Разделы статей
"60 минут"
"авангард"
"алые паруса"
"арсенал"
"бавария"
"барселона"
"битлз"
"божественная комедия". возрождение
"вежливые люди"
"весталка"
"вечер с в. соловьёвым"
"ворлдскиллс"
"воскресный вечер" соловьёва
"восточное партнёрство"
"гулшан"
"два капитана"
"демократы"
"забвение!
"застава ильича"
"золотая роза"
|
||
«… На Стрелке далёкой гудками кого-то зовёт пароход»
30 апреля 2018 - Сергей Пимчев
Нижний Новгород. Какой путь лежит к сердцу? К Нижнему Новгороду у меня особенное – личное – отношение. Мы всегда любим города, или посёлки, деревни, в которых для нас что-то – состоялось, и благодаря этому в какой-то мере состоялись – мы сами. В прошлом году я запоем прочитал четырёхтомник уроженца здешних мест действительного статского советника Павла Ивановича Мельникова-Печёрского «В лесах. На горах» (1871-1881 гг.) – «национальную поэму», как говорили современники, о быте и нравах нижегородского купечества Верхового Заволжья: «Старая там Русь, исконная, кондовая». Если судить по говору, это потомки новгородцев, переселившиеся сюда ещё в Рюриковы времена. Для характеристики их национального характера приведу отрывок из романа. «В лесистом Верховом Заволжье деревни малые, зато частые, одна от другой на версту, на две. Земля холодна, неродима, своего хлеба мужику разве что до масленой хватит, и то в урожайный год. Как ни бейся на надельной полосе, сколько страды над ней не принимай, круглый год трудовым хлебом себя не прокормишь. Такова сторона! Другой на месте заволжанина давно бы с голоду помер, но он не лежебок, человек досужий. Чего земля не дала, уменьем за дело взяться берёт. Не побрёл заволжский мужик на заработки в чужу-дальнюю сторону, как сосед его вязниковец, что с пуговками, с тесёмочками и другим товаром кустарного промысла шагает на край света семье хлеб добывать. Не побрёл заволжанин по белу свету плотничать, как другой сосед его галка (Галицкого уезда Костромской губернии. – С.П.). Нет. И дома сумел он приняться за выгодный промысел. Вареги зачал вязать, поярок валять, шляпы да сапоги из него делать, шапки шить, топоры да гвозди ковать, весовые коромысла чуть не на всю Россию делать. А коромысла-то какие! Хоть в аптеку бери – сделаны верно». Характер этот проявится и пригодится им и стране в будущем. Например, в биографии Валерия Павловича Чкалова, других волгарей. Когда готовишь педагогическую экспедицию, необходимо предусмотреть, спланировать события, которые смогут вызвать глубокие, яркие переживания участников проекта. С этой целью – разведкой – я поехал в Нижний в этот раз. Официальный повод – участие в конференции «Модернизация системы среднего профессионального образования: проблемы и перспективы» на базе Нижегородского института развития образования (апрель 2018 г.). Нижний Новгород – стрелка великих рек Европы и России: Оки и Волги. Кремль на крутом берегу – как замок, накинутый на ворота в Евразию. Нижний Новгород – ключ-город, впитавший в себя красоту и мощь природы, бурление исторических событий и в то же время – страсть и вдохновение людей, их творческую силу любви к родной земле, переплетение судеб: На Волге широкой, На Стрелке далёкой Гудками кого-то зовёт пароход. Под городом Горьким, Где ясные зорьки, В рабочем посёлке подруга живёт… «Сормовская лирическая» Бориса Мокроусова и Евгения Долматовского стала поистине народной песней, которую вечерами пели девушки по всей стране. Послушайте (в исполнении Георга Отса): https://www.youtube.com/watch?time_continue=77&v=8lO3ovULeNY Валерий Чкалов. Что такое лидер? Напротив Стрелки, перед Кремлём, на крутом склоне – над волжской гладью и на фоне глади небесной – стоит памятник Чкалову. На памятнике – человек. Но если посмотреть со стороны, он напоминает готовую к старту ракету. Этот символ есть точное отражение реальности. Чкалова иногда называют Юрием Гагариным своего времени. Он «открывал» небо для советской страны: стал автором новых фигур высшего пилотажа, как лётчик-испытатель участвовал в разработке новых моделей самолётов. В 1937 г. под командой Чкалова совершён беспосадочный перелёт через Северный полюс в США длиной более 8500 километров – демонстрация «технологического прорыва» (использую нынешний термин) СССР. Валерий Чкалов родился в 1904 г. Что это были за люди – такие, как Чкалов? Голос. Есть возможность услышать его голос, и то, какие слова, с какой интонацией он говорит, скажет о человеке – почти всё. Вслушайтесь: http://www.vchkalov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=10&Itemid=38 А парню было – 33 года! Теперь посмотрите его портрет, вглядитесь в характерные черты лица. Этот крестьянский сын – национальная элита. Писатель-историк Алексей Тимофеев, изучавший биографии выдающихся лётчиков-истребителей Великой Отечественной, считал, что они – подлинная элита нации. Найдите его книгу о первом Трижды Герое Советского Союза Александре Ивановиче Покрышкине – она так и называется «Покрышкин». В ней он пытается донести мысль, что такие герои не возникают «вдруг», но стоят на плечах предшествующих поколений, наследуют извечные ценности и вековую культуру. Воображение уносит нас в седую древность, в Новгород Великий, где новгородцы создавали начальную русскую государственность, успешно конкурировали и политически, и экономически, и на военном поприще с тогдашним Западом. Часть этого «человеческого капитала» – энергичных, деловых, предприимчивых людей – оказалась на берегах средней Волги. А теперь вспомним совсем недавнюю историю. На заре т.н. Перестройки (середина 1980-х) усиленно внедрялась идея о вторичности, несамостоятельности советской и русской цивилизации, навязывалась идея страны-неудачницы, особенно в советский период. И, не между прочим, идея та пустила глубокие корни: мы можем часто услышать рассуждения такого рода как «самостоятельные» от самых разных людей, включая школьников и студентов. Скажите, разве это не есть борьба идей в чистом виде – идеологическая борьба? Но идеологической борьбы у нас как бы «нет» – по закону, даже по Конституции, а происходит «всего-навсего» информационная война. На наши глаза надеты шоры, в глаза напущен туман, разум закатан в душную потную плёнку. Музей ГАЗ. Как раскрыть глаза? В полном одиночестве я бродил по Музею ГАЗ около часа, и мне казалось, что не я осматриваю легендарные автомобили, а они молчаливыми фарами-глазами испытуще смотрят на меня. Я их понимаю. Они видели и испытали то, о чём я знаю только по учебникам: подъём и падение советской индустриальной мощи. На главном конвейере Горьковский автозавод – город в городе. Он и хотел одно время отъединиться от Нижнего и стать самостоятельным городом под названием Автозавод, на другой стороне Оки. Не успел, пришёл капитализм, и завод на долгие годы погряз в трясине. Теперь уже город содержал завод. Производство скурвилось, огромные производственные площади перепрофилированы, начался делёж собственности под красивым названием «приватизация» и коммерческая аренда. У меня в руках – книга по истории ГАЗ (автор – нижегородский историк А.А. Гордин), воссоздающая полную картину развития завода с 1929 г. Предисловия – от мэра города Шанцева и руководителей завода Пугина и шведа Бу Андерссона. Не хватает собственника – Дерипаски. Умные лица, суровые пронзительные взгляды бизнес-бойцов, дорогие костюмы и галстуки. Не сравнить с первостроителями 30-го года – обыкновенными деревенскими парнями с простодушным выражением лица. Тачка первостроителей. Малиновский В. Завод строится (1981 г.) Тогда в чистом поле, на месте деревни Монастырка, утонувшей в лужах и грязи, к 1932 г. был построен крупнейший в мире автомобильный завод. Автомобилям, стоящим сейчас в Музее, есть о чём вопрошать случайного гостя. Первые автомобили ГАЗ: эмка и полуторка ГАЗ-12 и ГАЗ-21 Волга: они и сейчас гордо проедут по главной улице любой мировой столицы ГАЗ-51 и ГАЗ-66 – трудяги: первый – колхозных полей и ферм, второй – армейских дорог ГАЗ М-20 Победа и ГАЗ-3102 – легенды на уровне «Летучего голландца» Всё это теперь выставочные образцы, не давшие в своё время всходов в виде новых моделей. Вместо них производятся Мерседесы, Фольксвагены и Шкоды. Возникает вопрос к топ-менеджеру, специально выписанному из Швеции: «Какую цель вы перед собой ставили?». Теперь он большой начальник на Автовазе, и почему-то дела там пошли вниз. Горожане рассказывают, что приезжал на завод представитель Тойоты, который сказал, что дешевле построить новый завод, чем переделывать этот. Интересно, если бы аналогичный вариант предложили первостроителям: корпуса или поле – что бы они выбрали? Что-то мне подсказывает, что и Тойота решала свою задачу. Короче говоря: расчистка рынка для собственной продукции. Объясните мне: зачем строить новые автозаводы во главе с иностранными «инвесторами» и уничтожать при этом то, что уже есть? В мой мозг не вмещается. Иначе, как экономической диверсией не назвать. Если это и есть рынок и конкурентная борьба, тогда нас неправильно информировали о рынке и на нём действуют совершенно другие методы, в т.ч. тоталитарные. Чем мы хуже? Нам тоже нужно совершать технологический прорыв. Атомный центр. От игры – к профессии? Так его называют для краткости. Информационный центр по атомной энергетике (ИЦАЭ) – точное название. Это создающаяся по России сеть центров по инициативе «Росатома» с целью технологического просвещения и воспитания, профессиональной ориентации, популяризации атомной энергетики. От ГАЗ до Центра можно добраться на метро – высокотехнологичном виде транспорта: от м. Комсомольская до м. Горьковская. Нижегородское метро. Ст. Московская – самая красивая станция По виду нижегородский метрополитен не отличается от московского, может быть, только пассажиров здесь на два порядка меньше. Но третьей столице России, какой называют Нижний Новгород, без метро нельзя. Однако вернёмся к атому. В Атомном центре я принял участие в познавательной игровой интерактивной программе, посвящённой атомному флоту, который работает, естественно, в Арктике – на юге ему будет чересчур «жарко». Перед огромным, во всю стену, экраном (как в кинопанораме) располагается класс, в т.ч. с компьютерными местами. Показ фильма перемежается с заданиями, на которые нужно отвечать с помощью пульта на столе. Мне понравилось: программа сделана увлекательно и методически грамотно. Как я узнал у сотрудника Центра, таких образовательных программ в различных формах (викторины, квесты, лекции и т.п.) для разных категорий, особенно школьников и студентов, подготовлено множество. Все они бесплатны. Полноценные ИЦАЭ есть, помимо Нижнего, например, в Коврове, Владимире, а вот в Москве и Петербурге пока нет. Почему они есть в Нижнем, ясно: рядом Саров. Как практически можно использовать ИЦАЭ в образовательных целях школы и университета, а также в последипломном педагогическом образовании? 1. Очевидно, участвуя в образовательных программах и проектах самих центров. 2. Думаю, что центры не откажут в просьбе о проведении на их базе обычных мобильных уроков, лекций, семинаров с использованием элементов образовательных программ самих центров. Нам эту нужно, чтобы разнообразить образовательную среду, повышать и развивать познавательную мотивацию, центрам – для рекламы. 3. Нужно использовать методическую продукцию центров, где отражена достоверная и актуальная информация о состоянии технологий в отрасли, которая для России – приоритетная и успешная в глобальной конкуренции. В частности, на сайте «Росатома» в разделе «Журналистам» (в «Видеогалерее») я нашёл познавательный фильм «Росатом и Северный морской путь»: http://www.rosatom.ru/journalist/media/video//?S_ID=762 Или, например, абсолютно уникальная технология: ПАТЭС. Пока такая аббревиатура мало кому известна, но достаточно скоро без неё будет не обойтись: плавучая атомная тепло-электростанция. О первой в мире ПАТЭС «Академик Ломоносов» сделан репортаж: http://www.rosatom.ru/journalist/media/video//?S_ID=789 Огромный массив материалов можно всесторонне использовать в образовательных целях для проведения занятий и внеклассных мероприятий, организации экспедиций, подготовке проектов и учебных исследований. Вся информация, что называется, из первых рук. 4. Тот, кто планирует работать в высокотехнологичной, устойчивой и конкурентной отрасли (согласитесь, важно не ошибиться в выборе профессии, чтобы не находиться потом в жизни под постоянной угрозой сокращения или увольнения – по причине