Разделы статей

Аист над Вислой

7 октября 2016 - Сергей Пимчев
Аист над Вислой
Сейчас, в конце сентября, аисты уже улетели далеко за моря, но гнёзда этой птицы попадаются в самых неожиданных местах. Это значит, она чувствует себя здесь, как дома, и обязательно вернётся. Вернётся и принесёт с собой веру в будущее, обновление, охранение от злых духов, любовь и рождение нового человека. Ведь именно с этими человеческими мыслями, чувствами, чаяниями в славянской мифологии связаны аисты.
Ранним субботним утром мы выехали на автомобиле из Варшавы: пересекли Вислу и взяли направление на Белосток. Проехали пригороды с магазинами, строительными рынками, частными домами и выскочили, что называется, на оперативный простор.
 
 

 
По Варшаве. Справа — Висла

Дорога располагает к неспешному и подробному разговору, и мы вели его, расспрашивая нашего гида и, по совместительству, водителя о жизни в Польше, о том, чем живут и о чём думают сейчас граждане страны. Эту хлопотливую роль гостеприимно взял на себя наш коллега Михал Варых, учитель русского языка из варшавской гимназии № 22. По его инициативе и по приглашению его старших товарищей из Варшавского университета, из международных общественных организаций «Польша-Восток» и «Польша-Россия» Йозефа Брыля и Ежи Смолиньского мы приглашены на конференцию по теме «Роль и значение Российской Федерации в современной Европе» (Варшава, 23 сентября 2016 г.). Мы – это Наталия Васильевна Гребенникова, директор Речицкой школы из Гжели (Подмосковье), и ваш покорный слуга.
Тема – более чем актуальная и смелая, учитывая напряжённый международный фон, вызванный тем, что есть мировые силы, не разборчивые в средствах, стремящиеся любыми и всеми способами создать «железный занавес» или новую «берлинскую стену» между Россией и Европой. И одним из опорных пунктов такой стены названные силы стремятся сделать современную Польшу. На международной политологической конференции в наших докладах раскрывался педагогический аспект политических проблем. Но рассказ о конференции ниже. В данный момент наш путь лежал на северо-восток от столицы Польши.
Дорога привела нас в Треблинку (кстати, ударение в польском языке падает на предпоследний слог). Ту самую Треблинку, где в концентрационном лагере во время Второй мировой войны массово умерщвлены сотни тысяч людей и среди них – Януш Корчак со своими маленькими учениками.
 
 
Дорога в Треблинку. Поле. Сельский костёл


Река Буг

Вряд ли, кто не слышал о польском педагоге Януше Корчаке (1878-1942 гг.) и его учениках. Но кратко напомню. Януш Корчак закончил медицинский факультет Варшавского университета, работал врачом. Польша, т.е. Царство Польское, в тот исторический период в течение 100 лет находилась в составе Российской империи, поэтому как врач Корчак участвовал в Русско-японской войне (1904-1905 гг.) и Первой мировой войне (1914-1918 гг.). В 1918 г. Польша стала самостоятельным государством. И Корчак на время военных действий призывался уже в польскую армию.
Ещё будучи медиком, Корчак стал заниматься педагогической деятельностью. В 1911 г. он основывает «Дом сирот» для еврейских детей Варшавы на улице Крохмальной. В этом месте сейчас находится самое высокое здание Польши – Дворец культуры и науки, построенный в начале 1950-х годов как подарок Советского Союза Польше. Когда строили Дворец, «Дом сирот» ещё стоял, но через какое-то время снесён.
 
 
Дом сирот и котлован Дворца                                            Дворец культуры и науки

Януш Корчак любил Польшу и свой родной город Варшаву. После того, как фашисты в 1939 г. заняли Польшу и создали в Варшаве еврейское гетто (а Корчак был еврейского происхождения), он – и это невероятно! – продолжал принципиально ходить по городу в форме польского офицера!
Можно ли было не любить довоенную Варшаву! Один из известных польских актёров, родившихся в Варшаве до войны, вспоминал предвоенное детство, проведённое именно в той части города: «Ранним утром меня будил звон стекла: на запряжённой лошадьми повозке развозили молоко. Каждому, кто заказал молоко, под дверь ставили бутылку. Кроме молока мы еще заказывали булки в пекарне на Велькой. Поэтому утром рядом с бутылкой молока стоял большой бумажный пакет, а в нём булки: «малгожатки», «кайзерки», «солянки». Когда зимой выпадал первый снег, я узнавал об этом, не вставая с постели. Извозчики запрягали лошадей в сани, были слышны их колокольчики. Застройку улицы Слиской, как и соседних улиц, составляли, прежде всего, доходные дома. Эклектичные, в стиле сецессион, очень богато декорированные. В каждом доме арка ворот, в воротах отбойники, чтобы защитить стены, дальше — дворы. Проезжая часть мощёная, с отдельным водосточным желобом, а тротуар выложен плитами… Нам всем пришлось оставить Слискую в сороковом, когда немцы стали создавать так называемое малое гетто. Мы переехали на улицу ксёндза Скорупки… Недавно я рассчитал, что наш дом стоял в том месте, где сейчас  находится фонтан, в северной части Дворца культуры. Что я могу еще сказать? У меня есть друг, Войтек Фурман, импресарио в агентстве «Пагарт». Я помню его слова: «Довоенная Варшава? Она снится мне каждый день. До боли!». Мне она тоже снится» (фотографии и цитаты с сайта http://culture.pl/ru/taxonomy/term/7164881/feed).
Наверное, Варшава действительно была городом для жизни. Один из героев чеховской «Палаты № 6» зовёт другого бросить всё и умчаться:
— В Москву, в Петербург, в Варшаву… В Варшаве я провёл пять счастливейших лет моей жизни. Что за город изумительный! Едемте, дорогой мой!
 
 
Улица Маршалковска (1937 г.). Улица Сенная в годы оккупации

 
Автомобильная реклама шляп (30-е годы). Варшавско-Венский вокзал (1890 г.)

В годы Второй мировой войны Варшава была практически уничтожена. Бомбёжек не выдержал бы и замечательный памятник архитектуры Александро-Невский собор в центре города, если бы его не сломали русофобы за несколько лет до войны. Даже недруги Польши удивлялись, зачем разрушается архитектурный шедевр?
 
Александро-Невский собор (1894-1912 гг.)

Представляете, если бы он сохранился! Безграничная городская площадь, носившая в народной Польше гордое имя Победы, сейчас носит имя Юзефа Пилсудского, основателя современного польского государства. В Варшаве мы видели два памятника Птлсудскому. При нём Польша задышала воздухом государственной самостоятельности, однако он пьянил горячие головы: в отместку за обиды, нанесённые за время пребывания в империи, православные храмы передавались, или возвращались, католической церкви. А собор-символ был просто разобран на кирпичи. Площадь прекрасно подходит для многотысячных митингов, но в политически спокойное время она кажется пустынной.
 
Площадь Ю. Пилсудского. Памятник Пилсудскому справа вдали


Памятник Ю. Пилсудскому недалеко от Российского центра науки и культуры

На площади расположена могила Неизвестному солдату – памятник всем польским воинам, созданный в середине 20-х годов. Горит вечный огонь. Выставлен почётный караул.
 
 
Могила Неизвестного солдата. Почётный караул

В 1942 г. нацисты решили окончательно «зачистить» Варшаву. Гетто подлежало уничтожению. А люди? Люди тоже. И дети?! И дети. Друзья предупредили Корчака об этом и даже предложили помощь тайно покинуть гетто. Только помощь эта была возможна для одного человека. Спасти 200 детей-сирот оказывалось невозможным. Корчак остался с ними.
В августе 1942 г. все они в товарных вагонах перевезены в лагерь Треблинку, что примерно в 80-100 километрах на северо-восток от Варшавы, и там уничтожены в газовой камере. Посмотрим на это святое место.
 
