С.П. Пимчев
"Не повторяется такое никогда...".
Счастье человека: pro, или Семь уроков
Константина Дмитриевича Ушинского
Есть в каждом возрасте прекрасная пора,
Которая летит вперёд как птица.
Вот босоногая резвится детвора,
Вот пылкой юности несётся колесница.
Падений, взлётов и ошибок груз
Слетит с души, как с глаз падёт ресница,
Кто жизнью бит, кому-то выпал туз
И в том пути покой нам только снится...
Лирические размышления современной поэтессы о том, как складывается путь человека в жизни, я продолжу песней Майи Кристалинской.
В школьное окно смотрят облака,
Бесконечным кажется урок.
Слышно, как скрипит, пёрышко слегка,
И ложатся строчки на листок.
Первая любовь, звонкие года,
В лужах голубых стекляшки льда.
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Не повторяется, не повторяется,
Не повторяется такое никогда!
Что такое счастье человека? Почему все счастливые семьи похожи друг на друга? Как человеку быть счастливым? Общечеловеческая мечта о счастье как педагогическая категория, как предмет педагогического анализа, как цель образования впервые, пожалуй, названо Яном Амосом Коменским. С той поры в педагогической классике каждая строка буквально пропитана этой мыслью.
"Создание средствами образования условий для формирования личной успешности обучающихся и воспитанников в обществе"... Вы сразу поняли? Так формулируется цель программы "Развитие образования г. Москвы" на период 2012-2016 гг. Оставляя в стороне канцелярский язык документа, спросим, что имеется в виду под личной успешностью? Разработчиками ключевое для их концепции понятие не раскрывается. С точки зрения читателя, позицию авторов можно объяснить упущением, однако, на мой взгляд, это было сделано сознательно, чтобы на этапе утверждения программы не вызывать полемику со стороны тех, кто не согласен с измерением личной успешности человека цифрами рейтинга и пухлостью портфолио, что стало выявляться только постфактум. Человек чувствует себя не марафонцем, несущего радостную весть о победе, но участником мышиного забега, стимулируемого пищей и страхом. Ушинский, вспоминая свою гимназию, замечал, что иногда "мне казалось в бреду, что меня из человека сделали номером и употребляют в каких-то мучительных математических вычислениях" [Т. 1, С. 314]. В Программе достаточно фигур умолчания такого рода, допущенных, опять же, на мой взгляд, сознательно, потому что либеральный подход, провозглашённый открыто, скорее всего, не был бы принят обществом. Это касается и таких базовых понятий, как "образовательный стандарт", "образование как услуга", "реструктуризация сети школ" и т.п. Нас десятилетия дикого капитализма приучали к этим понятиям, однако - в течение 2014 года начался разворот. Президент страны, выступая на днях перед ректорами вузов, ясно дал понять, что главная задача вуза - учить, а не зарабатывать деньги. При этом прямо напротив него сидел министр образования, который в качестве одного из главных критериев оценки вуза выдвигает именно получение прибыли. Аналогичная ситуация и в школах. Каков же главный результат образования, и, следовательно, что выступает главным целевым ориентиром для школы?
В работе "Труд в его психическом и воспитательном значении (1960 г.)" 36-летний Ушинский, в частности, высказывает следующее - актуальное для нас - наблюдение: "Отец, человек, проложивший сам себе дорогу, трудится, бьётся из всех сил, чтобы избавить своих детей от необходимости трудиться и, наконец, оставляет им обеспеченное состояние. Что же приносит это состояние детям? Оно весьма часто не только бывает причиной безнравственности в детях, не только губит их умственные способности и физические силы, но даже делает их положительно несчастными, так что если сравнить счастье отца, тяжким упорным трудом нажившего состояние, и детей, проживающих его без всякого труда, то мы увидим, что отец был несравненно счастливее детей. А между тем бедняк трудился целую жизнь, чтобы детям его не нужно было трудиться, бился целую жизнь, чтобы разрушить их нравственность, сократить их существование и сделать для них счастье невозможным! О дельном воспитании он не заботился: к чему оно? - были бы деньги! Пусть-де воспитывается тот, у кого их нет. И не подумал он, что труд, а за ним и счастье сами сыщут бедняка, а богач должен ещё уметь отыскать их.
... Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за всё золото... Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шёлка, хлеба, машин, вина, погубил Рим, Испанию, губит Южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многие тысячи людей" [Т.2, С. 10-11].
Отсюда вытекает первый урок: путь к счастью - это, в первую очередь, воспитание характера человека, который поможет ему противостоять внешним невзгодам и внутренним искушениям, и способности к осмысленному труду.
Так называемая практикоориентированность, в отсутствии которого уже много лет упрекают наше образование, стала резко усиливаться в последнее время: в частности, я имею в виду, метод проектов, профилизацию школы, победы в предметных олимпиадах, а точнее, охватившую процентоманию в этих вопросах. Где мера вещей?
Ушинский в работе "Три элемента школы" (1857 г.) замечал: "Зародыши образов и будущих идей рано и насильственно раскрываются в душе ребёнка и теряют силу развития, которая заменяется каким-то туманным признаком. Это всё рано, что раскрывать руками зарождающиеся почки цветов. Сравните искусственно и преждевременно развёрнутую розу с той, которая развернулась силой своей собственной зрелости, и вы поймёте всю разницу между образом, созревшим самостоятельно в душе человека в форму идеи, и зародышем образа, преждевременно развёрнутым идеей другого" [Т.1, С. 239]. Ушинский продолжает характеристику современной ему германской педагогики: "На десяти строках каждого нового курса вы встретите несколько раз слова "самостоятельность", "самостоятельное развитие" и пр. Но в том-то и беда, что она уж слишком много заботится об этом... Самостоятельность развития, которая насильно вытягивается из души хитро придуманной методой, только кажущаяся самостоятельность" [там же, С. 240].
Таким образом, второй урок - это антропологический принцип в образовании, при котором точкой отсчёта выступает организм человека, его естественное развитие, а не логика кабинетных циркуляров.
В прошлом году я попытался сделать реферативный обзор литературы о современном учителе. У меня не получилось: в многочисленных книгах и сборниках по этой теме словам было просторно, а мыслям тесно. Ключевая роль учителя для будущего развития общества всячески подчёркивается, но его жизненные и профессиональные трудности не становятся предметом научного и управленческого анализа. Скорее, наоборот: деятельность учителя всё более регламентируется и бюрократизируется, и его профессиональная свобода и, что очень важно, жизненное самочувствие мало кому интересны. Похоже, что профессиональный стандарт педагога станет не базой для педагогического творчества, а чиновничьей уздой для него. Размываются профессиональные рамки педагогического образования (атака на педагогические вузы, вплоть до их ликвидации).
Ушинский в работе "О нравственном элементе в русском воспитании" (1860 г.) замечал: "Какое бы учреждение и какой бы устав ни разбирался нами, мы всегда почти приходим к тому заключению, что... главный недостаток везде и во всём один и тот же - недостаток людей... Прежде всего и более всего наше народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, нуждается в народных учителях, народных не потому только, что они учат народ и в народных школах, а потому, что они вышли действительно из среды народа, вынесли с собой его лучшие, характеристические свойства и его чистейшие привязанности и просветили эти привязанности истинно христианским, европейским образованием. Народные учителя нужны нам прежде всего и более всего" [Т.2, С. 27, 57].
Третий урок - высокий социально-профессиональный статус учителя, всемерная поддержка его творческой самостоятельности и активности, а не роли пластинки, которую можно поменять на другую. Российскому учителю вместе с писателем, художником, инженером, врачом, военным, режиссёром предстоит осознавать миссию страны в современном мире, настраивать образовательный процесс на реалии жизненного пути человека в таком именно конкретно-историческом контексте.
В июне 2014 г. состоялся Петербургский экономический форум. Его открытие предварял деловой завтрак, посвящённый образованию, который транслировался. Представители нашего истеблишмента имели возможность высказаться публично, и высказывания оказались показательными. Общая оценка нашего образования оказалась низкой, апеллировали к американскому образованию, благо многие обучались. Наиболее ярко высказался г-н Дворкович. Смысл его заявления (в отношении высшей школы) заключался в следующем: поддерживать надо только 10% тех, кто хочет учиться. Судьбу "остальных" 90% вице-премьер российского правительства, курирующий социальный блок, не прокомментировал.
В статье "О необходимости сделать русские школы русскими" (1867 г.) Ушинский писал: "Мы положительно убеждены, что плохое состояние наших финансов, частый неуспех наших больших промышленных предприятий, неудачи многих наших административных мер... наши непроходимые проезжие пути, наши лопающиеся акции, пребывание громадных дел в руках безграмотных невежд и пребывание учёных-техников без всякого дела, нелепые фантазии нашей молодёжи и не менее нелепые страхи, которыми так ловко пользуются люди, ловящие рыбу в мутной воде, - все эти болезни, съедающие нас, гораздо более зависят от незнания нами нашего отечества, чем от незнания древних языков. Мы убеждены, что все эти болезни и многие другие сильно поуменьшились бы, если б в России вообще поднялся уровень знаний о России..." [Т.2, С. 360].
