Разделы статей
"60 минут"
"авангард"
"алые паруса"
"арсенал"
"бавария"
"барселона"
"битлз"
"божественная комедия". возрождение
"вежливые люди"
"весталка"
"вечер с в. соловьёвым"
"ворлдскиллс"
"воскресный вечер" соловьёва
"восточное партнёрство"
"гулшан"
"два капитана"
"демократы"
"забвение!
"застава ильича"
"золотая роза"
|
||
Под звёздами Бежина луга. Личные истории
19 октября 2016 - Сергей Пимчев
Русь древняя была культурной, экономической и политической частью «общеевропейского дома» раннего Средневековья, её западная граница доходила до современной Чехии. Монгольское иго прервало эти отношения. Активизация европейских отношений возобновляется, пожалуй, при Борисе Годунове (начало XVII в.): в Европу отправляются учиться первые боярские недоросли. Вскоре русская аристократия заговорила по-немецки, а затем и по-французски. Спустя 200 лет герои «Войны и мира» Толстого по-французски говорят чаще и свободнее, чем по-русски. Только накануне Отечественной войны 1812 г. языковая ситуация начинает меняться. В 1811 г. учреждён Императорский Царскосельский лицей, где русскую аристократию стали учить на русском языке. Юрий Тынянов в романе-исследовании о Пушкине писал о детстве поэта: «Он говорил и читал по-французски, думал по-французски. Лицом он пошёл в деда-арапа. Но сны его были русские… всё снег, да снег, да ветер, да домовой возился в углу» [4, С. 121]. О том, какой интерес для Европы может представить «русский домовой», позвольте высказать несколько субъективных мыслей. Великого философа Канта в жизни удивляли только две вещи: нравственный закон внутри нас и звёздное небо над нами. А как смотрят на звёзды дети, которые философами являются по рождению? «Склонность творить добро заложена глубоко в природе человеческой…», — считал Френсис Бэкон [1, С. 377-378]. Люди злонамеренные, по его мнению, — это «узлистое дерево», не пригодное для постройки дома [там же, С. 379]. Пусть президентами и генералами, учителями и врачами, инженерами и учёными станут те, кого в детстве заворожило звёздное небо. Они будут чувствительны к нравственному закону. Когда арабский подросток заносит нож в пригородном берлинском поезде над немецкими стариками, женщинами и детьми, это значит, что ему не пришлось мечтать, глядя в звёздное небо. То, что могло стать мечтой, стало завистью. Зависть превратилось в зло. Зло ослабляет и съедает самого человека, делая его бесом. Это — по Достоевскому, задолго до Фрейда. В России есть писатель – Достоевский ХХ и ХХI века. Это Валентин Распутин и его нравственные пророчества. Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015 гг.) В рассказе Ивана Тургенева «Бежин луг» заплутавший охотник ночует у костра вместе с крестьянскими детьми, пасшими лошадей в ночном, и нечаянно слушает их личные истории. Истории детей под звёздами на ночном небе, когда их не слышат взрослые. Одну свою личную историю я хочу рассказать. Короткую экскурсию провёл Глава Чернского района Тульской области, где Бежин луг находится, Виктор Соколов, потомок русского дворянского рода Бибиковых, мой дядя. Виктор Соколов — Глава Чернского района Предполагаемое место события рассказа "Бежин луг" Рядом село Тургенево, в 10-15 км., через речку, уже в Орловской области, Спасское-Лутовиново – родные тургеневские имения. Между ними Тургенев ходил постоянно. Говорят, здесь, на самом деле, заблудиться невозможно, много деревень. Значит, рассказ «Бежин луг» — художественный образ. А точнее – педагогическая концепция об истоках человека, о детстве. Юг Тульской области – Орёл – литературная «Мекка» России. Здесь, в дворянских усадьбах-гнёздах XIX в. в общении с природой и крестьянским миром родился и проявился талант Льва Толстого, Ивана Тургенева, Николая Лескова, Ивана Бунина, Александра Сухово-Кобылина, позднее Михаила Бахтина. Это места Куликова поля. Географически – высшая точка Среднерусской возвышенности. Здесь родники лучшего, что подарила Россия миру из гуманитарного наследия. На этой земле росли и мои предки. Желаю каждому европейцу найти свою личную историю в русской культуре, в культуре России вообще. Русская литература помогает человеку познавать самого себя без «помощи» внешних советчиков. А это что-то значит, когда человек постоянно подвергается манипуляции. Одно время мне, почти как Максиму Горькому, довелось походить по Руси. Я обратил внимание, что две соседние деревни, одна от другой через пригорок, могут отличаться друг от друга, как отличаются два человека. Одна – красивая и богатая, в другой – покосившиеся дома. В одной могут жить злые и подозрительные люди, в другой – добрые и приветливые. Но они – соседи. Идя от соседей к соседям, мы увидим, как постепенно психологические различия вырастут в культурные. На юге России мы услышим у русских людей русский язык, сильно не похожий по лексике на язык средней полосы России. Его называют суржиком. Он возник в особых исторических условиях при тесном межэтническом общении русских с другими этническими группами. В сибирской глубинке мы можем услышать русскую речь, которую не поймём, пока не привыкнем: слова в ней такие же, но интонация особенная, её непривычность затрудняет понимание, например, москвичом. Народы – наши соседи (татары, чуваши, мордва и другие) – легко переходят с родного языка на русский и наоборот, нередко перемешивают слова. Все они – дети одной страны, одной цивилизации. Расул Гамзатов, знаменитый поэт Дагестана, рассказал о своём друге, поэте из далёкого горного аула, который приехал в Москву. Ему понадобилось зачем-то обратиться к прохожему, который оказался англичанином. Англичанин не понял, стал переспрашивать на французском, немецком, испанском языке. Горский поэт не понимал и пытался объясниться с англичанином, помимо русского, на языках народов Дагестана, которых он знал не меньше десятка. Не понимал, в свою очередь, англичанин. Когда поэт вернулся домой, то с присущим горцам юмором рассказывал землякам: «Почему англичанин должен считаться культурнее меня, ведь он тоже не знал ни одного языка, на котором пробовал говорить с ним я» [2, С. 50-51]. Свои стихи горский поэт вначале записывал на арабском. «Для меня языки народов – как звёзды на небе, – писал Гамзатов. – Я не хотел бы, чтобы все звёзды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звёзды. Пусть у каждого человека будет своя звезда» [там же, С. 51]. Различие, разнообразие, если оно не разрушает, всегда источник положительного напряжения, импульс для развития. Древние говорили: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Мы так же готовы относиться к Европе. Сам Тургенев – пожалуй, самый русский европеец и европейский русский. Знал 14 языков, а родной русский считал спасительным: «Ты один мне надежда и опора, о великий русский язык!». Родной язык — прекрасный воспитательный идеал для современной школы: и российской, и, наверное, европейской. Вернусь немного назад. Происхождение слова «Бежин» теряется во времени. Моя версия такова: здесь, посреди бескрайней лесостепи, в широкой луговой низине, спрятанной от глаз каменными грядами, вставали лагерем шедшие на Русь – за данью ли, с погромом – степные кочевники. Скрытость, сочная луговая трава для коней, свежая речная вода – удобнее места не найти. Той же дорогой, только в противоположном направлении, шли ответным походом русские полки. И те, и другие могли останавливать здесь свой бег. Сотни, а, может быть, тысячи лет в Евразии происходил глубинный процесс «притирки» Леса и Степи. Исчезали и возникали народы, перемещались, торговали, воевали, пока к концу XIX в. под общим названием «Россия» не сложился, по мнению историков Евразии, симбиоз. Об этом первым сказал поэт: Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт мня всяк сущий в ней язык – И гордый внук славян, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. Пушкин появился не случайно. Он стал олицетворением России. Россия подарила миру Пушкина. Если тенденция к интеграции Евразии исторически верна, то России предстоит вновь стать центром тяготения в Евразии, и для всего мира это будет новой геополитической реальностью. На фотографиях начала ХХ в. Сергея Прокудина-Горского (1863-1944 г.) мы видим Россию, принципы жизни которой определяют её национальную стабильность и устойчивость сегодня. Такая модель национального жизнеустройства, в котором мирно сочетаются совершенно разнородные традиции и формы жизни, может быть интересна Европе. Тбилиси, грузинка. Дагестан, аварки. Карелия, местные жители Киев, Днепр. Крым, Ялта, дворец Эмира Бухарского Латвия, Двинск (Даугавпилс), лютеранская церковь и католический костёл. Минск, 1912 г. Туркмения, младшая жена Узбекистан, Эмир Бухарский. Финляндия, финн, копающий картофель Идея толерантности, или терпимости, – мне кажется, плод развития именно европейской цивилизации. В России друг друга не — «терпят», а живут как соседи в общем доме: ходят в гости, женятся, помогают, ругаются. В детстве человеку читают сказки русские, армянские, грузинские, украинские, белорусские, латышские, а также китайские, монгольские, немецкие, польские, английские и других народов. В музыкальной хрестоматии для музыкальной школы музыка самых разных народов. В школьных классах, студенческих группах учатся представители разных этносов. Так было, сколько я себя помню. При этом «плавильного котла» нет, «толерантность» воспринимается как пятое колесо в телеге. Русского учителя Ивана Белова, который по своей инициативе поехал в Чечню, чтобы побывать на месте подвига 6-ой роты псковских десантников в Аргунском ущелье, встретили как дорогого гостя. Когда он навещал в Армении друга, на обратную дорогу в Москву у него не осталось денег. В аэропорту Ереване ему дали билет. Без доверия не создашь ни семьи, ни государства, ни суперсоюза. Культурно-исторический опыт России мягкой силой противостоит культурной унификации, свойственной современной цивилизации. Каким видится привлекательный образ Европы для нас? Наверное, он не сильно отличатся от того, каким нарисовал его считавший себя европейцем Стефан Цвейг: «Когда я пытаюсь найти надлежащее определение для той эпохи, что предшествовала первой мировой войне и в которую я вырос, мне кажется, что точнее всего было бы сказать так: золотой век надёжности» [5, С. 42]. Но похожа ли современная Европа на Европу Стефана Цвейга? Президент России Владимир Путин, анализируя итоги выборов в Государственную Думу 18 сентября, подчеркнул, что, по его мнению, главное, чего ждут от власти граждане России, чтобы ситуация в стране и в парламенте была «надёжной». Как будто накануне читал Цвейга. Станет ли Россия «островом безопасности» вместе с Европой? Генерал Борис Литвин, участник освобождения Европы в 1945-м, полк которого проходил через Польшу, рассказывал: им показали дома, подвалы которых были заполнены телами убитых людей. Шесть миллионов граждан Польши погибло. 600 тысяч воинов Красной Армии остались лежать в польской земле. Фашизм родился в Европе. Его природа проявилась в польских Треблинке и Освенциме, белорусской Хатыни, чешской Лидице, украинском Бабьем Яре, русском Ленинграде. Фашизм не уничтожен. Его вирус находится в «замороженном» состоянии. Что если кому-то для «перемены декораций» понадобится его «расконсервировать»? Признаки такого сценария имеются. Его авторы знают, как манипулировать правительствами и народами. Народы могут противопоставить манипуляции знание и историческую память. Первая мировая война породила мощную антивоенную литературу в Европе: Ромен Роллан, Эрих Мария Ремарк, Анри Барбюс. Трагизм Второй мировой войны, судьба человека на войне глубоко, всесторонне, высокохудожественно, интересно осмыслена в советской литературе, кино, живописи (Юрий Бондарев, Василь Быков и т.д.), в том числе для детей (Константин Паустовский, Самуил Маршак, Лев Кассиль). Михаил Савицкий (Минск, Беларусь). Партизанская Мадонна минская (1978 г.). Нужно приобщать детей к этому опыту, осмыслению, образам. Вот, например, рисунок Дарьи Сазоновой из Крыма: «Солдатская мадонна». Дарья Сазонова (Крым). Солдатская мадонна Сейчас в России одна из центральных общественных тем — «дети войны», военное детство. О них, например, автобиографические исповедальные повесть Валентина Распутина «Уроки французского» (1973 г.) и фильм по ней, а также фильм Николая Губенко «Подранки» (1976 г.). Фашизм – это война, война – это фашизм. Василий Гроссман о лагере смерти в польской Треблинке: «Ученые, социологи, криминалисты, психиатры, философы размышляют: что же это? Что же — наследственность, воспитание, среда, внешние условия, историческое предопределение, преступная воля руководителей? Что это? Как случилось это? Эмбриональные черты расизма, казавшиеся комичными в высказываниях второсортных профессоров-шарлатанов и убогих провинциальных теоретиков Германии прошлого века, презренье немецкого обывателя к "русской свинье", к "польской скотине", к "прочесноченному еврею", к "развратному французу", к "торгашу англичанину", к "кривляке греку", к "болвану чеху" — весь этот грошовый букет напыщенного, дешевого превосходства немца над остальными народами земли, добродушно осмеянный публицистами и юмористическими писателями, — все это внезапно, в течение нескольких лет из "детских" черт превратилось в смертельную угрозу человечеству, его жизни и свободе, стало источником невероятных и невиданных страданий, крови, преступлений». Кстати, немцы называли Треблинку «Обер-Майдан». Педагоги европейских стран в воспитании молодёжи могут опереться на советскую литературу. Она помогает понять и ощутить суть фашизма, который может принимать разное обличие. На таких произведениях можно учиться, как точно формулировал Бэкон, «заострить ум», «раскрыть разум». Нужны поступки. Массовые антифашистские, антивоенные акции организуются в России, например, «Бессмертный полк» или Георгиевская ленточка. Их можно поддержать в своей стране. Сравнительно недавно мы отмечали 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 г. и последующих событий в Европе. Наполеон называл её «Польским походом». Для Польши он осмыслен Анджеем Вайдой в фильме «Пепел» (1965 г.). У каждой европейской страны возможен свой взгляд на те события. Незадолго до юбилея на месте последней переправы отступавшей Великой армии на реке Березине у белорусской деревни Студзёнки были обнаружены новые останки французских солдат – около 200 человек. Они погребены на сельском кладбище в отдельной братской могиле. В Студзёнке есть мемориалы, но эти солдаты – только что найденные. Я написал письмо французскому президенту Олланду, некоторым французским парламентариям с предложением приехать в Беларусь, на Березину, посетить новую братскую могилу. К сожалению: ни визита, ни ответа. Во имя кого погибли эти солдаты? Или 200 человек не тот случай? Обладает ли современная Европа субъектностью? Такой заинтересованный вопрос можно услышать в общественных дискуссиях в России. Убеждён, существуют мощные общественные силы, которые хотели бы видеть в человеке только запасную часть к своим проектам. Человек как самоценность для них не существует. Давайте вместе учиться в этом разбираться, не только противостоять расчеловечиванию, но самим наступать, инициировать и обеспечивать самостоятельные стратегии жизни. В этом я вижу сегодня предназначение университета и школы. Опасность изъятия человека из жизни на Земле как вида, как Homo sapiens, даже подмены его биороботами давно подмечена. Вспомните роман чешского писателя Карела Чапека «Война с саламандрами». Роман отнесён к фантастическому жанру, на самом деле, это прогноз, тревожный колокол о будущем. Мы сочувствуем милым ошибкам современного биоробота, но будет ли он сочувствовать нам, когда сравняется с нами по удельному весу в обществе? В этом нет уверенности. В советском фильме 1967 г. «Его звали Роберт» мы ещё смеёмся над Робертом, которого сконструировали в научной лаборатории, и даже пытаемся его воспитать. Посмотрите, кстати: красивые русские – славянские – лица Марианны Вертинской и Олега Стриженова. Сравните их с кукольными физиономиями актёров современных сериалов: их глаза – без выражения, слова – без мыслей. Шум. Это один из приёмов расчеловечивания нас с вами. Ведь если не сами саламандры, то за их спиной будет стоять Некто. Вы можете себе представить, что стихи, песни, картины, книги и фильмы о любви, о доме, об утренней звезде, о букете луговых цветов, о дороге в поле или радуге над рекой, о звёздном небе станут не то, чтобы неинтересными, а просто ненужными — как старые дырявые калоши, заброшенные в сарай? Не важно, как будет называться Некто: саламандры и Гитлер, ИГИЛ или Facebook и Google. Я читал великих педагогов, но по-настоящему, лично, стал открывать их для себя сравнительно недавно. В 2017 г. исполняется 425 лет выдающемуся европейскому, славянскому, чешскому мыслителю, просветителю, педагогу Яну Амосу Коменскому (1592-1670 гг.). Педагоги Москвы и Подмосковья инициировали и на протяжении 6 лет ведут проект COMENIUS-425, поддержанный Посольством Чешской Республики в Москве. Цель – осмыслить современные проблемы жизни человека, выделить в них образовательную составляющую, предложить педагогический опыт и способы решения в контексте педагогики Коменского. Коменский – это фигура одного ряда с Шекспиром и Бэконом. Коменский и в теоретических работах, и как педагог-практик способствовал подлинному развитию Европы, в том числе Польши и других стран региона: Чехии, Словакии, Венгрии. Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) Какой педагог сегодня самый переводимый в Китае? Василий Сухомлинский, выдающийся украинский и советский педагог. В 2018 г. – ему будет 100 лет со дня рождения. Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970 гг.) Огромное влияние на творчество Сухомлинского оказал Януш Корчак. В 2018 г. Яношу Корчаку исполняется 140 лет. Корчак — выпускник Варшавского университета. Идеи и размышления этих людей, их жизненный и профессиональный опыт стоят над временем и национальными границами. Речицкая школа из региона народного художественного промысла Гжель выступила с инициативой достойно эти юбилеи отметить. Януш Корчак (1878-1942 гг.) У нас есть замысел педагогического проекта – встретить рассвет на Бежином лугу. И так же, как герои рассказа Тургенева, сидя у костра на берегу речки Снежеди, с волнением глядя в звёздное небо, послушать поучительные истории из русской, европейской или китайской жизни. В 2018 г. – 200 лет со дня рождения Ивана Тургенева. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 гг.) У меня имеется некоторое основание для личного отношения к Варшаве. Дело в том, что один из представителей рода Бибиковых, а именно Николай Валерианович Бибиков, являлся президентом города Варшавы с 1892 г. в течение 14 лет. Надеюсь, он оставил по себе добрую память. Его родственник Виктор Соколов – один из руководителей района, где находится Бежин луг… Но на евразийском фоне это всего лишь личные истории. Библиография 1. Бэкон Ф. Опыты// Соч.: В 2 тт. – Т. 2. – М.: Мысль, 1978. – С. 349-482. 2. Гамзатов Р. Мой Дагестан// Собр. соч.: В 3 тт. – Т. 3. – М.: Худ. л-ра, 1969. – С. 9- 224. 3. Ровенский. Бибиковы. 4. Тынянов Ю.Н. Пушкин. – М.: Худ. л-ра, 1986. – 544 с. 5. Цвейг С. Вчерашний мир: Пер. с нем. – М.: Радуга, 1991. – 544 с. Похожие статьи:Пикейные жилеты считают → Поезд идёт на Восток Cui prodest? Педагогическая политология → Ростислав Ищенко. Об оси Париж-Берлин-Москва Пикейные жилеты считают → "Проложить дороги там, где их не было". Полёт китайского Дракона Теги: россия, образование как мягкая сила, европа
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |
||
Последние вопросы FAQ
Рейтинг пользователей
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб. Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта, а также оплаты работы модераторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||