 
Лес Треблинки. Дорога к лагерю

 
Граница лагеря. Дорога по лагерю

 
Мемориал — вдали. И вблизи

 
Место братской могилы. Яношу Корчаку и детям

Ловишь себя на странном, даже преступном, ощущении. Настроение должно быть трагическим, подавленным, а оно – прозрачное, просветлённое. И думаешь – не о смерти, а о красоте окружающей жизни. А на поляне камни – как обломки человеческих судеб, как пепел сожжённых людей.
Как объяснить, как оправдаться перед собой? Ты, в России, много читал об этом, рассматривал исторические свидетельства и фотографии, ехал и летел сюда за тысячи вёрст, и что? Тебя не душат слёзы, спазмы не схватывают грудь, и не бросает на землю щемящая тоска. Просто – пустынные лесные поляны и тёплый осенний дождь с мягкими грозовыми раскатами. Они не упрекают тебя за чёрствость, а громыхают и громыхают, будто делают это здесь каждый день, не требуя взамен обязательного ответного чувства. Только не шуми, не говори лишних слов, лучше – молчи. И – ходи и смотри. Ходи и смотри.
Мемориал в Треблинке – скупой. Мне кажется, ярких впечатлений и не должно быть. Это не шоу, не экспозиция. Здесь всё грубо и просто, как жизнь и смерть, когда они не просто рядом, а противоестественным образом сливаются. Смерть как обыденность? Как простое движение? Как переход из бытия в небытие? Или в – другое бытие? Из обыденной жизни этого не понять, не осознать. Причём здесь чувства, эмоции, впечатления? Всё это – человеческие слабости низшего уровня. Они здесь не очень нужны. Даже и понимания не очень нужно. Это сугубо твоё личное дело. Нужно – созерцание. Тебя сюда не звали. Если ты сюда пришёл, то пришёл – не мешать. И дождь с грозой, кажется, идут каждый день, чтобы смыть грязь и очистить воздух. Это какое-то ИНОЕ измерение бытия.
В 1944 г. о Треблинке Василий Гроссман создал пронзительный очерк «Треблинский ад». Он одним из первых, в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда», вошёл в лагерь вместе с Красной Армией. Очерк размещён на нашем портале в разделе «Золотая библиотека».
В 1990 г. Анджей Вайда снял фильм "Корчак".
Я встречался с точкой зрения, что не надо показывать такие места детям, если здесь даже взрослым бывает тяжело. Мне кажется это заблуждением. У детей нет такого опыта переживаний, как у взрослых, они это воспринимают, по-моему, несколько иначе, больше с фактической стороны, чем примеряя к себе. Это не повредит детскую психику, а, скорее, укрепит её посильными переживаниями. Личность станет глубже, яснее.
Что касается конференции, о которой сказано выше, то её участники стремились к конкретному анализу нашего актуального политического бытия. Представители Калининграда взяли у одного из организаторов интервью, главной темой которого стали двусторонние отношения Россия-Польша и роль народной дипломатии в укреплении дружеских отношений между нашими народами:
http://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/260920 16-mpp-kaliningrad/
 

Г-н Ежи Смолиньски, Председатель Правления Ассоциации сотрудничества "Польша-Восток"
 
Россия граничит с Польшей в Калининградской области. Поэтому анализ и оценка состояния отношений между пограничными областями, точнее, между людьми, живущими в соседних приграничных областях (Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств со стороны Польши), после того, как несколько месяцев назад под спорным предлогом со стороны польского правительства были введены визы, стало темой нескольких докладов гостей конференции из Калиниграда.
 

И польские, и российские докладчики отмечали, что экономический ущерб – и особенно гуманитарный – испытывают обе стороны, обычные граждане однозначно осуждают искусственные бюрократические препятствия. Польская сторона обещала вскоре отменить визовые ограничения, но – тянет. Почему?
Итак, напомню тему: «Роль и значение Российской Федерации в современной Европе». Провести конференцию по такой теме в самом центре Варшавы, в стенах её лучшего университета в условиях, когда напротив границ России НАТО постепенно размещает в Польше войска по штату военного времени, согласитесь, это гражданский поступок!
 

Перед началом конференции
 
В программе, кстати, было заявлено участие руководства Варшавского университета. Руководство – это ректор и проректоры. Их не было. Когда такая конференция организуется нашими университетами, да ещё с таким международным участием, ректор считает за честь принимать гостей и открывать конференцию. Это – закон гостеприимства. Тем более, что приехали люди, равные им по официальному статусу, например, проректор Московского государственного института международных отношений. МГИМО (У) – глобальный педагогический бренд России. На пленарной части конференции выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Польше С. Андреев.
 
Выступление Посла России в Польше Сергея Андреева


Участники конференции (слева направо):
С.П. Пимчев, Н.В. Гребенникова, С. Андреев, Е. Смолиньски

Всё это не только придавало высокий политический статус мероприятию, но и создавало реальные возможности проявить искренние добрососедские чувства, посмотреть друг другу в глаза. Ведь в Грюнвальдской битве и во Второй мировой войне наши предки стояли плечом к плечу! А нам с Наталией Васильевной было, что предложить господину ректору. Наталия Васильевна представляла другой глобальный бренд России – традиционный народный художественный промысел Гжель и — школу региона народного промысла России.
Тема доклада Н.В. Гребенниковой: «Из опыта работы школы территории традиционного народного промысла Гжель по развитию международного сотрудничества». Наталия Васильевна сказала об искреннем желании педагогов Речицкой школы к установлению образовательных и педагогических партнёрский отношений со школами Европы и Польши, что не только обогащает образовательную среду школы (ключевого условия познавательной мотивации школьников и воспитания личности), но открывает растущему человеку современный мир самым естественным и эффективным способом – через прямое человеческое общение. Гжельское образование настойчиво идёт этим путём и таким образом строит мир будущего без санкций и контрсанкций.
Мой доклад назывался так: «Под звёздами Бежина луга. Личные истории». Я рассматривал образование как политологическую категорию в контексте международных отношений, как того требовала конференция – политологическая и международная. А это значило – посмотреть на сферу образования как на «мягкую силу». В содержании доклада я этот тезис расшифровал. Из него видно, что «мягкая сила» — это двусторонний процесс: не только Россия влияет на ценности и умонастроения людей Европы, но и Европа влияет на отношения и взгляды людей России. Оба процесса – встречные, оба усиливают друг друга. Если мы думаем о – РАЗВИТИИ. Если мы не хотим новых санитарных кордонов, которые, к сожалению, в Европе начали создаваться: то же ограничение межпограничного передвижения, не говоря уже о металлических заборах и армейских пунктах против беженцев из Ближнего Востока.
Оба наших доклада будут опубликованы на портале Куна.
Одной из тем, вызвавших активное обсуждение, стала история одной такой большой европейской «стены», а именно Междуморья. О чём идёт речь?
 
Междуморье

После Первой мировой войны, в 1918 г., Польша приобрела государственную независимость, во главе Польского государства встал Юзеф Пилсудский. Он и приступил к осуществлению идеи межгосударственного объединения стран, расположенных широкой полосой между Балтийским морем и морем Чёрным: стран Прибалтики, Польши, Беларуси, Украины, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Молдавии, Югославии, вплоть до Финляндии.  Цель объединения – политическая и военная консолидация, которая бы обезопасила союзников от агрессивных соседей как с Запада (т.е. Германии), так особенно с Востока (т.е. России). Идея Междуморья постоянно витает в политическом пространстве стран Центральной и Восточной Европы, изменяя акценты в зависимости от политической конъюнктуры. Более подробно можно прочесть у польского автора по имени  Wlodzimierz Iszczuk, который эту идею пропагандирует, в польском издании:
http://www.fronda.pl/a/idea-miedzymorza-jedyna-alternatywa-w-obliczu-agresji-barbarzynskiej-rosji,47877.html
На русском языке материал публикуется в украинском издании той же политической ориентации:
http://bbsc.eu/analiticheskie-materialyi/istoriya/kontseptsiya-mezhdumorya-edinstvennaya-alternativa-pered-litsom-varvarskoy-agressii-rossii/
Идея звучит красиво, но, насколько я могу судить, её практический потенциал минимален. Реально существует уже четверть века Вишеградская группа в составе: Чехия, Словакия, Польша, Венгрия. Эта группа, весьма уважаемая и популярная, однако, не имеет какого-либо политического оформления или специальных органов управления. Основная цель – усилить потенциал стран-участниц, чтобы общий голос звучал в Евросоюзе сильнее, чем каждой страны по отдельности. Желание, по-моему, справедливое. Никаких агрессивных или изоляционистских идей, похожих на идеи Междуморья, не замечается. Наоборот, консолидацию на основе продуктивных положительных идей можно только приветствовать и развивать. Например, в Вишеградской группе нет России. Недавно я предложил на собрании в Москве политическим директорам Вишеградской группы отметить в 2017 г. юбилей выдающегося европейца Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), 425-летие со дня его рождения, — человека, который лично участвовал в гуманитарном развитии каждой из этих стран. Будет ли чтить Европа великих европейцев из славян?
Страхи и ненависть к России со стороны польской шляхты использовал Наполеон. Для России война 1812 года была Отечественной, Наполеон называл её Польским походом. Чем закончилось, известно. Анжей Вайда осмыслил польскую судьбу в фильме «Пепел». Но и сегодня, судя по информационным темам, настойчиво разыгрывается «тяжёлая история» трёхсотлетних отношений Польша-Россия, опять вызываются духи недоверия, страха и ненависти. Для чего? Чтобы опять использовать в следующем «походе»? А кто будет играть кровавую роль Наполеона XXI? Здравые люди в России и Польше это понимают, а кто ещё не понял – разберитесь, чтобы не стать марионетками в чужих руках.
Доклады польских и российских участников позволили раскрыть различные грани польско-российских и российско-европейских отношений в продуктивном контексте, нацеленность на преодоление искусственно созданных трудностей.
Вечером участники конференции приглашены в Российский центр науки и культуры в Варшаве на спектакль театра-студии МГИМО. Спектакль-микс из произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и «Театральный роман» поставил режиссёр Н. Болотов. Профессиональная постановка и талантливая игра актёров, т.е. настоящая театральная школа, была видна сразу. Но как именно режиссёр переплёл эпизоды, честно говоря, я не очень понимал, поскольку так и не смог переключиться на другое восприятие после конференции в университете. Но, главное, это поняли и оценили другие зрители: работа театра-студии вознаграждена аншлагом и долгими аплодисментами.
 
 
Спектакль театра-студии МГИМО. Михал Варых с учениками перед спектаклем

Сейчас в блюдце с водой у меня лежат несколько желудей. Они подобраны под мощным вековым дубом, растущим у самых ворот лагеря смерти Освенцим. Таких деревьев на территории лагеря растёт несколько. Все они были ежедневными молчаливыми свидетелями того, как уничтожались более миллиона людей. Точное число установить невозможно. Поездке в Освенцим мы с Наталией Васильевной посвятили специальный день, поскольку сначала пришлось 3 часа ехать поездом до Кракова, а затем ещё 2 часа пригородным поездом до Освенцима. И так же обратно.
 
 
Окрестности Освенцима. Станция Освенцим

 
Вид города

 
Братская могила на полпути к лагерю

 

 
Дуб у Входа. Личный проект Наталии Васильевны: вырастить дубы из желудей в школе

«Фабрика смерти» Освенцим функционировала с 1940 г. по 1945 г., когда 27 января в ходе Висло-Одерской операции Освенцим был освобождён Красной Армией.
 
 
Поле перед Входом. Вход в лагерь Освенцим (дуб справа)

 

 

 
Дорожки. Виселица

Исчерпывающая информация об Освенциме, которую можно использовать в образовательном процессе, находится на официальном сайте музея: http://www.auschwitz.org/en/more/russian/
Любая попытка человека из мирной жизни представить, что чувствует человек в концлагере, ни к чему не может привести. Для этого не хватит никакого воображения. Более того, в такое даже невозможно поверить, если бы не факты и не свидетели.
 
 
Блок № 11. Подвалы

 
В подвалах узнков отравляли газом "Циклон". Одна из камер (вид в глазок)

  
В комнате коменданта. Стена для расстрела

 

 

 
"Фабрика смерти" Освенцим
 
Один из таких свидетелей, чудом оставшийся в живых, психолог Виктор Франкл (1905-1997 гг.). В 50-е годы он написал книгу «Человек в поисках смысла», где как психолог и психиатр рассказал способы уничтожения человеческого в человеке в концентрационном лагере. На нашем портале в разделе «Золотая библиотека» вы найдёте эту работу
Об Освенциме – огромное количество различных материалов в Сети. И, тем не менее, мы с Наталией Васильевной были удивлены, когда увидели в этом трагическом месте огромное количество людей, в том числе видели группу немцев. Это был обыкновенный будний день, да это и не близкий пригород Кракова.
 

