ГлавнаяНовостиГжель тебя в люди вывела…
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Гжель тебя в люди вывела…

12 декабря 2016 - Сергей Пимчев
Гжель тебя в люди вывела…
Чтобы представить себе Гжель историческую, например, такой, какой она описана в романе Александра Перегудова «В те далёкие годы», конца XIX -  начала XX вв., надо сильно напрячь воображение. На Егорьевском шоссе, главной транспортной и торговой жиле Гжели, – круглосуточное автомобильное движение, окутавшие Гжель магазины известных торговых брендов, современные технологические предприятия, асфальт – до каждой деревни, уличное освещение самого глухого угла, какого и в столице не всегда увидишь, сеть школ и даже собственный гжельский университет, развитый общественный транспорт до Раменского и Москвы, ухоженные дворы посёлков и деревень – всё имеется в наличии для полноценной человеческой жизни.
И зачем же эту прошлую жизнь себе представлять? Зачем понапрасну фантазировать, искусственно будоражить чувство ностальгии по былому, которое, как дрова в печи, отдало своё тепло и энергию для движения вперёд? Это движение произошло и теперь надо думать о будущем, потому что не может человечество вечно жить хороводами и частушками, сказками, преданиями, образами. Для будущего нужны новая энергия и новые формы жизни.
Кажется, у того же Александра Перегудова я читал примерно то же…
«… Если кротом порыться в земле, узнаешь: земли гжельские тощи, для хлебопашества малопригодны — песок да глина. И хотя сеют крестьяне рожь, овёс, гречиху и просо, но скудные собирают урожаи. Хорошо во Гжели только картошка родится, крупная и рассыпчатая.
И захожий человек удивится, послушав, как хвалят гжельцы свою родину и называют её матушкой. Бывает, не выдержит захожий:
— Что вы хвалитесь? Какая ваша Гжель матушка? Бывал я в чернозёмной стороне, вот там...
Но гжельцы замахают на чужака руками, договорить не дадут — все в один голос:
— О чём не знаешь, помалкивай. Не землёй мы кормимся, а глиной.
И замолчит чужак, и невдомёк ему: как это люди глиной кормятся?.».
Только вместо слово «глина» я бы поставил: «талант», «трудолюбие», «упорство», «характер»… И в XIX веке, и в XVIII веке, и ещё раньше, и в XXI  веке тоже. Именно поэтому и именно об этом шёл разговор в Речицкой школе по теме «Береги род свой». Что же такое род, родословная? Что включают в себя эти понятия? Почему мы придаём им такое важное значение? Таковы основные вопросы для этой встречи.
Речицкая школа, её педагогический коллектив во главе с директором Наталией Васильевной Гребенниковой много лет разрабатывает модель школы как социально-культурного центра развития местного сообщества, Гжели. Теоретически такой подход к развитию образовательных систем оформился в отечественной педагогике в 90-е годы XX в. Так получилось, что в Гжели независимо от этого, начиная с 60-х годов, на практике происходило становление собственной региональной (местной) концепции непрерывного образования с опорой на местные традиции и перспективу развития региона традиционного народного художественного керамического промысла. Создание этой концепции связано с именами Генерального директора объединения «Гжель» Виктора Михайловича Логинова и его соавтора Аллы Александровны Андреевой. Базой стал Гжельский художественно-промышленный колледж (прежде техникум), а затем и созданный на его основе институт (сейчас: Гжельский университет). Авторами опубликованы книги, защищены диссертации, поэтому с их подходами можно ознакомиться. Наталия Васильевна Гребенникова, как руководитель, опирается и продолжает развитие традиций «гжельского образования» в современных условиях, создав фактически авторскую модель школы.
Открытость внешним связям и отношениям является одним из педагогических принципов речицкой модели. Школа внимательно «прислушивается» к пульсу общественной жизни и собственными педагогическими средствами стремится найти ответы на конкретные «вопросы жизни» (как писал Н.И. Пирогов), которые волнуют и беспокоят гжельскую семью, бизнес, власть, другие социальные сферы, отдельных людей. Не удивительно поэтому, что, ощущая такую открытость и отзывчивость, в школе всегда много гостей. Им такая школа – нужна, такой школе они готовы оказывать поддержку. Постоянные участники и соорганизаторы больших школьных событий – Глава поселения Гжельское Галина Николаевна Голинкова и руководитель Раменской палаты ремёсел Сергей Александрович Акентьев:
 
