Выхода из Болонской системы, собственно говоря, не будет. Она останется. Просто основным путём высшего образования станет специалитет. А жизнь покажет:
https://www.kommersant.ru/doc/5381815
Будет создаваться "уникальная" система высшего образования… Звучит оптимистично и тревожно — одновременно. Почему?
Дело не только в изменениях формы высшего образования. Дело в сути. А суть — буржуазная: человек рассматривается исключительно как рабочая сила, набор "компетЭнций". Именно слово в кавычках — самое употребляемое в разговорах об образовании на высшем уровне. Работнник для хозяина должен быть "винтиком", который можно удобно "завернуть", куда и когда нужно. Интересы господствующего класса. Социализм и общанародное государство было ликвидировано в 1991 г. Следовательно, и образования не может быть общенародного. Слова красивые, пленяющие об общем благе — есть и будут обязательно, а общего блага — не может быть.
Высшее образование по сравнению с советской моделью и так стало несправедливым (поэтому, очевидно, и не идёт речи о возвращении к советской модели): на советскую стипендию можно было жить, а нынешняя стипендия… Помолчим. Для Ваньки Жукова недоступно поехать в город учиться.
Сокращение сроков обучения даже в среднем профессиональном образовании — об этом говорилось до самого последнего времени. Картинку специальностей не предоставили, но, скорее всего, такое решение диктовалось не только тем, что, действительно, на какие-то профессии нет необходимости учить долго. Сэкономить на молодёжи. Не знаю. Не рассказали особенно. Нам всё больше про Америку и Украину...
Мест в магистратуре существенно меньше, чем выпускников-бакалавров. Следовательно, далеко не каждый мог продолжить обучение дальше. Предлагали за деньги. Опять не для Ваньки Жукова.
Формы-то можно менять, но социально-экономическая суть капитализма не позволяет смотреть на человека как на человека: и для капиталиста, и для чиновника он всегда будет "винтиком" для использования. Как говорится, в рамках необходимых "компетЭнций". Ну, зачем переплачивать за его развитие? Читать ему курсы по философии, истории, искусству, учить иностранным языкам? Зачем?
Да, это будет. Но только в элитных школах и университетах. Подготовка элиты без общего развития невозможна. А там, уж, пусть решают в университете или в школе, в каком-то городе или районе, как им надо образовывать своих детей: "тварей дрожащих" или тех, "которые право имеют". Это зависит от того, как местные власти видят будущее своей местности: периферией мегаполисов или самостоятельных центров развития. Образование является фактором. Но образование не вообще, а какое именно, какого характера и типа.
И ещё снова опять как всегда. Нет анализа. Никогда внедряли Болонскую систему, ни когда её меняют. Всё общо. Например, телепрограмма обощающая, итоговая, а анализа нет:
https://smotrim.ru/article/2773215
Так что с Болонской системой Ванька Жуков распрощаться может, а что он сделает с социальными обстоятельствами?
Похожие статьи:
Главшкола → Как школе развиваться в условиях кризиса?
Главшкола → Научный руководитель в школе
В царской ложе → Наталия Гребенникова. Птицей над Гжелью
В царской ложе → Алла Андреева. Лидерский капитал Гжели
Главшкола → Школа. Идейная борьба за тебя