Тот факт, что образование является фундаментом будущего для человека, вряд ли кто возьмётся оспаривать. Это открытие было сделано в самых древних обществах тысячи лет назад. Элитарность, т.е. принадлежность к высшему обществу, всегда связывалась с лучшим образованием, какое общество могло предоставить на данном этапе своего развития.
Хотя биографический метод изучения жизненного пути человека мог показывать разные результаты. Люди с прекрасным образованием не добивались в жизни ничего особенного, а люди без образования достигали высочайшего общественного признания. Однако, такого рода факты не опровергают главного, а именно решающей роли образования в развитии и общества, и личности. Примеры остаются примерами, поскольку общественные законы в принципе отличаются от законов природы. В обществе могут быть исключения, опровергающие общественный закон, - и это утверждение тоже может быть общественным законом. Тем не менее, наша исходная мысль является общепризнанной на протяжении веков.
И системы образования, и педагогика как наука в принципе "работают" на будущее. Идея о том, что система образования готовит человека к будущему, - идея классической педагогики. Классические труды по педагогике - в сущности, об этом и для этого. Но жизни выпускников даже одной и той же образовательной системы складываются по-разному, поскольку в жизни в действие вступают иные факторы, тоже важные. Они могут поддерживать "образовательный капитал" человека, опираться на него или уничтожать. Зависит от судьбы человека, судьбы общества. Но и люди влияют на общественные судьбы, люди во многом сами созидают собственную судьбу. Какими идеалами они при этом руководствуются, как умеют проанализировать общественную и личную ситуацию, что умеют сделать? Это - сфера влияния образовательной системы.
Короче говоря, в сказанном нет никакой новизны. Это - очевидная педагогическая истина. Но педагогика становится наукой, когда под главные принципы подводит доказательную базу. И вот именно изучение отдалённых последствий от деятельности системы образования, их системное описание и анализ как фундаментальная научная проблема встала примерно с 70-х годов 20 века. Появилась наука: педагогическая прогностика. В России (тогда - СССР) она связано с именами Михаила Николаевича Скаткина, Эдуарда Георгиевича Костяшкина и Бориса Семёновича Гершунского. Новое научное направление поддержано академиком Сергеем Яковлевичем Батышевым. В системе Академии педагогических наук СССР возникла специальная научная Лаборатория педагогического прогнозирования (в НИИ общей педагогики). Примерно в 80-х годах начали переводиться на русский язык и публиковаться работы зарубежных исследователей по общему направлению "Образование и общество". Объединяющая идея - на научном, системном, доказательном уровне понять сложнейшее взаимное влияние между обществом и сферой образования. Именно на данном этапе самостоятельный педагог-исследователь и педагог-практик Владимир Никифорович Шамардин (Калининград) предложил авторский подход, который под его руководством развивала группа школ в Калининградской области. Их разработки были поддержаны в АПН СССР. Но смена общественного строя в стране "заморозила" научный поиск.
И вот, кажется, пришло долгожданное время собирать камни...
Я написал письмо руководству системы образования Калинграда, скажу прямо, без надежды получить вообще какой-то ответ. Однако, ответ получен не только оперативно, но и, главное, содержательный, за подписью руководителя Комитета по образованию г. Калининграда Н.А. Ивковой. Краткие сведения из ответа:
- педагогическое наследие В.Н. Шамардина является действенной педагогической традицией в развитии регионального образования;
- сеть школ города прорабатывают отдельные элементы педагогической системы В.Н. Шамардина;
- на предстоящем Августовском педагогическом форуме органиазуется специальный "круглый стол" по изучению педагогического наследия В.Н. Шамардина и представлению новейшего педагогического опыта.
Таким образом, педагоги Калининграда и руководители системы образования проявили, с моей точки зрения, подлинную профессиональную самостоятельность в оценке современных педагогических приоритетов, уважение к педагогической традиции - как основе развития, настойчивый творческий поиск.
Позвольте поблагодарить Комитет образования за деловой обстоятельный ответ и пожелать профессиональных успехов.
Что касается моей научной работы, то полученные сведения я предполагаю использовать в своих лекциях и публикациях.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → "Напёрсточник" как универсальная компетенция
Новости → Педагогический саммит Россия–Польша в Гжели
Cui prodest? Педагогическая политология → Товарищ Василий правильно сказал насчёт "модернизации" школы!
Cui prodest? Педагогическая политология → Освободить нельзя давить
Cui prodest? Педагогическая политология → Медаль "За выдающиеся заблуждения". ЕГЭ