Иван Сергеевич Белов. Педагог в Instagram’е
Знакомство с Инстаграм для меня произошло по образцу классического сватовства: присмотрелся, познакомился… Бах! Свадьба! А все потому что не так давно мои ученики посетовали: что же Вы от жизни отстали, сражаетесь с «ветряными мельницами», воспитываете нас, уже повзрослевших. Есть чудная социальная сеть, в которой можно и собеседников по интересам найти, и пространство для дебатов-дискуссий.
Зная о существовании этой социальной сети уже несколько лет, я, как и многие представители интеллектуальных профессий, относился к ней скептически. Это неудивительно. В самом начале функционирования Инстаграм его пользователи обменивались исключительно фотографиями и короткими видеороликами (он для этого был создан). Однако ситуация изменилась несколько лет назад, когда появилась функция «наложение текста и других рукописных пометок».
Данное принципиальное нововведение открыло дорогу для любителей и мастеров текста! Есть, правда, ограничения – до 2000 знаков за один раз. Тем не менее, это оказалось лазейкой, благодаря которой можно размещать небольшие тематические статейки (именно «статейки»-посты, так как для серьезного текста ни объема, ни аудитории здесь не сыскать). Они, конечно, должны предваряться фотографией или картинкой (это же Инстаграм!). Но это не мешает главному – теперь свои мысли, идеи, проекты и проч. можно внедрять в широкие массы пользователей. Весьма заманчивая перспектива. Особенно на фоне низкой посещаемости сегодня научных конференций, сайтов и собраний, а также малой читаемости специализированных журналов, сборников и вообще серьезной литературы.
Эврика! Это может оказаться реальной, работающей и эффективной альтернативой всем иным, сегодня хуже работающим, практикам донесения до масс читателей всего «светлого, важного, нужного». «Читателями», правда, сложно назвать изрядную часть пользователей Инстаграма. Это, в значительной степени, любители пофоткаться — так сказать «визуалы», воспринимающие картинку и видео намного лучше, нежели написанное. Но… никуда не деться от современных реалий. Тем не менее, текст — все равно важен!
Итак, во-первых, Инстаграм сегодня – это Интернет-пространство, которое быстрее и действеннее своих «собратьев» и собирает аудиторию, и фокусирует ее по интересам и направлениям. Во-вторых, при определенной маркетинговой подготовке, он может стать платформой для заработка (сегодня для представителей творческих, пишущих профессий это проблемная тема).
К концу 2010 года, то есть – через несколько месяцев после своего возникновения, он имел 1 миллион зарегистрированных пользователей. На сегодняшний день это число перевалило за 1 миллиард!!! Из них на Россию приходится 30 миллионов человек (в основном это жители крупных городов).
Такова нынче ситуация – книгу, былого надежного и верного друга, вытесняет гаджет. Не такой надежный, но изменчивый и не столько друг, сколько партнер…
Перед серьезным публицистом при размещении своих материалов в любой социальной сети, в принципе, и в Инстаграме, в частности, возникает ряд особенностей-ограничений, не учитывать которые нельзя:
1. Наш современник, в массе своей, «не читатель», а потребитель в самом широком смысле. Поэтому текст должен быть интересный, сравнительно небольшой, доступный в лексическом и стилистическом смыслах, предваренный запоминающейся фотографией или картинкой. Это называется «пост». Кроме того, текст не должен быть «серо-одноцветным», а разбавлен разноцветными значками – «смайликами», «эмодзи» и др. Каждая отдельная мысль структурно начинается с новой строки. Что поделаешь, визуал побеждает аналитика! Один пост – одна идея, не более! Иначе читатель не угонится за рассуждениями и логикой автора.
