За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе...
Гениальная сказка, составленная буквально по народным сказаниям, Петра Павловича Ершова, написанная — подумать только, что за творческий проект молодого поэта! — им в 18 лет, звучала 3 января 2017 г. в доме русской философии — Доме Алекея Фёдоровича Лосева, что на Старом Арбате, 33, или просто в — Доме Лосева. О самом Доме Лосева — отдельный разговор. Вот его сайт: http://www.losev-library.ru/ Кстати, в этом доме до сего дня живёт его вдова А.А. Тахо-Годи, профессор МГУ, интереснейший автор книг по античной истории и литературе, а также биографии самого великого русского мыслителя ХХ века А.Ф. Лосева.
Но прежде, оказавшись вечером на Старом Арбате в новогодние дни, представим себе старый — тот самый старый (с маленькой буквы) Арбат — Арбат нашего детства и нашей юности, или почти...
Город — жил. Это значит, что люди не были здесь как командировочные, как иной раз кажется, гляда на нынешний московский истеблишмент. Зайдя в арбатские переулки, можно было встретить коренных жителей...
Дух старой Москвы, где ты сейчас обитаешь? Когда ты вырвешься на свободу?
Но вернёмся к концерту. Художественное слово — Народный артист России Виктор Никитин, музыкальное сопровождение — ансамбль "Русская рапсодия" под руководством Евгения Волчкова. Именно так был задуман концерт: художественное чтение поэтического произведения в музыкальном сопровождении.

В ожидании музыкантов

Аудитория
Любители классического жанра собрались в небольшой комнатке, приспособленной для очень камерных встреч. Поэтому было, честно говоря, тесновато и немного душно. Для развития модели культурного центра (каковым является Дом Лосева) — это хорошо: и библиотека, и музей, и лекторий, и музыкальный театр… Сейчас это модно: музейный зал мгновенно превращается в концертную площадку — расставили стулья для 30, 40 или 100 человек и даже микрофон не нужен. Музей и театр, музей и филармония без особых проблем — соединятся. Как сказал Маяковский — "Хорошо!". И я соглашусь. Я бы и сам с удовольствием провёл учебное занятие не в университетской аудитории, а именно в камерном зале музея.
Но мы увидели и другую модель — музыкального спектакля в сочетании с художественным словом. Нельзя назвать эту форму новой, но, кажется, её всё чаще выбирают артисты. Сочетание жанров не только делает спектакль разннобразным, но и повышает его познавательную ценность, поскольку, чаще всего, в качестве литературного содержания выбирается класическое произведение, которое слушатель готов воспринимать не один раз. А уж детям тем более увлекательно. Кстати, на сайте "Русской рапсодии" http://rusrapsody.ru/ в разделе "Детям" вы найдёте полную версию музыкального спектакля по сказке Гофмана "Щелкунчик и Мышиный король".

Народный артист России В. Никитин. Ансамбль "Русская рапсодия"
Растёт привлекательность проекта — растёт интерес аудитории, популярность и, следовательно, посещаемость. Народ приобщается, как говорится, к высокому искусству. Но случаются, однако, досадные издержки...

Не будем мешать, ведь только закончилось целое учебное полугодие. А в школах нынче учиться не легко...
И всё-же… Всё-же некоторые принципиальные, на мой взгляд, риски можно учесть, даже при блестящем мастерстве каждой из сторон: и чтеца, и музыкантов.
Интеграция жанров: художественное слово + музыка. Как их сочетать? Как связать? Чтобы они одно из другого выходили и подкрепляли. Риск состоит в механической, поверхностной, случайной подборке музыкального содержания.
Также риск может состоять в том, как они сочетаются (или не сочетаются) в самом процессе исполнения: каковы пропорции, если так можно сказать, между словом и музыкой? какова драматургия спектакля? какова эмоциональная волна — в каком месте должны совпасть чувства от текста и от музыки? нет ли звуковых накладок, когда чтец стремится перекричать ансамбль, а ансамбль — чтеца, при этом кричать и шуметь нет (по логике произведения) никакой необходимости? какова длительность спектакля, в конце концов?
Кроме того, не зря существует детский музыкальный театр, театр юного зрителя, детская литература. Актёры, постоянно выступающие перед взрослой аудиторией, не могут таким же образом, т.е. в тех же формах и теми же методами, нести классику в детские "массы". Им полезно поинтересовать педагогикой.
Пока всё.