На этот фильм я попал на лишний билетик, точнее, приглашение. В Китайском культурном центре на меня приглашений в Дом кино на фильм-открытие Фестиваля китайского кино в Москве не хватило. Именно в презентабельном и комфортном кинозале этого центра начал работу Фестиваль 22 мая в 19.00. Зрительскому вниманию предложен новый фильм пекинской киностудии "1 августа", посвящённый событиям конца Второй мировой войны в Манчжурии и разгрому последних отрядов японской Кватунской армии, "Балет в пламени войны". В тех событиях переплелись судьбы китайцев и русских — именно они стали предметом художественного исследования китайского режиссёра Дун Ячуня. Главную роль в фильме и первую для себя роль в кино сыграла молодая китайская балерина Цао Шуцы. И сыграла очень проникновенно, с глубоким внуренним чувственным напряжением, точно и выразительно. Художественным руководителем фильма выступил Никита Михалков, который в тот вечер в Доме кино представил съёмочную группу и фильм.
Восточное искусство символично. В его произведениях нет места пустому эстетству, зато они богаты знаками, смысловыми посылами, которые настраивают всех нас на определённую волну отношений между нами и нашим восточным соседом с населением более 1,3 млрд. человек. Особенно при охлаждении нашего интереса к ценностям Запада в текущей политической ситуации. Режиссёр показал на примере короткого (всего несколько месяцев), но важнейшего исторического периода тесное переплетение судеб людей и стран — русских и китайцев, России и Китая. Этот знак мне представляется самым важным общественным, мировоозренческим достоинством фильма. Это — социальное кино, т.е. кино про людей и для людей, а не от продюсера и для продюсера. Именно по такому киноразговору люди соскучились
Очень интересны детали. Фильм снимался в уезде Хэндаохэ (г. Хайлинь). Этот город появился в 1897 г. благодаря строительству Китайско-восточной железной дороги. С той поры здесь сохранилось более 100 домов в "русском" стиле и единственное паровозное депо. Они стали естественной "декорацией".
Ещё характерный момент. Китайские мальчишки играют в метание ножичками, что они делают очень искуссно. Японский полковник поймал троих ребят, пытаясь выяснить, кто из них заводила. После короткого жестокого эксперимента он это выясняет. "Вождь", — восклицает потомок самураев и стреляет в него в упор из пистолета. Японцы опасались, что китайские дети, проявившие лидерские качества, став взрослыми, превратятся в общественных вожаков. А помните турецких янычар? Из детей чужих народов в средневековой Турции воспитывали самых жестоких воинов. А мы спорим о о том, каким должно быть воспитание в российской школе, да и нужно ли оно… В общем, спорить не о чем — история показывает, кто прав.
Не берусь судить безапелляционно, но некоторые сюжеты фильма показались мне несколько натянутыми, неестественными. Однако китайский зритель может смотреть кино совсем по-другому, а для него прежде всего фильм сделан.
Надеюсь, что демонстрация фильма "Балет в пламени войны" не ограничится в России только рамками Фестиваля.
Похожие статьи:
Новости → Гончарный фестиваль в Гжели
Новости → Сибирское приглашение
Новости → "Большая перемена" приглашает в Минск
Главшкола → Некоторым нужно погорячее
Главшкола → В чём разница между трубачом и трубочистом