За два дня до Нового года меня пригласили на педагогический совет большого московского образовательного комплекса. Как вы думаете, о чём могла идти речь на педагогическом совете, который происходит ровно посередине учебного года? Вопрос риторический. Я ожидал именно этого. Тем более, что проблем у образовательных комплексов — море, актовый зал заполнен — несколько сот педагогов. Сообщения: директора и его заместителей. Однако, меня ждало… открытие. Ни одного имени, ни одной цифры. Ни одной проблемы. Сплошь нравоучения о том, что такое хорошо и как должно быть хорошо. Открытие заключалось в том, что такого я не видел никогда. Нет анализа совершенно. Девственная чистота понятия о нём.
А нет анализа, значит, нет целенаправленной деятельности, поскольку схему деятельности (человека или организации) можно представить в виде трёхчленки: анализ I (проектирование) — деятельность — анализ II (нового, приобретённого, опыта). Что такое анализ?
Наиболее близкими по смыслу понятиями, на мой взгляд, являются: осмысление, исследование, изучение. Его основное содержание: выяснение препятствий, трудностей для деятельности путём наблюдения, определение на этой основе их источника, причины — т.е. проблемы деятельности; оттталкиваясь от понимания проблемы — определение цели и вытекающих из неё задач, планирование конкретных шагов, прогнозирование ожидаемых результатов. Аналитический материал (доклад, статья, любой аналитический текст) может иметь различный объём, форму и т.п., но названные вопросы так или иначе находятся в его центре.
С анализом всегда непросто, поскольку ему надо специально учиться, но в последние годы аналитический уровень педагогических советов, научно-практических конференций в школах (сужу по Москве) падает. Возможно, моё мнение субъективно. Но если оно адекватное, то незримо падает реальное качество образования, поскольку стержневым содержанием педагогической деятельности выступает развитие у школьников осмысленного отношения к себе, явлениям, отношениям, предметам окружающего материального и социального мира.
В наиболее "чистом" виде анализ присутствует в профессиональной исследовательской деятельности. Чтобы овладеть секретами анализа, педагогу не обязательно защищать диссертацию, но освоить азы исследовательской деятельности в авторитетной научной школе будет очень полезно и целесообразно.
Получив в результате общения с научной школой или её представителем (например, в лице научного руководителя в школе) соответствующий новый профессиональный опыт, понимание, знания, умения, навыки, педагог может в адаптивной форме перенести его в организацию проектной деятельности школьников.
Обращу внимание, что анализ из Большой науки в педагогическую среду необходимо переносить в адаптивных формах, которые. в свою очередь, должны также претерпеть адаптацию при переносе в учебный процесс школы. Прямой механический перенос просто вреден, поскольку ведёт к профанации.
Ключевым понятием анализа является проблема. Нет проблемы — нет исследования и анализа.
Что такое проблема и как она формулируется? Что такое цель и как она формулируется? Что представляют собой другие методологические понятия исследования-анализа? Это может стать предметом специального обучения педагогов.
Похожие статьи:
Главшкола → Аналитический тренинг: определение реперных точек
Родительский кров. Воспитание → Вы собрались в путешествие
Родительский кров. Воспитание → Лесная педагогика. Сбор грибов.
Авторский урок "haute couture" → Урок как форма педагогического авторства
Главшкола → Стратегическая игра. Как увидеть наглядно?