Началось публичное обсуждение первых проектов реновации московских кварталов. Их пять: Кузьминки, Царицыно, Проспект Вернадского, Хорошёво-Мнёвники, Головинский. Как выглядит обсуждение?
Организаторы обращают внимание, что в последние годы в Москве выполнено около 50 крупных проектов, однако широкое публичное обсуждение с активным привлечением именно жителей как самой заинтересованной стороны проводится впервые. И им этот эксперимент представляется удачным.
Жители в зале в Доме на Брестской
Для каждого районы разрабатываются четыре конкурсных проекта — четырьмя разными командами архитекторов. Эти проекты публично представляются для всех желающих еженедельно по очереди. На сегодня обсуждение прошли проекты по двум кварталам: Кузьминки и Царицыно. Обсуждение проходит в Архитектурном совете в Доме на Брестской. Все проекты представлены в Сети, а после обсуждения материалы также выкладываются в Сеть, благодаря чему любой человек может подробно изучить, что же предлагается сделать с его местом жительства. Ссылка на сайт Архсовета:
http://archsovet.msk.ru/moscowrenovation
На обеих прошедших обсуждениях я присутствовал лично. Не буду пересказывать всё, отмечу то, что мне представляется самым важным.
Ранее я написал несколько писем в соответствующие московские структуры. На эти письма получены, фактически, формальные ответы. Поэтому подозрения, что «дело нечисто», от этого только возрастали. Эти подозрения реальны. Всем известно, какое политическое влияние имеет Стройкомплекс Москвы. Даже пишу с большой буквы как имя собственное. В 2010 г. в Москву пришёл новый мэр, который решительно начал делать всё, однако ведущие лица Стройкомплекса оставались на ключевых постах. А то, что Стройкомплекс может раздавить бульдозером всякого, показала его история в период «Москвы лужковской». Достаточно вспомнить события в Южном Бутово, которым я был непосредственный свидетель. Несмотря на колоссальный общественный резонанс, имевший место острейший конфликт Стройкомплекса и местных властей — с жителями, о нём рассказывали только «вражеские» СМИ типа радио «Свобода», да ещё второстепенные телеканалы. На федеральном уровне — молчок. Первые лица государства и отцы города повели себя как туристы. Только некоторые политики набрались смелости, чтобы приехать и хотя бы выслушать жителей, пообещать им донести проблему до сведения верховных властей. Хотя чего там «доносить», нарыв был на глазах. Историки города Москвы ещё опишут эту позорную страницу в истории великого города, где мэром был москвич. Хотя причём здесь москвич? Нынче мэр Москвы сибиряк, но стиль, в общем, не изменился: так же сносят и ломают, только не дома (как в Бутово), которых уже не осталось, а гаражи, киоски и магазины. Говорят: всё законно. Но в Бутово тоже уверяли, что всё законно делается. Однако, авторитет нашей судебной системы и её сервильность широко известны. Короче говоря, вся эта тяжёлая история лежит огромным камнем недоверия между городской властью и горожанами. Не явился исключение и проект Реновации, который, как показалось, городские власти хотели протащить быстренько-быстренько, чуть ли не за неделю. Однако, как обычно, в дело вмешался Президент, который не захотел брать на себя политическую ответственность за потенциальные гражданские конфликты в сложной внешнеполитической обстановке и в условиях внутреннего экономического кризиса. В общем, московская Реновация пошла другим путём.
Первые опасения были сняты на первом же обсуждении 30 ноября – проекта новых Кузьминок. Обсуждение по Царицыно позволило понять другие важные вещи. Мне как не архитектору стало ясно, что всё-таки архитекторы вынуждены принципиально учитывать на местности розу ветров и стороны света. Согласитесь, странно видеть большой дом фасадом на южную сторону: летом в бетонной квартире спечёшься, а в окнах на север (которых так же много) солнца не бывает никогда. Архитекторы успокоили тем, что сейчас окна на южную сторону обязательно делаются солнцеотражающими, а квартиры стараются планировать с выходом на обе стороны. Но идеала, как говорится, не бывает.