 
Г.Н. Голинкова и С.А. Акентьев дают интервью Раменскому телевидению

Кстати говоря, Раменское телевидение постоянно бывает в Речицкой школе, создавая яркие и содержательные репортажи. И об том вечере тоже подготовлен репортаж:
http://www.ramtv.ru/viewnews.php?date=12.12.2016&n=4
Речицкая модель «гжельского образования» заслуживает специального разговора. Важно понять, что школьный вечер «Береги род свой» — не случайное красивое мероприятие, а одна из форм реализации глубокой социально-культурной концепции школы для – современного — общества, его устойчивого, социально сбалансированного долгосрочного развития. Именно в таком практическом педагогическом опыте, в таких педагогических методах, которые не на бумаге, а уже «получаются», на мой взгляд, нуждается современное российское общество, которое не очень эффективным путём проб и ошибок находится и в поисках самого себя, собственной социально-исторической идентичности, и своей новой роли в мировых отношениях.
Не замахнулись ли мы в своих рассуждениях на Вильяма, понимаешь ли, Шекспира? Почему бы и нет… Но сначала о самом вечере, а потом продолжим «философию».
9 декабря 2016 г. в школьном зале-трансформере (последний писк педагогической моды на Западе, когда школьная столовая превращается в концертный зал и обратно, в Речицах давно уже не инновация, а потребность жизни: приезжайте, господа, знакомиться!) яблоку, которыми славится Гжель, негде было упасть.
 
 
Гости в зале-трансформере

 
Выставка Алёны Позляевой, выпускницы школы
 

Г.Н. Голинкова и С.А. Акентьев рассматривают схему родословной

Рассказать о своих семейных династиях и родах пришли несколько (не все, конечно!) именитых родов Гжели. Представители известных семей Куриновых, Рябушкиных, Копниных, Проняковых, Дунашовых и других, – поведали о том, как их род появился, как он жил в Гжели, что сделал для малой Родины, чего добился в жизни.
 
 

 

 

 

 

 


Из представленной палитры жизни разных людей складывается понимание, на каких устоях держится современная семья и род, что остаётся в памяти поколений: родительский дом, фронтовое письмо, рассказ бабушки, особенности характера человека, выдающийся жизненный успех, случай из жизни… — это зёрна прошлого, которые прорастают в живительной среде памяти нынешних поколений. Их берегут и хранят в фотографиях и воспоминаниях. Об этом были рассказы и семейные предания.
Ещё одна характерная черта: многие русские праздники являются семейными, их отмечают люди по зову сердца, испытывая потребность в общении. Нет праздника – без песни: душевной или озорной русской песни. Много пели и читали стихов. Постоянный участник школьных праздников — гжельский композитор Владимир Петрович Стрелков.
 
Композитор В.П. Стрелков

Ну, а как насчёт обещанного «замахнуться на Вильяма»?
Об этом тоже говорили простым русским языком. К кому обращается человек, когда ему плохо, когда ему нужна помощь? К семье, к родственникам. К сожалению, стабильность современного российского общества и государства представляется зыбкой. Это видно по многочисленным скандалам и политической борьбе. Возможно, теперь так будет всегда. Но люди не могут жить среди вечных сенсаций, быть постоянным объектом непрерывного манипулирования. В жизни нужна опора, нужна родная пристань, где человек находит отдушину и поддержку. Это звучит лирически, но, на самом деле, человек, находящийся в спокойном душевном стоянии, не поддаётся манипулированию. Первая задача манипулятора – как раз и вывести человека из состояния душевного равновесия. Поэтому социальная солидарность людей на основе естественных, исторических, проверенных временем, живых, близких и понятных форм общения и сплочения – первое средство против разного рода политических, идеологических, религиозных, коммерческих и прочего рода манипуляций, т.е. использования человека в чуждых для него интересах. Вот и обещанный Шекспир!
Ещё один принципиальный момент. От одного влиятельного (не равно — уважаемого) человека я услышал оскорбительную и убогую фразу, сказанную публично на большую аудиторию: «Войти в лаптях в постиндустриальное общество не получится!», — вещал с трибуны надутый «интеллектуал». Это можно обсудить специально, а сейчас просто скажу коротко: не слушайте этих кухонных умников! Мы с ними уже остались не то, что без лаптей, а и без штанов.
Речицкая школа постоянно принимает зарубежных гостей. Это не дань моде, но принципиальная установка для школы как открытой социальной системы – системы, открывающей мир своим ученикам во всём его разнообразии и широте. Гости для школы – не просто друзья, их визит, если хотите, — педагогический метод.
В этот раз в школу приехали наши друзья из Варшавы: Михал Варых, учитель русского языка из гимназии № 22 им. Генерала Шембека, и Даниэль Штыбер, предприниматель. Они представляли Варшавскую торгово-промышленную палату и приехали подписать договор с Раменской палатой ремёсел, что и произошло в торжественной обстановке:
 
 
Процедура заключения договора о сотрудничестве

Репортаж о событии размещён на сайте Варшавской торговой палаты:
http://wig.waw.pl/wizyta-w-izbie-rzemiosla-ludowego-w-gzelu/
и на сайте Раменской палаты ремёсел:
http://palata-npr.ru/galereya/foto.html?galAlbum=30
Наши польские гости присутствовали и на празднике в школе. Они привезли гжельским ребятам письма польских школьников.
 
Михал Варых передал письма от школьников из Варшавы
 
Кстати говоря (и это, видимо, не совсем по ведомству Шекспира), обучение и воспитание будущих предпринимателей на основе богатых исторических гжельских традиций – одна из педагогических задач Речицкой школы. Директор школы Наталия Васильевна Гребенникова – сама из рода гжельских заводчиков.
 
 
Н.В. Гребенникова. Родоначальник рода Проняковых

В заключение встречи русские и поляки пели "Катюшу" и "Подмосковные вечера".
 

Закончить рассказ хотел бы сюжетом из книги Александра Перегудова. Разговор отца Сидора Семёновича с сыном Никитой:
« — Была бы моя воля, — говорил Никита, продал бы я эту фабрику и ушёл из Гжели на новое место. Здесь не вылезешь, здесь в каждой деревне фабриканты, и все расти хотят, друг друга глушат… А на новом месте никто не помешает.
— Не гневи бога, — погрозится пальцем Сидор Семёнович. – Гжель тебя в люди вывела, а ты её бросить хочешь. С умом и здесь безбедно проживёшь…».
 

Похожие статьи:

