирование отрасли «Образование» и финансирование учебного процесса — это не одно и тоже. И, как говорят в Одессе, зачастую это «две большие разницы».
За двадцать лет, с 1990 по 2010 годы, благодаря равнодушию, а то и личной заинтересованности управленцев всех уровней административно-хозяйственный аппарат в московских школах вырос до невероятных размеров. Более того, вокруг школ разрослась огромная бюрократическая машина в виде окружных управлений образования и многочисленных методистов. Все это нужно, но в меру. А у нас дошло до того, что 2/3 фонда оплаты труда в образовании шло не на зарплату учителя, а в карман огромной армии тех, кто кормился рядом с учебным процессом. Путем сложной болезненной реорганизации было сокращено около 60 тыс. человек избыточного административно-хозяйственного персонала. Если бы мы не сделали этого, на их содержание потребовалось бы дополнительно около 70 млрд. руб. в год. Колоссальная сумма, которая просто вылетала бы в трубу.
Кроме того, в сопоставимых ценах расходы на коммуналку снизились почти вполовину за счет установки приборов учета и отключения множества ларьков и магазинов, которые сплошь и рядом по-тихому питались от школьной сети.
Как результат, не по бухгалтерскому счету, а в сопоставимых условиях финансирование образования увеличилось не в 1,5, а в 2 раза.
Это подтверждает и значительное улучшение учебной базы школ и рост зарплаты учителей. Средняя заработная плата московских учителей сегодня составляет 82 тыс. рублей, в 2010 г. была 39 тысяч. Т.е. увеличилась в 2,1 раза.
Разумеется, речь идет о средней заработной плате. Есть учителя, которые зарабатывают меньше. Мы эту проблему знаем и требуем от директоров школ подтянуть зарплату тех учителей, кому платят несправедливо мало.
Что касается других регионов. В областях ЦФО, за исключением Московской области, заработная плата учителей ниже московской в 3-4 раза!!! И если даже за последние годы, благодаря «майским» указам Президента, этот разрыв немного сократился, то этому надо радоваться, а не ставить в упрек Москве.
А если говорить о качественных показателях московского образования, то они улучшились вдвое и идут дальше в отрыв от других регионов"
(https://сергейсобянин.рф/pro-byudzhet-kuda-uhodyat-nashi-dengi?fcd3e399ffde127eea9cc16239a4737c=4bd2ab6d-286b-4cec-84c4-89728dedb630&inv=&utm_campaign=confirmRloyal4&utm_content=a3aa84a9d80863db38c0d961885a74c9&utm_source=s1&muid=85cf423f-3fac-4bf5-b17f-603253f500aa).
Здесь сказано очень много, и читатель (особенно не из системы образования и не из Москвы) должен склониться к суждению, что до Сергея Семёновича и министра образования Москвы И.И. Калины, т.е. до 2010 г., московское образования... ну, не развивалось, что ли, и в ней работали тысячи бездельников и дармоедов. Или почти таковые. Только природная вежливость не позволяет назвать их так публично. Так сказано, если называть вещи своими именами. Но это ошибочная оценка, политизированная. Москва всегда была лидером российского образования, в т.ч. в указанный период с 1990 г. Это бесспорно. Это не значит, что в других регионах не было достижений и инноваций, просто в Москве по объективным условиям их было больше. И Москва себя никак не противопоставляла регионам России.
Всякого рода "заморочки", безусловно, были. И изнутри, поскольку я работал в московском образовании (до пресловутого сокращения Вами и Вашим министром бездельников), я их могу назвать по списку. В 90-е годы, как вся страна, московское учительство жило бедно. А когда появились "нефтяные доходы" в 2000-е, то большая часть их не дошла до людей, в том числе и до учителей. Перерасход бюджетных средств был связан с массой ненужных дорогостоящих проектов, а не с работой методистов и управленцев округов, до которых эти деньги не доходили. А сократили Вы именно их, а тех, кто "лепил" липовые проекты, - многие остались на своих рабочих местах. Да и нынешние проекты, если покопаться в документах...так ли они девственны как невеста?
На самом деле, в московском образовании фактически произошла революция, а именно произошла смена модели российской школы. И произошло это не потому, или не столько потому, что нужно было сокращать непроизводительные расходы, а по идеологическим соображениям. Сложившаяся в прежние десятилетия модель школы, с точки зрения реформаторов, не подходила для капитализма. Разумеется, публично об этом никто не говорил. К такому выводу подводят меня собственные наблюдения. Как всякая революция, это было сделано насильно с абсолютным игнорированием родительского и общественного мнения в Москве. Вновь созданная модель школы больше соответствует капитализму, но не соответствует вызовам выживания, которые "неожиданно" в полной остроте проявились четыре года назад. Надеюсь, Вы заметили, как изменилась даже риторика Президента? Как стала сильной армия и внешняя политика? А на каких принципах построена эта сила и эффективность на поле боя?
По поводу качества образования. Оно измеряется по узкому набору критериев. Эти критерии не носят интегрированного характера с точки зрения содержания учебного и воспитательного процесса. Они отражают только некоторую часть, если так можно сказать, образовательной жизни, что не бесспорно. В это "прокрустово ложе" всех загоняют, чтобы дали "процент", "рейтинг". Разве так действует управленец? Впрочем, этот вирус носится, кажется, по всей России.
На мой взгляд, концепция развития образования в Москве, как и в России в целом, будет пересмотрена. Это произойдёт вынужденно, под давлением внешних жизненно важных обстоятельств. Предстоит - "реновация образования".
Кстати говоря, мне довелось присутствовать сегодня на публичном обсуждении проектов реновации жилья в районе Кузьминки (обсуждение проходило в Архитектурном совете Москвы). Такая площадка, на которой впервые встретились архитекторы, власть и жители плюс телевидение, - хороший опыт, скажу честно. Состоялся очень дельный и заинтересованный разговор. Правильный метод. Много нелепостей, профессиональной однобокости, а, возможно, и злоупотреблений будет предотвращено. Это укрепит главное в отношении жителей и власти - доверие.
У меня есть предложение - я его назвал: давайте проведём "реновацию образования" в Москве. Речь идёт о публичном обсуждении стратегии развития образования и школы в Москве. Не с подобранными людьми в аудитории, а как в Архсовете - с жителями: кто считает важным, тот и пришёл, высказался. Глупых суждений не было. Были жизненно важные. Ведь программа развития образования с 2010 г. (которую, кстати, втихаря продлили, не отчитавшись) не обсуждалась публично. Это хороший ход для кандидата в мэры самого лучшего города Земли - Москвы.
 

Похожие статьи:

ГлавшколаС чего начинается... всё?

Прогностика. Образование для будущегоГоссовет.пед

ГлавшколаНовому директору московской школы

НовостиПедагогическое время Ольги Юрьевны Васильевой

Пикейные жилеты считаютРусская словесность как зеркало образовательной политики России

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.