ГлавнаяСтатьиПрогностика. Образование для будущегоНаучная школа В.Н. Шамардина в Калининграде
Разделы статей

Научная школа В.Н. Шамардина в Калининграде

14 мая 2021 - Сергей Пимчев
Научная школа В.Н. Шамардина в Калининграде
Тот факт, что образование является фундаментом будущего для человека, вряд ли кто возьмётся оспаривать. Это открытие было сделано в самых древних обществах тысячи лет назад. Элитарность, т.е. принадлежность к высшему обществу, всегда связывалась с лучшим образованием, какое общество могло предоставить на данном этапе своего развития.
Хотя биографический метод изучения жизненного пути человека мог показывать разные результаты. Люди с прекрасным образованием не добивались в жизни ничего особенного, а люди без образования достигали высочайшего общественного признания. Однако, такого рода факты не опровергают главного, а именно решающей роли образования в развитии и общества, и личности. Примеры остаются примерами, поскольку общественные законы в принципе отличаются от законов природы. В обществе могут быть исключения, опровергающие общественный закон, - и это утверждение тоже может быть общественным законом. Тем не менее, наша исходная мысль является общепризнанной на протяжении веков.
И системы образования, и педагогика как наука в принципе "работают" на будущее. Идея о том, что система образования готовит человека к будущему, - идея классической педагогики. Классические труды по педагогике - в сущности, об этом и для этого. Но жизни выпускников даже одной и той же образовательной системы складываются по-разному, поскольку в жизни в действие вступают иные факторы, тоже важные. Они могут поддерживать "образовательный капитал" человека, опираться на него или уничтожать. Зависит от судьбы человека, судьбы общества. Но и люди влияют на общественные судьбы, люди во многом сами созидают собственную судьбу. Какими идеалами они при этом руководствуются, как умеют проанализировать общественную и личную ситуацию, что умеют сделать? Это - сфера влияния образовательной системы.
Короче говоря, в сказанном нет никакой новизны. Это - очевидная педагогическая истина. Но педагогика становится наукой, когда под главные принципы подводит доказательную базу. И вот именно изучение отдалённых последствий от деятельности системы образования, их системное описание и анализ как фундаментальная научная проблема встала примерно с 70-х годов 20 века. Появилась наука: педагогическая прогностика. В России (тогда - СССР) она связано с именами Михаила Николаевича Скаткина, Эдуарда Георгиевича Костяшкина и Бориса Семёновича Гершунского. Новое научное направление поддержано академиком Сергеем Яковлевичем Батышевым. В системе Академии педагогических наук СССР возникла специальная научная Лаборатория педагогического прогнозирования (в НИИ общей педагогики). Примерно в 80-х годах начали переводиться на русский язык и публиковаться работы зарубежных исследователей по общему направлению "Образование и общество". Объединяющая идея - на научном, системном, доказательном уровне понять сложнейшее взаимное влияние между обществом и сферой образования. Именно на данном этапе самостоятельный педагог-исследователь и педагог-практик Владимир Никифорович Шамардин (Калининград) предложил авторский подход, который под его руководством развивала группа школ в Калининградской области. Их разработки были поддержаны в АПН СССР. Но смена общественного строя в стране "заморозила" научный поиск.
И вот, кажется, пришло долгожданное время собирать камни...
Я написал письмо руководству системы образования Калинграда, скажу прямо, без надежды получить вообще какой-то ответ. Однако, ответ получен не только оперативно, но и, главное, содержательный, за подписью руководителя Комитета по образованию г. Калининграда Н.А. Ивковой. Краткие сведения из ответа:
- педагогическое наследие В.Н. Шамардина является действенной педагогической традицией в развитии регионального образования;
- сеть школ города прорабатывают отдельные элементы педагогической системы В.Н. Шамардина;
- на предстоящем Августовском педагогическом форуме органиазуется специальный "круглый стол" по изучению педагогического наследия В.Н. Шамардина и представлению новейшего педагогического опыта.
Таким образом, педагоги Калининграда и руководители системы образования проявили, с моей точки зрения, подлинную профессиональную самостоятельность в оценке современных педагогических приоритетов, уважение к педагогической традиции - как основе развития, настойчивый творческий поиск.
Позвольте поблагодарить Комитет образования за деловой обстоятельный ответ и пожелать профессиональных успехов.
Что касается моей научной работы, то полученные сведения я предполагаю использовать в своих лекциях и публикациях.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политология"Напёрсточник" как универсальная компетенция

НовостиПедагогический саммит Россия–Польша в Гжели

Cui prodest? Педагогическая политологияТоварищ Василий правильно сказал насчёт "модернизации" школы!

Cui prodest? Педагогическая политологияОсвободить нельзя давить

Cui prodest? Педагогическая политологияМедаль "За выдающиеся заблуждения". ЕГЭ

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.