Четвёртый урок - перестать копировать западные модели экономики, политического устройства, социальной сферы, жизни вообще, сосредоточиться на творческой работе по самостоятельному национальному развитию.
Политические события последнего времени (возвращение Крыма, утверждение Новороссии, экономические санкции против России) пробудили Русский мир, поставили в повестку дня давнишний вопрос об экономической модернизации, уходе от сырьевой однобокости экономики, о "новой индустриализации".
Слова Ушинского: "Всякое существенное... улучшение в быту народа, всякая существенная реформа должны основываться на внутренней, духовной реформе, на движении вперёд, совершающемся в самом духе народа, потому что только из этих духовных реформ вырастают сами собой прочные внешние реформы. Для того чтобы благосостояние народа и его образованность, тесно связанные между собой, сделали действительный шаг вперёд, для этого ещё недостаточно устава и закона, каких бы то ни было внешних определений, но необходимо, чтобы самый дух народа, его ум и его нравственное чувство дали силу и жизнь этим уставам, законам и правам... в основу всякого движения вперёд... должна необходимо, неизбежно лечь народная школа, которая бы... открыла зрение и слух, душу и сердце народа урокам великих наставников человечества: природы, жизни, науки и христианской религии" [Т.2, С. 73, 75].
В этом состоит пятый урок, который рассматривает школу не как комбинат бытовых услуг, а в качестве базового института общественного развития.
"Во всём свете у нас только два верных союзника - наша армия и флот" - эту мысль часто произносил Александр III, чьим современником Ушинский был. Представления о национальной безопасности по сравнению с XIX в. усложнились: т.н. "мягкие", гуманитарные технологии в современном мире играют не меньшую роль, чем "жёсткие", военные или экономические. События прошедших 23 лет на Украине показывают, как с помощью средств общественного воспитания и школы можно менять представления народа о своём историческом коде, прошлом и будущем.
Уткнувшись в узкое понимание образования (например, услуги или ступени к высшей школе), мы отдаляемся от сути этого явления, огрубляем и примитивизируем его. Огромная общественная машина под названием "школа" с десятками миллионов учителей, школьников, их родителей резко снижают свой потенциал как института общественного воспитания, способа влияния на общества, поскольку подменяется сам предмет образования и воспитания. Мы просто перестаём заниматься главным - человеком. Напомню, что главный труд Ушинского так и назывался - "Человек как предмет воспитания".
Шестой урок - образование необходимо рассматривать как действенное средство национальной безопасности, владея высокими и тонкими социально-гуманитарными методами.
Экстремистские группировки в Европе и Америке, которые грозятся потрясти западную цивилизацию, набирают сторонников не на принципе конкуренции, а на прямо противоположном принципе: "ты нам нужен любой", "не важно, какой ты - успешный или неуспешный". Проблемы неформальных объединений молодёжи, с которой педагоги столкнулись впервые в 80-е годы "Перестройки", ушла из поля нашего внимания, в современной жизни приобрели очевидно другой вес. Но российская школа сегодня самоустраняется от неё.
"Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести... - вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться", - это слова Ушинского о задачах по-настоящему народной школы применительно к ситуации середины 19 в. А что делать, если в обществе это стало принципами "успешной" жизни? Они выталкивают людей из общества, сеют зёрна отчуждения, социальной неприязни и ненависти.
Седьмой урок: образование - это средство сохранение "человеческого капитала" страны. Школа не может переделать современного ей общества, но научить человека быть в нём субъектом, а не просто приспосабливаться, может.
Тема нашего разговора - педагогические взгляды Константина Дмитриевича Ушинского. В последнее время с авторитетных кафедр можно услышать: "Коменский устарел", "Ушинский устарел", "Сухомлинский писал для своего времени"... Моя задача - на примере только нескольких тезисов доказать обратное - прогностическое значение педагогических идей Ушинского для современного российского общества.
Что происходит с человеком, когда у него всё есть, а счастья нет только? Вспомните повесть Николая Семёновича Лескова "Воительница". Человека можно уподобить книге, которая должна быть написана без купюр, иначе нехорошо получается. Разве не в том состоит основная задача учителя и школы, чтобы научиться самим и научить других самостоятельно писать свою "книгу жизни"?
...Есть в каждом возрасте прекрасная пора,
Которая летит вперёд как птица.
А Жизнь в подарок небом нам дана,
И так прекрасна её каждая страница!
Похожие статьи:
Родительский кров. Воспитание → Как найти доброго мужа и стать счастливой женой?
Родительский кров. Воспитание → Брак по расчёту среди олигархов
Золотая библиотека → Ночной поцелуй в затылок. Чехов
Золотая библиотека → Во что обходится "успех"?
Родительский кров. Воспитание → Как выйти замуж за принца?