... Всякий, кто беден, сам в этом виноват.
Гуго Карлович Пекторалис
Не вижу в этом ничего плохого. Даже больше интересного и полезного. Потому что не соглашусь с документальным триллером Николая Семёновича Лескова "Железная воля", из которого следует, что каждый немецкий инженер по имени Гуго Карлович Пекторалис, выписанный с машинами в Россию, обязательно на спор объестся блинами и по этой причине, так сказать, помрёт. Но, вообще говоря, чтобы такое дело исключить полностью, то интеграцию с Европой (в интересах обеих сторон) следует проводить взвешенно и с оглядкой. И наша сфера образования не является исключением, поскольку складывается ощущение, что реформы в ней идут под большим влиянием какого-то Гуго Карловича. Между тем...
Единственная реформа, в которой, кажется, больше всего нуждается российское образование в данный момент, это мораторий на реформы. А лучшей инновацией стали бы контрреформы. Именно такая мысль закрадывается при чтении коллективной монографии "Развитие образования в европейских странах в условиях глобализации и интеграционных процессов" (авт. колл.: Б.Л. Вульфсон и др. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 448 с.). Но не авторы тому причиной. Они - специалисты в обрасти сравнительной педагогики, сотрудники научной школы мировой известности - Института теории и истории педагогики Российской академии образования (сейчас: Институт стратегии развития образования РАО). Предмет их исследования в книге - кризис и реформы образования в конце ХХ - начале ХХI вв. в ведущих европейских странах (Франция, Германия, Польша, Чехия). Они крупными мазками рисуют динамичную картину развития образования в Европе. При наблюдении картины зарубежной обращаешь внимание, в первую очередь, на картину домашнюю.
Те, кто довольно долго работает в системе образования, не могут не заметить факт, что новшества нередко как бы сваливаются на голову. Вдруг ни с того ни с сего приучают к непривычному термину или какому-то практическому элементу, либо одновременно к тому и другому. Усиленно насаждают. Потом это "новшество" затухает - возможно, насовсем, или преобразуется во что-то, или спустя время его вновь начинают усиленно культивировать. И происходит это непрерывно в течение четверти века. Так, например, в начале 90-х довольно настойчиво вели речь о введении радикального принципа подушевого финансирования школ. Тогда дело ограничилось разговорами, а спустя 20 лет этот принцип ввели, никого особенно не спрашивая. При этом в период "проклятых 90-х" имела место "шоковая терапия", а ныне мы гордимся "стабилизацией". Образование не стало "услугой" тогда, зато стало таковой сейчас. И о "стандартах образования" - с пафосом рассуждали тогда; сейчас их просто ввели без рассуждений. Значит... Что это значит, уважаемый читатель сделает вывод самостоятельно, хотя его и не обучали по стандартам. Какое-то время назад можно было утомиться от дискуссий на тему, что такое "компетенции". А теперь они институализированы (введены) как инновация, меняющая парадигму отечественного образования, хотя, лично мне, например, это инновацией по отношению к российскому педагогическому наследию, нашей педагогической классике (и в теории, и в практике) не только не представляется, но выглядит как вчерашний день. Ещё можно было бы обратить внимание, что наши домашние авторы таких проектов преподносили нам всё это, как правило, в качестве плода их собственного творческого поиска, с видом Хаджи Насреддина гадая, как же мы жили без этого в прежние годы. Нас учили рефлексии. Растолковывали, что такое диссеминация. Приучают к рейтингам - последнему слову науки в деле объективной оценки результативности: ввёл данные на "входе" - получи процент на "выходе"; с государственным управлением теперь справится карманный гаджет. ЕГЭ не пинает только ленивый.
В результате перманентного плохо обоснованного реформирования разрушается исторически сложившаяся модель школы и тип педагогической культуры. Значит ли это, что им вынесен молчаливый приговор?
Знакомство с содержанием монографии приоткрывает тайну. Аналогичные процессы, оказывается, происходили и происходят в национальных системах образования европейских стран в течение последних 30 лет. Однако, можно обратить внимание, что в каждой стране:
- учитываются особенности развития образовательной системы, которая сохраняет свою оригинальность и отличительные черты. Никто ничего не ломает;
- ведутся широкие публичные дискуссии специалистов по поводу тех или иных нововведений, кажущихся спорными, даже если они уже введены. Достигается возможный национальный консенсус.
Основные теоретические источники инноваций: "европейская модель" образования и американский опыт. Идёт процесс глобализации и связанные с ним унификация и универсализация образов жизни народов и отдельных индивидов, а примером для вестернизации могут служить только родоначальники. Однако...
Монография издана в 2013 году. 2014 год обнажил принципиально иные ландшафты в глобальных отношениях, о которых трудно было предположить даже специалистам-политологам. События в Киеве стали спусковым крючком. Явление идиллической глобализации перестало быть фактом. На сцене мировой жизни вновь заявило о себе первенство национальных интересов и характер той или иной цивилизации. Полагаю, если бы монография издавалась в 2015 г., акценты могли бы стать несколько иными. Это значит, что развитие образования пойдёт не по чужим лекалам - пусть даже внешне гладким и стройным, - не по механической схеме, инородной природе гуманитарных систем, а с опорой на собственные педагогические традиции и самостоятельный творческий поиск в контексте стратегических проблем и приоритетов страны и личной жизни граждан России в обозримом будущем. Пути развития национальной школы России вновь становятся актуальной темой для профессионального и общественного обсуждения.
... А Пекторалиса зря сгубил Николай Семёнович. Что с его машинами делать?
Похожие статьи:
Новости → Педагогический саммит Россия–Польша в Гжели
Пикейные жилеты считают → "Проложить дороги там, где их не было". Полёт китайского Дракона
Новости → Письмо Президенту
Cui prodest? Педагогическая политология → Ростислав Ищенко. Об оси Париж-Берлин-Москва
Пикейные жилеты считают → Поезд идёт на Восток