Ещё раз: человеческий мозг не в состоянии представить весь ужас происшедшего, его причины. Точнее всего эту мысль выразил Василий Гроссман в очерке «На еврейские темы»:
«Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину происшедшей трагедии. Человек, случайно заглянувший в покойницкую или видевший, как грузовик задавил восьмилетнюю школьницу, ходит несколько дней сам не свой, теряет сон и аппетит. Но нет человека с таким вибрирующим сердцем, с такой чуткой мыслью, с такой силой воображения, с таким мощным чувством гуманности и справедливости, который был бы в состоянии измерить кошмар происшедшего, прочитав об этом в книге или газете. Эта ограниченность и есть счастливое свойство человеческого сознания, она и предохраняет людей от моральной пытки и безумия. Эта ограниченность — также и злосчастное свойство нашего сознания: она делает нас легкомысленными, позволяет нам (хотя бы на миг) забыть о самом большом злодеянии на свете» (http://www.jewniverse.ru/RED/Grossman/jewish/jews_free_ua.htm).
Возвращались мы в Варшаву тем же путём, через Краков, в который, к сожалению, мы прибыли уже затемно. У нас имелось не более получаса для осмотра старого города.
Михал рассказал шутку:
— Почему вечером улицы Варшавы пустеют, а в Кракове, наоборот, много людей?
— Варшавяне после работы уезжают отдохнуть в Краков.
 
 

 
Вечерний Краков — королевский город

И, конечно, мы не могли не вспомнить историю спасения города, который фашисты намеревались сравнять с землёй. Ведь славяне не могут и не должны иметь красивых городов, которые свидетельствуют о творческом характере нации, о её способности к организации жизни, об исторической памяти – таких городов, среда которых воспитывает грядущие поколения. История спасения Кракова рассказана, в частности, в советском художественном фильме 60-х годов «Майор Вихрь». Достоверный и мастерски сделанный фильм с интересом посмотрит польская молодёжь:
1 серия:
https://yandex.ru/video/search?filmId=qTyhUBOxUXI&nomisspell=1&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C&noreask=1&path=wizard
2серия:
https://yandex.ru/video/search?filmId=RR-d7A2VUXI&nomisspell=1&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C&noreask=1&path=wizard
3серия:
https://yandex.ru/video/search?filmId=uVzl46puUXI&nomisspell=1&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C&noreask=1&path=wizard
 Так получилось, что наше повествование сложилось хронологически в обратном порядке, т.е. наше знакомство с Польшей мы начали в Освенциме. А в субботу, после возвращения в Варшаву из Треблинки, наш коллега Михал показывал нам Варшаву – старый город, восстановленный, словно из пепла, трудами архитекторов и строителей усилиями всей страны. Таким, каким этот город был в течение веков. Колоссальный труд и ресурсы! Трудовой подвиг польского народа!
 
 
Замковая площадь. Королевский замок

 
Кафе в стиле довоенной Варшавы. Новая старая улочка

 
Русалка — символ Варшавы. И молодёжь тоже

А вот район Прага. Название Праги — столицы Чехии происходит от слова "порог" или "пороги". Здесь было удобно переправляться через Влтаву, поэтому на месте переправы логично возник город. Прага варшавская происходит от польского глагола "пражечь" — выжигать лес под посевы. Иначе говоря — это древнейший славянский способ подсечного земледелия. В годы войны в варшавской Праге стояла Красная Армия, а исторически — это русский район Варшавы.
 
 

 

 
Двор-колодец. Вид на улицу из окна

Варшава – необычный город. Только с первого взгляда он может показаться понятным. Это, на мой взгляд, весьма обманчивое впечатление. Не поймайтесь на него. Присмотритесь к отдельным чертам жизни города и людей, попробуйте вжиться, вчувствоваться.
Рано утром, уже перед отъездом, у нас было полчаса пройтись ещё немного по ещё спящему городу. И совсем рядом мы встретили на улице бюст – в честь польского педагога Войцеха Горского.
 
Войцех Горский

К следующей конференции я обязательно постараюсь познакомиться с его идеями и в своём докладе напомнить их.
Тем более, в них наверняка рассказывается о возвращении на родину аиста.
 

Закат над Вислой
 

Похожие статьи:

Градусник. Рецензии без претензииЕсли бы я был немцем

Градусник. Рецензии без претензии"Проложить дороги там, где их не было". Полёт китайского Дракона

Градусник. Рецензии без претензииПоезд идёт на Восток

НовостиПисьмо Президенту

Cui prodest? Педагогическая политологияРостислав Ищенко. Об оси Париж-Берлин-Москва

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.