2. Современная Интернет-аудитория существует в условиях, где практически нет никаких ориентиров. Каждый брошен на произвол собственного выбора. Отсюда и появилось понятие, как признак болезни, «потребительское отношение»: фактически, ты вынужден потреблять. И в этих условиях автору необходимо прочувствовать боль и чаяния аудитории, говорить с ней на понятном и близком языке, уметь давать уместные советы и подсказывать, где взять «волшебную таблетку» от несчастий личных и от бед, постигших страну… Именно поэтому пост в Инстаграме должен выводить подписчика на рассуждения – в этом прелесть «обратной связи», которая дает понимание, что перед вами не потребители, а одинокие в своих проблемах люди!
3. Опасно также давать повод сомневаться в вашем опыте и знаниях: работа на авторитет – вот верный путь. Пользователи Инстаграм не любят цитаты. Важнее транслировать собственные мысли, внимательно при этом относясь к орфографии и грамматике! Пост должен быть написан просто, кратко и понятно! Даже о сложном желательно писать просто, доступно и увлекательно! Вместо велеречивых рассуждений чаще использовать призыв к действию, а также не забывать шутить, это не помешает. Основной идеологический посыл написанного: «мы все знаем как нам плохо, но я отвечу – что делать!».
4. Основная аудитория Инстаграм – горожане (в основном Москва и Санкт-Петербург), от 20 до 40 лет, преимущественно женского пола — более 60% (даже первая десятка блогеров-лидеров состоит в основном из дам).
5. Донесение ваших идей до аудитории напрямую зависит от количества просмотров ваших постов с вероятностью их прочтения. А это, в свою очередь, зависит от количества так называемых «подписчиков» на вашу информационную (или личную) площадку – аккаунт, а также проставленных «лайков». Чем больше реальных (!) подписчиков, тем больший происходит охват потенциальных читателей.
6. Предусмотрены опции, которые позволяют продвигать аккаунт: рекламировать, ориентировать на целевую аудиторию, расширять круги поиска подписчиков, «коллег по цеху» и другие.
7. Нельзя упускать из виду тот факт, что «раскрученный» (активный, постоянно наполняемый и читаемый) аккаунт потребует от вас много свободного времени, а также помощников (для решения технических, редакторских и прочих задач).
8. Необходимо также учитывать, что наличие огромного числа пользователей социальных сетей связано не столько с технологическим развитием, сколько с массовой социальной неудовлетворенностью современного индивидуума (в первую очередь, общением). Поэтому выбираемый контекст и темы публикаций должны быть по возможности остроактуальными. А сам автор должен обладать харизмой. В Инстаграм бал правит Личность, которую заметит публика и которая несет ответственность за сказанное и предложенное. Ее уникальность, как главное конкурентное преимущество, повышает доверие аудитории. Задача же самой Личности – стать безоговорочным лидером в своем сегменте.
9. Умение кратко, четко озвучить волнующую многих проблему, провести опрос, получить обратную связь — все это позволяет понять свою аудиторию. Более того, Инстаграм отрезвляет! Многие привычные представления о социуме фактически разбиваются о комментарии и вопросы, которых не ожидаешь получить. Это специфичный онлайн формат, когда автор не только анализирует и рассуждает, но и сам является объектом пристального внимания!!! Это и интересно, и трудно одновременно.
10. Обратная реакция в аккаунте – залог успеха! Чем отзывчивее аудитория, тем большее количество людей видят блог. Однако, критика – неизбежна и отчасти полезна. Важно ее квалифицировать, не допуская унижения и оскорблений. На этот случай всегда можно воспользоваться кнопкой «заблокировать пользователя».
Одним словом, конкуренция стала сегодня одним из ведущих факторов профессионального развития. И в этой изменившейся среде важно научиться гибко и своевременно реагировать на изменение обстановки, запросов общества и вызовов среды.
Мне, как педагогу, это было необычно и… не совсем профильно. Однако, наш ход, профессионалы пера!
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → Селфидрём
Парта. Воспитание в обществе и школе → Пролетая над социальной клетью
В классе у Мастера → Разговоры с тётей Соней
Золотая библиотека → Осторожно, дятел!
Парта. Воспитание в обществе и школе → Иван Белов. Дневник в Instagram'е