роботизации или прихоти начальников), может заранее познакомиться с требованиями к кандидатам в разделе «Соискателям» на сайте «Росатома». Школам, кстати, можно обратить на это специальное внимание, педагоги могут изучить и расшифровать требования к работникам вместе с ребятами. Это очень конкретно и имеет практическую значимость. Можно это сделать в виде отдельного, даже коллективного, проекта: изучить требования к работникам со стороны крупных корпораций, сформулировать общее и особенное. Кроме того, напомню, что крупные корпорации, как правило, имеют авторитетные профильные университеты и оплачивают целевое обучение студентов (включая стипендию, а также распределение, т.е. предоставление первого рабочего места по специальности, что по нынешним временам немаловажно) На сайте «Росатома» есть такая информация: найдите «Меню», а в «Меню» строчку «Карьера», в ней «Образование», а там – «Целевая подготовка». 5. Как это ни странно на первый взгляд, педагогический университет может получить крупные заказы от китов технологии, каким является «Росатом». Зайдя на вкладку «Поставщикам» («Программа закупок»), мы найдём заявки по профилю, например: — 12685/2 Организационные и информационно-консультационные услуги в рамках программы «HR школа», а именно: услуги по обучению и развитию персонала, услуги по оценке персонала. Стоимость: 4 млн. 800 тыс. руб.; — 12685/3 Оказание информационно-консультационных услуг, а именно: услуги по разработке учебных программ и материалов в формате дистанционных курсов. Стоимость работ: 4 млн. 200 тыс. руб.; — 12685/10 Оказание информационно-консультационных и организационных услуг, а именно: услуг по разработке учебных программ и материалов, услуг по разработке инструментов оценки персонала, услуг по организации, проведению и сопровождению круглых столов, семинаров в рамках поддержки и сопровождения программы развития управленческого кадрового резерва. Стоимость: 2 млн. 700 тыс. руб.; — 12685/11 Оказание информационно-консультационных услуг по организации обследования системы обучения персонала в атомной отрасли в рамках реализации задач по повышению её эффективности. Стоимость: 3 млн. 900 тыс. руб.; — 12685/12 Оказание информационно-консультационных услуг по организации деятельности экспертных сообществ, а именно по развитию программ поддержки менторинга. Стоимость: 4 млн. руб. — 12685/13 Оказание информационно-консультационных услуг, а именно: услуг по разработке материалов в поддержку стратегии развития атомной отрасли в рамках проведения итоговой конференции программы развития лидеров и участников глобализации. Стоимость: 460 тыс. 200 руб. 6. Из этого вытекают темы курсовых и дипломных работ по педагогике (как одно из направлений). Президент В. Путин, выступая на XI съезде Российского союза ректоров (Санкт-Петербург, апрель 2018 г.) с заключительной речью, специально подчеркнул необходимость для вузов строить партнёрские отношения с крупными компаниями, которые могут выступить заказчиками как на научную продукцию университетов, так и на подготовку кадров. На Конференции был представлен опыт работы с кадрами на суперсовременном предприятии оборонно-промышленного комплекса России, вступившем в строй в 2015 г., машиностроительном заводе 70-летия Победы, входящего в концерн «Алмаз-Антей». На заводе создан Корпоративный учебный центр, ведущий профессиональную подготовку почти по 100 программам различного уровня. Сайт завода: https://nzslp.ru/company/ Таким образом, игра может стать путём в профессию («От игры – к профессии» – так назвала книгу об образовательной системе подмосковной Гжели А.