Пимчев С.П.
Урок как форма педагогического авторства
Вчера, 28 марта 2012 г., был день рождения. Великому славянскому просветителю и педагогу Яну Амосу Коменскому исполнилось 420 лет. Жизненный пример Коменского, жизни других известных людей, которые справедливо относятся к интеллектуально-духовной элите человечества, свидетельствуют о решающей роли самой личности, особенностей её жизненного пути, жизненного опыта в достижении культурных высот, в создании собственных культурных ценностей и способов жизни высокой пробы. Не кто-то, не какой-то манипулятор, а сам человек – автор собственной жизни. Именно в таком контексте я рассматриваю и педагогическое авторство.
Каковы основные источники развития учителя как автора, прежде всего, внутреннего характера, имея в виду, что именно они зависят от самого человека?
1. Постоянный, ежедневный анализ собственного профессионального и жизненного опыта. Анализ – уникальный, незаменимый ничем и в то же время доступный источник развития и самого человека, и его деятельности, особенно в условиях дефицита материальных ресурсов. Более того, достаточность ресурсов при отсутствии анализа делает их бесполезными. Анализ сам по себе может увеличить результативность деятельности в разы. Например, это наглядно иллюстрирует боевой опыт первого Трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, когда и он сам, и его лётчики выходили победителями в условиях многократно превосходивших сил противника. Покрышкин является создателем педагогической системы, в основе которой лежит анализ. Её принципы универсальны и абсолютно переносимы для любой педагогической системы. Её описание можно найти в книге самого Покрышкина (имеющей многозначительное название: «Познать себя в бою» [3]), а также в биографической книге о Покрышкине писателя-историка Алексея Тимофеева в серии ЖЗЛ [6].
2. Лучшей школой анализа является научная, исследовательская деятельность. Ещё в 1889 г. на съезде учителей в Петербурге отмечалось: «… Школьная рутина чаще всего приходит от научной отсталости педагогов. Только научная дисциплина ума, научное образование, непрерывный интерес к науке дают право строить школу» [4, С. 20]. Научный анализ является основой самостоятельности и убедительности точки зрения учителя. Понять и преодолеть трудности пути в науку важно, прежде всего, самому учитель, в своих профессиональных интересах.
3. Выбор в качестве предмета педагогического исследования жизненного пути человека. Это значит, что учитель, преподавая учебный предмет, не должен зацикливаться только на, пусть и важной, логике учебного предмета. Ему необходимо увидеть такие актуальные и перспективные проблемные жизненные ситуации, для подготовки к которым потенциал учебного предмета может быть эффективно использован. При этом, очевидно, сами жизненные ситуации имеют в своей основе совсем не логику учебного предмета.
4. Создание новых результатов педагогической деятельности на основе научного анализа. Это авторские модели уроков и воспитательных мероприятий, авторские образовательные программы, авторские методические разработки, учебные пособия, монографии, презентации и кино, предназначенные для тиражирования.
5. Самообразование. Освоение логики смежных предметных областей, мировоззренческая, методологическая и методическая интеграция различных предметных логик. Один из участников Суперфинала конкурса «Учитель года Республики Беларусь – 2011» учитель математики Иван Якименко на своём опыте показал, что может интегрировать пять предметов.
6. Самовоспитание. Целенаправленное освоение нового жизненного опыта, новых социальных практик. Например, с помощью путешествий, о философии которых, сам будучи путешественником, писал К.Г. Паустовский: «”Скитания – это путь, приближающий нас к небе”, – говорили и писали в древности арабы, понимая под небом то состояние обширного познания и мудрости, которое присуще людям, много скитавшимся по нашей земле.
Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний – есть свойство, присущее счастью» [2, С.297-298].
Движущие силы саморазвития учителя
Так в самом принципиальном виде может выглядеть рабочая открытая модель деятельности современного учителя. При её внедрении можно рассчитывать, что педагог, получив новый опыт анализа и деятельности, станет культивировать новую модель в своём образовательном процессе. Главная цель – развитие чувства и способности субъектности и учителя, и ученика, превращение их в хозяев своей жизни, собственников своего таланта, жизненных сил и жизненного времени.
Как наблюдателю, мне в течение последнего года повезло: мне довелось наблюдать финальные уроки участников конкурса «Учитель года Москвы – 2011», финальные мини-уроки участников конкурса «Учитель года Республики Беларусь – 2011», финальный брифинг участников Минского городского конкурса «Академия урока – 2112». Анализ представленного учителями опыта позволяет выявить наиболее существенные тенденции развития педагогической деятельности. Назову те, которые в ой или иной мере переносимы в наши условия:
1. Актуальная, значимая жизненная ситуация как элемент содержания образования.
2. Опора на настроение, эмоциональное переживание, чувство, телесную память.
3. Апелляция к архетипическим смыслам, образам и понятиям, исконным чувствам человека, опора на элементы личного жизненного опыта, на ассоциации с образами, приобретёнными школьниками ранее.
4. Качество жизни как образовательная ценность и принцип: качество – это не то, что мы имеем, а что мы можем сделать с тем, что имеем. Развитие и использование внутренних ресурсов личности при решении тех или иных жизненных затруднений.
5. Педагогическое действие как драматургическое искусство (педагогическая драматургия и режиссура). Изящество и красота урока.
6. Педагогическая интрига и провокация как методический приём.
7. Артистичность педагога.
8. Игра.
9. Организация законченного совместного творческого проекта на уроке.
10. Активное использование музыки: музыка – это архитектура в звуке, через звук – проникновение красоты, гармонии внутрь человека. И, пожалуй, главное.
11. Личностный рост, саморазвитие педагога. Эта, казалось бы, очевидная, мысль зазвучала из уст педагогов ведущим тоном только сейчас.
Очень вольно трактуя мысль известного советского психолога Моисея Рубинштейна об учителе, повторю за ним её суть: общество, люди заслуживает того учителя, какого они достойны, а достойны того, каким они сами видят и созидают собственное будущее [5].
Библиография
1. Менделеев Д.И. Заветные мысли. – М.: Мысль, 1995. – 414 с.
2. Паустовский К.Г. Собр. соч.: В 8 тт. – Т. 8. – М.: Художественная литература, 1970.
3. Покрышкин А.И. Познать себя в бою. – М.: Центрполиграф, 2006. – 446 с.
4. Постдипломное педагогическое образование: проблемы качества: Науч.-мет. пос./ Под общ. ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: Специальная Литература, 2003. – 239 с.
5. Рубинштейн М.М. Проблема учителя. – М.: Академия, 2004. – 176 с.
6. Тимофеев А.В. Покрышкин. М.: Молодая гвардия, 2003. – 524 с.
7. 300-летний юбилей отца народной школы Амоса Коменского в С.-Петербурге. 1592-1892. – СПб.: Изд. Н.Г. Мартынова, 1893. – 69 с.
Похожие статьи:
Главшкола → Сценарий. Поворотные точки
Главшкола → Урок как рассказ
Главшкола → Урок. С чего начать...
Авторский урок "haute couture" → Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном
В классе у Мастера → Клубочек. Драматургия урока