ГлавнаяСтатьиГлавшколаНет проблемы - нет анализа
Разделы статей

Нет проблемы - нет анализа

26 июня 2015 - Сергей Пимчев
Нет проблемы - нет анализа
За два дня до Нового года меня пригласили на педагогический совет большого московского образовательного комплекса. Как вы думаете, о чём могла идти речь на педагогическом совете, который происходит ровно посередине учебного года? Вопрос риторический. Я ожидал именно этого. Тем более, что проблем у образовательных комплексов — море, актовый зал заполнен — несколько сот педагогов. Сообщения: директора и его заместителей. Однако, меня ждало… открытие. Ни одного имени, ни одной цифры. Ни одной проблемы. Сплошь нравоучения о том, что такое хорошо и как должно быть хорошо. Открытие заключалось в том, что такого я не видел никогда. Нет анализа совершенно. Девственная чистота понятия о нём.
А нет анализа, значит, нет целенаправленной деятельности, поскольку схему деятельности (человека или организации) можно представить в виде трёхчленки: анализ I (проектирование) — деятельность — анализ II (нового, приобретённого, опыта). Что такое анализ?
Наиболее близкими по смыслу понятиями, на мой взгляд, являются: осмысление, исследование, изучение. Его основное содержание: выяснение препятствий, трудностей для деятельности путём наблюдения, определение на этой основе их источника, причины — т.е. проблемы деятельности; оттталкиваясь от понимания проблемы — определение цели и вытекающих из неё задач, планирование конкретных шагов, прогнозирование ожидаемых результатов. Аналитический материал (доклад, статья, любой аналитический текст) может иметь различный объём, форму и т.п., но названные вопросы так или иначе находятся в его центре.
С анализом всегда непросто, поскольку ему надо специально учиться, но в последние годы аналитический уровень педагогических советов, научно-практических конференций в школах (сужу по Москве) падает. Возможно, моё мнение субъективно. Но если оно адекватное, то незримо падает реальное качество образования, поскольку стержневым содержанием педагогической деятельности выступает развитие у школьников осмысленного отношения к себе, явлениям, отношениям, предметам окружающего материального и социального мира.
В наиболее "чистом" виде анализ присутствует в профессиональной исследовательской деятельности. Чтобы овладеть секретами анализа, педагогу не обязательно защищать диссертацию, но освоить азы исследовательской деятельности в авторитетной научной школе будет очень полезно и целесообразно.
Получив в результате общения с научной школой или её представителем (например, в лице научного руководителя в школе) соответствующий новый профессиональный опыт, понимание, знания, умения, навыки, педагог может в адаптивной форме перенести его в организацию проектной деятельности школьников.
Обращу внимание, что анализ из Большой науки в педагогическую среду необходимо переносить в адаптивных формах, которые. в свою очередь, должны также претерпеть адаптацию при переносе в учебный процесс школы. Прямой механический перенос просто вреден, поскольку ведёт к профанации.
Ключевым понятием анализа является проблема. Нет проблемы — нет исследования и анализа.
Что такое проблема и как она формулируется? Что такое цель и как она формулируется? Что представляют собой другие методологические понятия исследования-анализа? Это может стать предметом специального обучения педагогов.

Похожие статьи:

Родительский кров. ВоспитаниеВы собрались в путешествие

ГлавшколаАналитический тренинг: определение реперных точек

ГлавшколаСтратегическая игра. Как увидеть наглядно?

Родительский кров. ВоспитаниеЛесная педагогика. Сбор грибов.

Авторский урок "haute couture"Урок как форма педагогического авторства

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.