Золотая библиотекаТак встречались люди... Одесса в кино

Записки читателяЧеловек и Семья

Родительский кров. ВоспитаниеСоветы опытной мачехи - юной падчерице

Пикейные жилеты считаютКак "выделывается" человек

Родительский кров. Воспитание"Здравствуйте, я Пушкин!". Семейное путешествие

Комментарии (2)
Сергей Пимчев # 12 декабря 2016 в 15:31 0
Мартемьянова Влада:
"Береги Род свой! А значит, береги Родину, Родных и близких, родное твоему сердцу и душе. Этой великой и зна-чимой для патриотического и нравственного воспитания теме было посвящено Знаменательное Событие, участником которого мне посчастливилось стать. Сегодня в Речицкой СОШ, во Гжели, состоялась ВСТРЕЧА представителей Гжель-ских родов и династий, известных Гжельских Фамилий, чья жизнь и судьба неотделимы от Судьбы Гжели, ее истории, достижений, трудового и боевого Подвига. Благодаря инициативе директора Речицкой школы Гребенниковой Наталии Васильевны, усилиями педагогического, ученического и родительского коллективов школы, при активной поддержке Администрации сельского поселения Гжельское, Совета Депутатов и НП «Палата народных промыслов и ремесел» встретились и рассказали о себе Потомки известных Гжельских родов, стоявших у истоков народного художественного промысла, внесших неоценимый вклад в богатейшее культурно-историческое наследие России- Гжель. Куриновы, Про-няковы, Дунашевы, Рябушкины, Копнины, Смирновы,- и это далеко не полный перечень Гжельских Фамилий, своим Трудом и Талантом написавших единственную в своем Роде Гжельскую Летопись. На встрече царила невероятно Уют-ная, по-Гжельски душевная атмосфера. В своих интересных презентациях, песнях и незабываемых СТИХАХ(которые просто потрясли своей искренней Любовью и Привязанностью к малой Родине-Гжели), каждая Фамилия рассказала о своей родословной, генеалогическом Древе, выдающихся людях, достижениях, традициях своего РОДА. Встреча собрала людей разных поколений. Это особенно ценно и ВАЖНО для детей, молодежи. Каждая молодая веточка на Древе жизни не отделима от своей корневой системы, питающей и защищающей ее. Без мощного Корня нет мощного Ствола и жизнеспособных юных побегов. Особую значимость событию и его важность в международном контексте, придало присутствие на нем делегации из Польши, представлявшей Варшавскую Торгово-промышленную Палату. Ранее, сегодня же, 9 декабря, было подписано Двустороннее Соглашение от Сотрудничестве между Некоммерческим Партнерством «Палата народных промыслов и ремесел» и Варшавской Торгово-промышленной Палатой, Польша. Михаил Варых, представитель Варшавской ТПП, а также преподаватель русского языка интеграционной Гимназии в Варшаве, уже в третий раз посетил Гжель. В своем приветственном обращении к собравшимся он подчеркнул ВАЖНОСТЬ активного развития международного сотрудничества между двумя странами в сфере Культуры, Образования, поддержки предпринимательской инициативы, колоссальную роль, которую играет Речицкая школа в этом значимом для будущего процессе. По мнению польских гостей, активная жизненная позиция и высокий профессионализм директора Речицкой школы, сплоченность коллективов учителей, родителей и самих школьников, нацеленные на перспективу проекты и инициативы- могут служить примером для других образовательных учреждений. Михаил Варых передал директору Речицкой школы Наталии Васильевне Гребенниковой ПИСЬМА польских школьников, адресованных своим российским Друзьям. В свою очередь, Речицкая школа вручила польским учащимся подарки к Новому году и Рождеству. Школа- как культурный центр. Синергия педагогического поиска и творчества. Как важнейшее звено в системе непрерывного образования. Как Хранитель традиций и активный Партнер в рамках динамично развивающегося международного сотрудничества. Семья, Род- самые крепкие связующие нити. Основа и опора человека в Жизни. Трудолюбие, невероятно богатый творческий потенциал, предпринимательская жила и любовь к своей малой Родине, капельке Родины Великой, жизнестойкость и способность преодолеть любые испытания,- все это присуще Гжельскому РОДУ!".
Сергей Пимчев # 13 декабря 2016 в 10:31 0
Т.В. Рейстерман:
"Дорогая Наталья Васильевна!
Праздник получился очень добрым, актуальным и значимым для всех гжельцев. Хочется верить, что Ваш опыт станут использовать и другие школы, ведь для подрастающего поколения это инструмент естественного, а не искусственного воспитательного процесса. Здесь все по- настоящему: и родственники со своими судьбами, и сопереживания своим близким, и гордость за их поступки. Организованное мероприятие будет способствовать формированию твердых жизненных позиций, и, несомненно, любви к Родине, в том числе и к малой.
Благодарим за праздник, поздравляем с очередной победой и желаем неиссякаемого творческого потенциала!
С уважением,
Рейстерман Т.В.".
Последние обсуждения на форуме
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.