Этажность. Большинство авторов обещает «нормальную» городскую этажность: 6-9-12 этажей преимущественно (до 3/4 застройки), с «нормальным» расстоянием между домами. То есть архитекторы понимают принцип человеческой соразмерности среды. Это хорошо. Например, в Митино – новом квартале рядом с метро в сторону Митинского радиорынка – налепили лес 30-этажных домов. Между прочим, это тоже планировали архитекторы. Узнать бы кто? Применительно к нашим делам архитекторы обещают увеличение населения не более, чем в 1,5 раза. Например, в Кузьминках сейчас проживает 28 тыс. человек, после Реновации будет 42 тыс. человек. Это норматив – техническое задание на проектирование. Кучность вырастет, но с Митиным не сравнить. Это ещё можно принять, поскольку проект должен окупаться за счёт коммерческого жилья. Таким образом, если самыми комфортными для проживания считаются 5-7 этажи, то даже 12 этаж – всё же не 30-й. Высотные дома-доминанты будут, но именно как доминанты, а не как сплошная застройка. Это для людей с «повышенной социальной ответственностью», чтобы рассматривать Москву с трубкой в зубах. Пусть их живут в «доминантах». Лично я трубку не курю. В моём квартале в Кунцево такие «доминанты» уже есть, и я надеюсь, что их обитатели (полагаю, что некоторые из них сами трудятся в Стройкомплексе) не позволят других «доминант» рядом с собой.
Отдельная проблема – автомагистраль рядом с кварталом. Для Кузьминок это Волгоградский проспект. В проектах, кстати, показаны редкие авто на нём. Так на Волгоградке не бывает. Смешная нереалистическая картинка. Если ваши окна выходят на Волгорадку… не завидую. Если уж, по словам архитекторов, от трассы невозможно отступить и нужно обозначить «линию» улицы, то нужно расположить дома хотя бы торцом к магистрали. Кстати, в этом случае фасады домов будут ориентированы на восток (и запад) или юго-восток, а торцы – на юг и север.
Самый первый проект по Кузьминкам, в сущности, предложил «классовый» подход в застройке. Нет, вслух такого никто не сказал. Посудите сами. Предлагалась разноэтажная застройка таким образом, чтобы высотные дома расположились вдоль магистрали, постепенно снижая этажность вглубь квартала так, что у зелёной зоны будут двухэтажные таунхаусы с променадом. Понятно, что «старые» москвичи по программе Реновации переедут в высотки на автомагистрали, а «новые» москвичи будут жить в таунхаусах в Кузьминках почти как на даче. Очевидно, что именно это жильё будет коммерческим.
Считаю, такое вариант развития событий категорически недопустимым! В квартирах окнами на дорогу и в большей удалённости от метро и другого транспорта, в первую очередь, должно планироваться коммерческое и арендное жильё. Так же под такое жильё должны идти самые нижние (1-2 этаж) и самые верхние (выше 7-го) этажи. Здесь вступают в конфликт коммерческие интересы власти и бизнеса с коренными жизненными интересами жителей. Будут ещё и «свои» люди, которым первым предложат жильё на выбор. Кто они? Догадайтесь с трёх раз. Считаю, что жители должны организоваться и бороться за свои интересы.
Это будет не просто. Многие вопросы к проектировщикам имели социальное содержание. Например, как только что названный. Но это не их тема, не тема архитекторов. Власть и бизнес таким манером спрятались от острых вопросов за спинами архитекторов. Между жителями, с одной стороны, и властью и бизнесом, с другой, встала Общественная палата, которая, кстати, и проводит общественное обсуждение проектов, обещая сделать всё честно и справедливо. Но кто эти люди из Общественной палаты? Кто их назначал или выдвигал? Как они доказали свою принципиальность и последовательность? Кто их знает? Кто их лично видел? Каковы их общественные заслуги и авторитет? Общественная палата не имеет такого уровня доверия, чтобы жителям на неё положиться.
Ведущие — представители Общественной палаты
Но как быть, если к окончательному принятию решений жители не допускаются? То есть от них собирают вопросы – любые, пожалуйста! – эти вопросы «учитываются» и «обобщаются» уже без жителей, выносится решение. Внешне – открыто и гласно. А, по сути, будет сделано так, как удобно руководителям проекта. Неудобные предложения "опустятся". Что должно быть сделано? Необходимо принципиально, чтобы на стадии «учёта» и «обобщения» результатов обсуждения в комиссию входили активные представители от жителей, которые проконтролируют, что высказанные при обсуждении замечания и вопросы будут действительно учтены.
Сроки реновации первых кварталов: 6-8 лет при хорошем раскладе, а так лет 15-20. В общем, тех кто это всё задумал, уже будет не найти.
Похожие статьи:
В классе у Мастера → Реконструкция против Реновации
Пикейные жилеты считают → Тихий дом. Анатомия гражданского протеста
Пикейные жилеты считают → Бульдозер как последний аргумент
Cui prodest? Педагогическая политология → Будет ли на вашей улице dolce vita?
Новости → Московская реновация. Главное