А. Андреева). Карман России. Чем прирастёт богатство страны? Удобное географическое положение обеспечило бурное развитие торговли в крае и в целом предпринимательского сословия – нижегородского купечества. С начала XVII в. растёт известность Макарьевской ярмарки, которая достаточно скоро достигает мирового уровня. Ярмарка располагалась на Волге примерно в 90 км. ниже Нижнего Новгорода. В начале XIX в. ярмарка сгорела, и её решили на прежнем месте не восстанавливать, а перенести в Нижний Новгород, где она получила новое название – Нижегородская ярмарка. Нижегородская ярмарка Ярмарка находится в пешей доступности от станции метро Московская в сторону Стрелки, на левом берегу Оки – в Заречье. Сейчас довольно много обсуждается качество предпринимательской элиты в России, некоторые даже делают ставку на предпринимателей, считая их наиболее энергичным и деловым классом страны. Однако буржуазный класс России молод, отсчитывая своё второе рождение примерно с 80-х годов прошлого века после того, как его становление было прервано пролетарской революцией 1917 г. Он не нашёл ещё своего полноценного места в развитии российского общества, во всяком случае, в политической дискуссии его представители не могут выдвинуть убедительной социальной программы и терпят сокрушительное поражение на выборах. Думаю, что в поисках своей идентичности, российская буржуазия может обратиться к истории купечества, в частности, нижегородского купечества, которое называли карманом России. В Нижнем, по другую, правую, сторону Оки есть улица Ильинская, застроенная купеческими особняками XIX в. Они дают представление об эстетических вкусах нижегородского купечества, свидетельствуют о его состоятельности. Я только приведу пример купеческой благотворительности. Первый детский приют (40-е годы XIX в.) Здание детского приюта построено на купеческие деньги. Сейчас здесь размещена больница. А помните пьесу Горького «На дне»? Действие происходило в ночлежном доме, построенном купцом Н.А.Бугровым для низших слоёв общества. Ночлежный дом Н.И. Бугрова (1890-е гг.) Историческая реальность дома несколько отличалась от изображённой в пьесе. Если присмотреться, на фасаде дома написано: «Водки не пить! Песен не петь! Вести себя тихо!». Дом сохранился. А в каком состоянии находятся наши социальные отношения? Колледжи. Путём Чкалова? За небольшое время мне удалось пообщаться с педагогами двух колледжей. Гороховецкий Губернский колледж. В области статус «Губернский» носят три или четыре колледжа. Это региональный знак педагогического качества. На выставке представлены методические издания, авторами которых являются педагоги колледжа. Разработки педагогов посвящены актуальным вопросам, сделаны добротно, грамотно и красиво. Педагогический анализ – важнейший элемент развития образования, без которого оно невозможно, будет имитация. Фиксация нового педагогического опыта – средство развития. Нижегородский радиотехнический колледж. Один из лучших и престижных колледжей города. Один из педагогов колледжа, Артём (на снимке он справа, со студентами), увлечён сборкой портативных, можно сказать, домашних, 3D-принтеров. Это его педагогическая идея. Он учит этому ребят. Увлечённость творит чудеса. В колледже есть студент, у которого нет на руке двух пальцев. Команда Артёма «напечатала» для него протез. А ещё край знаменит своими народными промыслами, которые имеют право на отдельный разговор. Нижний Новгород. Станет ли сердечное отношение частью технологий? Таким образом, если определить основную тему 2-3-дневной педагогической экспедиции в Нижний Новгород, она может быть связана с изучением исторического опыта опережающего интенсивного социально-технологического развития общества, таких взаимоотношений между прорывными технологиями, человеком и обществом, которые не приводили бы к социальным и экологическим катаклизмам и обеспечивали устойчивую преемственность исторического развития. Похожие статьи:Главшкола → С чего начинается технологическое лидерство нации? Главшкола → Технологическое воспитание. Человек и трактор Прогностика. Образование для будущего → Без чего не будет технологического рывка? Cui prodest? Педагогическая политология → Ракетная линейка "Гжель", "Палех", "Хохлома" Теги: технологическое развитие, регион, профессиональное образование, педагогическая экспедиция, педагог, нижний новгород
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |
||
Последние вопросы FAQ
Рейтинг пользователей
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб. Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта, а также оплаты работы модераторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||