В самом конце августа 2019 г. в Казани состоялся мировой чемпионат рабочих профессий под названием "WorldSkills", а если по-русски, то просто "Ворлдскиллс". Возможно, на него и не стоило обращать внимания, как не сообщили о нём ведущие мировые СМИ: я посмотрел несколько — нигде ни слова. Хотя наше ТВ несколько дней, пока шла "рабочая Олимпиада", настойчиво и громко внушало нам глобальное значение события, и даже на сайте Президента России появилось, аж, три поста на эту тему, сам Президент лично прибыл в Казань по этому случаю. Например:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/61391
Итак, каково же реальное значение "Ворлдскиллс" для России, иначе говоря, каким образом это явление работает на национальные цели развития страны?
То, что здесь присутствует политический пиар, это очевидно. Нам очень хочется продемонстрировать, что Россия не выключена из глобальных отношений, несмотря ни на какие санкции. И нам, как говорится, до фонаря. Между тем, нам не "до фонаря". Это некоторые ретивые журналисты так крякают и считают чужие убытки, реалисты же считают убытки свои. Как ни выкручивается либеральный экономический блок Правительства во главе с г-ном Медведевым, всё чаще звучат слова о нулевом экономическом "росте" и реальном падении доходов населения. Надо думать, что все названные в абзаце вопросы связаны между собой. Но это экономика. Поговорим о педагогике.
Некоторое время назад на одной региональной конференции по вопросам развития профессионального образования очень много говорили о "Ворлдскиллс", но ни слова не прозвучало о региональных особенностях развития профессионального образования, о состоянии рынка рынка труда в регионе, о приоритетах промышленности и т.д. Между тем, данные темы — ключевые для развития профессионального образования в регионе. "Вордскиллс" на эту тему молчит? А своего ума не хватает? Зачем тогда "Вордскиллс" — для восполнения своего дефицита нужно что-то другое?
В разговоре с одним из руководителей высокотехнологичного предприятия ОПК было сказано, что при обучении рабочих предприятия ими используются методические рекомендации ВНМЦентра. Кто не знает: Всесоюзного научно-методического центра профтехобразования. Обратите внимание: "всесоюзного". То есть ещё при СССР. Понимаете соль вопроса?
Президент ставит задачу перед системой образования страны на мировом рынке конкурировать с другими национальными образовательными системами и даже наращивать экспорт образования. На самом деле, мы — импортируем. И усугляем ситуацию. Что имеется в виду? Мы уже импортировали педагогическую концепцию — "компетентностный подоход". Это педагогика — предыдущего поколения в сравнении с советской (т.е. из того же СССР) педагогической концепцией. Более подробно про это на нашем портале мы уже говорили, сейчас не стану повторять. Вы не будете играть в канадский хоккей лучше канадцев. Вы можете предложить только свой хоккей и, если можете, продвинуть, навязать его. Как это делают наши военные и дипломаты. Потенциал — в России — есть. Это очевидно. Почему на него не опираются? Тоже тема для отдельного разговора. Таким образом, в рамках имеющегося политического подхода решительно усилить экспорт образования не получится. "Вордскиллс", кстати, — голландская организация.
И в заключение. В СССР быдло немало конкурсов профессионального мастерства, в т.ч. среди молодых рабочих и учащихся системы профтехобразования. Делать вид, чтобы угодить голландцу, что такого не было, вводить голландца в заблуждение, что он прибыл в колонию под названием "Россия", — зачем его искушать? Дорогой мистер, всё у нас было, и мы тебя сами научим — если, конечно, советники Президента по вопросам образования не помешают.
На мой, вполне себе диванный, взгляд, в мировые отношения можно въехать только на своей телеге. Пусть на солнечной батарее, но на своей.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Рабочий - это звучит... Или не звучит?
Cui prodest? Педагогическая политология → Китай+Таджикистан. А мы где причём?
Cui prodest? Педагогическая политология → Новый научно-образовательный кластер в Великом Новгороде
Новости → За тех, кто из профтех!
Главшкола → Что можно предложить Мавритании?