ГлавнаяНовостиВокруг Коменского
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Вокруг Коменского

19 декабря 2020 - Сергей Пимчев
Вокруг Коменского
18 декабря 2020 г. в Минском городском педагогическом колледже состоялась конференция, посвящённая Яну Амосу Коменскому. Мы с коллегами активно "занимались Коменским" в канун его 425-летия (в 2017 г.) - на протяжении 6 лет - в рамках проекта COMENIUS-425. Минские педагоги в нём принимали участие. Поэтому когда минчане пригласили принять участие в своей конференции, разумеется, мы откликнулись.
В конференции приняли участие педагоги и студенты нескольких колледжей Беларуси в дистанционном формате. После недавних бурных событий, на мой взгляд, этот момент особенно важен: педагоги объединяли страну (посредством укрепления единого образовательного и воспитательного пространства).
После редактирования материалы конференции будут доступны на сайте Колледжа.
Ваш покорный слуга удостоился чести выступить на пленарном заседании. Предлагаю вниманию читателей текст выступления.
 
Вокруг Коменского

Добрый день, дорогие друзья, уважаемые коллеги!
Когда вчера мы уточняли время встречи, я лишний раз уяснил для себя, что погода в Минске и Москве может быть разной, но время у нас одно. Потому что темы, которые нас интересуют, общие. В данном случае, нас собрал Ян Амос Коменский, его педагогика, потребность современного прочтения судьбы Коменского и его идей. Благодарю вас за предоставленную возможность высказаться на эту тему!
Статью я прилежно написал и вовремя сдал в оргкомитет конференции, повторять её не стану. Она попадает в раздел о современном педагоге. Этот сюжет мне хотелось бы развить, рассказав об опыте большого международного педагогического проекта, в котором приняли участие минские педагоги.
В 2017 году Коменскому исполнялось 425 лет. Несколькими годами ранее возник педагогический проект под названием COMENIUS-425. Я попробую ответить на вопрос: «Какое значение в жизни педагога имеет большой проект?». Деятельность педагога объединяет сложный и разный состав. Разработка интересных проектов, исследовательская работа, то, что можно назвать общим понятием «творческий педагогический поиск», является её природной, генетической составляющей. Три тезиса на эту  тему.
Первое. Как рождается проект? Однажды поздним вечером в пустынном сумраке коридора московской школы в спальном районе города стояли три творческих чудака – два заместителя директора и научный руководитель (ваш покорный слуга) – и думали, какую идею предложить педагогическому коллективу для творческого развития. Среди разных версий проклюнулась и такая: нет ли «круглой» даты у кого-нибудь из «великих», чтобы за это «зацепиться»? Как вы поняли, такой «великий» и такая дата нашлись. Начали работать. За шесть лет вырос довольно масштабный и звонкий проект.
Таким образом, первый вывод: идея для красивого проекта может родиться самым обычным образом, при условии, если над этим постоянно размышлять. Как писал Маяковский: «Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды».
Второе. Почему классика? Одна из задач, которая стояла перед участниками проекта, – вернуться к тестам Коменского, перечитать, полистать. Когда классику штудирует студент для экзамена – одна ситуация. Когда к ней возвращается опытный педагог, он смотрит другими глазами, замечает новые сюжеты. Ваш покорный слуга не стал исключением. Он открывал для себя «нового» старого Коменского. Поэтому когда я слышу – и тогда, и сейчас, – что Коменский якобы «устарел», мне становится неловко за таких псевдоинтеллектуалов.
Что было важно, в первую очередь, для меня лично? Методы, точнее, методология анализа. Я сравниваю методологию анализа Коменского и методологию анализа разведывательных служб: разведка – это элита. Методология Коменского открыта, доступна, изучается. Методология разведки является высшей государственной тайной. Изучение и сравнение двух методологий показывает, что они – плоды одного дерева, это одна и та же методология.
Другой пример. Сейчас все лихорадочно бросились создавать платформы для дистанционного обучения, онлайн-школы – независимо от того, понимают они что-то в педагогике или их смелость обусловливается простой неосведомлённостью. Посмотрите работу Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» – чем не методическая основа для дистанционного обучения? Начните хотя бы с неё свой педагогический и методический «дистанционный» ликбез.
Таким образом, классические труды – это не пыльные гири на крыльях героя. Это то, что позволяет понять, что есть главное и что второстепенное. Как писал Толстой: «Если ты встал на ложный путь, то каждый шаг уводит тебя от цели».
Третье. Что даёт проект? Большой проект выводит авторов и участников на новый уровень контактов и отношений, позволяет преодолевать известную замкнутость в школьных стенах педагогической работы.
Например, мне доставляет большое удовлетворение, что в рамках проекта COMENIUS для его участников открылись двери чешского посольства в Москве – замечательном историческом здании (найдите его в Сети). Мы познакомились с уникальным человеком – первым европейским космонавтом Владимиром Ремеком, Послом Чешской Республики в России. Особенно приятно, что во всех мероприятиях и акциях участвовали ученики и учителя сельских школ. 
Таким образом, я мог бы сравнить хороший педагогический проект с разведкой, а педагога – с разведчиком. Разведчик больше видит, узнаёт и понимает. Думаю, в жизни участники не раз вспомнят о проекте. Как писал Есенин: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии».
В заключение хотел бы подчеркнуть главное, ради чего всё делается. Это развитие самостоятельности ума, уверенности поступков, научной грамотности. Так вёл себя в жизни и сам Коменский. Этому он учил. Чудесно, что мы имеем таких учителей.
 

Похожие статьи:

НовостиС Днём Учителя учителей!

Прогностика. Образование для будущегоБеседы с Коменским

НовостиКоменский. Возвращение

Новости28 марта Я.А. Коменскому - 425

НовостиЗавтрак особого назначения

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние обсуждения на форуме
вчера в 00:15
Сергей Пимчев начинает тему «Школа аналитики генерала Кедми» на форуме «Общий форум»
16 января 2021
Сергей Пимчев начинает тему «Найдите одно отличие» на форуме «Общий форум»
15 января 2021
HalioVot отвечает в теме «День шакала. Из истории приватизации в России (как начиналось)» на форуме «Общий форум»
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.