Если выйти из самолёта на сибирском аэродроме, то, стоя на трапе, хочется снять шапку и поклониться великой земле. Земле, воздух которой пропитан ароматами тысячелетий. Наши учебники истории европоцентричны. Мы начинаем изучвать историю с Древней Греции и Древнего Рима, не зная, что в то же самое время на космических пространствах Евразии шли культурные процессы тектонического характера. Русская историческая наука всегда старалась держать их под прицельным вниманием. И в наше время, когда глобальный центр развития смещается прямо на наших глазах из Европы на Восток — в Евразию, — знание Евразии, нашего Дома, приобретает совершенно иное значение. Необходимо изменить цивилизационную ориентацию учебников истории в наших школах. История Евразии — воодушевляет! А Россия — сердце Евразии.
В этом мне видится значение Сибирского исторического форума в Красноярске, который усилиями его организаторов превращён в мощный фактор гуманитарного развития Сибири. VIII по счёту Форум поражает своей масштабностью:
https://sibhistory.ru/
Импульс этому придаёт и многолетняя поддержка со стороны губернатора Красноярского края. Инициативы министра Шойгу о строительстве пяти новых городов в Сибири делают Красноярск фактически третьей столицей России. Так, мне кажется, и надо говорить. Но дело даже не в этом.
Дело в том, что без добротного гуманитарного знания о себе любая территория (регион, район, местность) не будут иметь устойчивого перспективного развития. Экономическая, социальная, гуманитарная, научная, техническая и технологическая, экологическая (что, кстати, очень актуально для Красноярского края), политическая сферы территории необходимо балансировать и связывать между собой, вплоть до истории отдельных "системообразующих" предприятий и технологий. Именно для этого — изучать. Сибирский форум делает заявку на это. Таким путём нужно идти любому региону, если он стремится к устойчивости и, тем более, к лидерству.
Одно замечание. Содержание Форума, т.е. темы и состав авторов, целесообразно расширять и говорить не только об истории края, но специально о его политической системе, экономике, современной культуре, психологии и, конечно, образовании. Ведь история — это не просто перечень событий, это — исследование жизни человека во всех её проявлениях. История — зеркало будущего. Но исторический анализ должен выглядеть не "архивариусным", а прогностическим, комплексным. Например, один из организаторов Форума говорит, что они стремятся, в частности, дать возможность учителям послушать выдающихся учёных. Я бы предложил Форуму сделать отдельную педагогическую линию, потому что и большим учёным тоже интересно послушать и посмотреть работу учителей-авторов. Никто не "выше" и не "ниже", у каждого свои особенные достижения.
К этой цели стремились, например, Забелинские чтения (Кунцовские) в Москве, Перегудовские чтения в Гжели (Подмосковье).
Такого рода Чтения могут быть организованы в любом регионе, где люди не хотят остаться в стороне от магистрального развития. Менделеев говорил: "История не ждёт опоздавших".
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Без чего не будет технологического рывка?
Прогностика. Образование для будущего → Русский лес. Великий сталинский план
От винта!. Педагогические экспедиции → «… На Стрелке далёкой гудками кого-то зовёт пароход»
Прогностика. Образование для будущего → Рабочий - это звучит... Или не звучит?
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла