Сбор грибов обычно рассматривается взрослыми как заготовительный процесс, как подготовка к зиме. Взрослые часто смотрят на сбор грибов как на отдых. Всё это так. Но сбор грибов может стать прекрасным воспитательным и учебным процессом для всех участников, особенно для детей. В чём заключается образовательный потенциал сбора грибов? Он поистине безграничен.
Сбор грибов - это деятельность. Следовательно, в ней можно выделить важнейшие этапы деятельности и в той или иной (доступной - хотя бы на уровне впечатлений, первичного опыта) форме их отметить или заметить: появление желания - разработка плана - подготовка - собственно деятельность - результат - анализ результата - новый план. Когда ваши дети станут государственными мужами или серьёзными предпринимателями, они будт действовать по такому алгоритму. И всем будет хорошо. Более того, освоение этото алгоритма является ключом к успеху. Говоря проще, в этом и заключается разумность.
Каждый их этапов тоже имеет свои важные для успеха элементы и необходимые для освоения знания и умения. Нужно правильно одеться, чтобы не нахватать клещей. Нужно взять нож, который необходимо заточить. Подобрать удобную обувь. А что взять для грибов: целлофановый пакет или корзину? А что удобнее? Подумайте вместе с детьми. Я уже не говорю о том, что необходимо поизучать картинки съедобных и несъедобных грибов. Желательно приобрести хороший цветной справочник-определитель грибов.
Даже такой простой момент, как цвет грибов. Современный человек приучен к броским и резким цветам (реклама, телевидение, цветное фото, цифровое кино). Но тысячи лет наш мозг привыкал к цветам естественным. Наблюдение за мягкими естественными тонами грибов - это психологическое возвращение человека к своей природе. Это успокоение нервной системы.
Наблюдение. Мы уже произнесли это ключевое слово. В ходе наблюдения необходимо выполнить целый ряд мыслительных операций: заметить объект, вычленить его из общего фона, идентифицировать, опознать, сравнить с другими аналогичными объектами, квалифицировать. И ещё оценить его качество - применительно к грибам: понять, старый он или молодой, обрезать и подчистить. А ещё: обратить внимание на то место, где рос гриб, заметить какие-то особенности, чтобы искать грибы, ориентируясь на их "любимые" места обитания. А время появления: грибы летние, грибы осенние...
Техника безопасности. В лесу торчит много веток, летают комары, от которых постоянно отмахиваешься, наступаешь на упавшие сучья, на которых можно поскользнуться. А у вас в руке - острый нож! Полагаю, во избежание травмы нож лучше держать в корзинке (лично я хожу с корзинкой, по-дедовски) или в чехле, закреплённом на поясе (как у разведчика).
Надоедливые комары и мушки, усталость пробираться по лесу - требуют преодоления себя, терпения. Как этого не хватает современным детям! Потренируйте эти качества в лесу.
В лесу легко можно заблудиться. Значит, требуется освоить азы ориентирования на местности. По солнцу. По звукам (лай собак в деревне), шум отдалённой электрички или автотрассы). И это тоже - новые знания и методы деятельности.
В лесу вы можете увидеть мусор, оставленный другими людьми. Это - пример того, как не надо делать.
Сколько ходить по времени и как далеко зайти в лес? Когда возвращаться: когда набрали полную корзину или можно не с полной? Думайте и обсуждайте все вопросы с вашими детьми.
Наконец, вернулись домой. Началась обработка грибов. Как?
А когда мы грибы едим - с чем они вкуснее?
Разумеется, я лишь обозначил некоторые вопросы для примера. Об эстетике общения с природой я даже и не говорю.
Таким образом, сбор грибов может стать эффективным педагогическим средством. А если делать это постоянно, знания и методы закрепляются в опыте.
Есть интересная работа Владимира Солоухина "Третья охота". Как раз о сборе грибов. Он подошёл к раскрытию темы как писатель: "... Я считаю, что страсть к охоте, рыбалке, к грибам, есть не что иное, как смутное воспоминание детства человечества, потому сладка и желанна эта страсть. И ведь не просто воспоминание, но можно, оказывается, как бы возвратиться в то самое, прежнее состояние, когда ты один в лесу или на реке и только от тебя самого, от умения, ловкости и смекалки зависит, добудешь или не добудешь тетерева, щуку, корзину рыжиков или боровиков".
Я бы добавил, что, например, рыбалка являетсчя одним из престижных видов деятельности в Оксфордском университете. Рыбалка тоже - воспитывает и обучает, как и сбор грибов. Вот, как смотрит на "простые" занятия мировая элита.
А для нас они - естественные. Постараемся не упускать из виду их образовательный потенциал.
Постарайтесь приобщить к ним пораньше, найдите слова и формы для этого. Чем старше дети, тем сложнее их вовлекать в "немодные" дела.
С педагогической точки зрения можно посмотреть и на другие виды деятельности.
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → Уносимые ветром
Главшкола → Нет проблемы - нет анализа
Прогностика. Образование для будущего → "Не повторяется такое никогда...". Счастье человека: PRO, или Семь уроков Константина Дмитриевича Ушинского
Главшкола → Стратегическая игра. Как увидеть наглядно?
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи