Лето — скорее, время походов, прогулок и путешествий, чем штудирования дополнительной литературы для внеклассного чтения. Я прекрасно помню своё чувство, когда уходил на летние каникулы с огромным, как мне казалось, списком литературы. Тяжёлое ощущение от того, что 1 сентября придётся держать экзамен, не отпускало долгое время. Но лето своей безмятежностью брало своё, и неприятное чувство возвращалось ближе к концу августа. Разумеется, полностью литература прочитана не была, а как была прочитана другая часть, я не помню. Ничего не помню — только давящее чувство обязаловки. Но ведь развитие заключается не только и не столько в объёме прочитанной литературы. Даже просто читать книги — без обсуждения, осмысления — почти бесплодное занятие, а тем более — "глотать" их! Лето — время видеть, слушать, наблюдать, ходить, трогать, впитывать красоту природы всеми человеческими чувствами. Вы видели восход нашего светила — Солнца? Если нет, откройте его для себя впервые в жизни, ведь в городских джунглях он недоступен. А по росе ходили? А тёплую землю перебирали руками? Червяков копали для рыбалки? А корову или лошадь кормили хлебом, ощущая на руке горячее дыхание благодарного животного? Много, много дел надо успеть за лето. Все эти впечатления, ощущения, переживания составят чувственный фундамент личности — основу её эмоционального баланса в будущем.
Летом можно приучаться к физическому труду, который совсем исчез из жизни городского жителя. А между тем, когда вы работаете на грядке — грядка работает над вами, над вашим характером и умом. Но как приохотить городского подростка, например, к работе на земле или хозяйствннным делам по дому (покрасить забор, принести воды и т.п.)? Об этом требуется специальный разговор, а сейчас — о путешествии как педагогическом (т.е. воспитывающем, развивающем) действии.
Когда вы готовитесь к поездке, например, в другой город, привлеките ребёнка к тому, что взрослые называют планированием, или проектированием. Его участие может быть любой сложности, посильным с учётом возраста и познавательной мотивации: от элементарных вопросов о том, что именно посмотреть, до самостоятельного планирования маршрута. Этому помогут современные путеводители и Итернет. Если нужно, помогите и в ходе самой поездки старайтесь максимально учесть этот план.
В поездке фиксируйте (помогайте или поручите) впечатления на какие-то гаджеты (фотоаппараты, мобильные телефоны, ноутбуки).
После поездки обсудите полученные впечатления (опираясь на фотографии) — и тоже в зависимости от возраста и познавательной мотивации, вызывая личное отношения и законченные предложения.
Не добивайтесь полноты занудного воспроизведения информации. Не в этом дело. Главное, чтобы реализовались все три деятельностных этапа вашего путешествия: 1) проектирование; 2) действие (опыт): 3) осмысление (рефлексия, анализ). Такая модель мышления станет основой высоких профессиональных достижений в будущем. Так мыслят профессионалы топового уровня, исследователи и аналитики.
Лето — время путешествий. Как считали древние, вернуться из путешествия — всё равно, что прожить другую жизнь.
Похожие статьи:
Золотая библиотека → Джон Стейнбек. Нация пионеров
Главшкола → А меня в Арктику возьмут?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Одни в другом городе. Устав безопасности
Cui prodest? Педагогическая политология → Иван Андреевич Крылов... басня... э-э...
Новости → Гжельско-Варшавская педагогическая наступательная операция