Разделы статей
"60 минут"
"авангард"
"алые паруса"
"арсенал"
"бавария"
"барселона"
"битлз"
"божественная комедия". возрождение
"вежливые люди"
"весталка"
"вечер с в. соловьёвым"
"ворлдскиллс"
"воскресный вечер" соловьёва
"восточное партнёрство"
"гулшан"
"два капитана"
"демократы"
"забвение!
"застава ильича"
"золотая роза"
|
||
Аист над Вислой
7 октября 2016 - Сергей Пимчев
Сейчас, в конце сентября, аисты уже улетели далеко за моря, но гнёзда этой птицы попадаются в самых неожиданных местах. Это значит, она чувствует себя здесь, как дома, и обязательно вернётся. Вернётся и принесёт с собой веру в будущее, обновление, охранение от злых духов, любовь и рождение нового человека. Ведь именно с этими человеческими мыслями, чувствами, чаяниями в славянской мифологии связаны аисты.
Ранним субботним утром мы выехали на автомобиле из Варшавы: пересекли Вислу и взяли направление на Белосток. Проехали пригороды с магазинами, строительными рынками, частными домами и выскочили, что называется, на оперативный простор. По Варшаве. Справа — Висла
Дорога располагает к неспешному и подробному разговору, и мы вели его, расспрашивая нашего гида и, по совместительству, водителя о жизни в Польше, о том, чем живут и о чём думают сейчас граждане страны. Эту хлопотливую роль гостеприимно взял на себя наш коллега Михал Варых, учитель русского языка из варшавской гимназии № 22. По его инициативе и по приглашению его старших товарищей из Варшавского университета, из международных общественных организаций «Польша-Восток» и «Польша-Россия» Йозефа Брыля и Ежи Смолиньского мы приглашены на конференцию по теме «Роль и значение Российской Федерации в современной Европе» (Варшава, 23 сентября 2016 г.). Мы – это Наталия Васильевна Гребенникова, директор Речицкой школы из Гжели (Подмосковье), и ваш покорный слуга. Тема – более чем актуальная и смелая, учитывая напряжённый международный фон, вызванный тем, что есть мировые силы, не разборчивые в средствах, стремящиеся любыми и всеми способами создать «железный занавес» или новую «берлинскую стену» между Россией и Европой. И одним из опорных пунктов такой стены названные силы стремятся сделать современную Польшу. На международной политологической конференции в наших докладах раскрывался педагогический аспект политических проблем. Но рассказ о конференции ниже. В данный момент наш путь лежал на северо-восток от столицы Польши. Дорога привела нас в Треблинку (кстати, ударение в польском языке падает на предпоследний слог). Ту самую Треблинку, где в концентрационном лагере во время Второй мировой войны массово умерщвлены сотни тысяч людей и среди них – Януш Корчак со своими маленькими учениками. Дорога в Треблинку. Поле. Сельский костёл
Река Буг Вряд ли, кто не слышал о польском педагоге Януше Корчаке (1878-1942 гг.) и его учениках. Но кратко напомню. Януш Корчак закончил медицинский факультет Варшавского университета, работал врачом. Польша, т.е. Царство Польское, в тот исторический период в течение 100 лет находилась в составе Российской империи, поэтому как врач Корчак участвовал в Русско-японской войне (1904-1905 гг.) и Первой мировой войне (1914-1918 гг.). В 1918 г. Польша стала самостоятельным государством. И Корчак на время военных действий призывался уже в польскую армию. Ещё будучи медиком, Корчак стал заниматься педагогической деятельностью. В 1911 г. он основывает «Дом сирот» для еврейских детей Варшавы на улице Крохмальной. В этом месте сейчас находится самое высокое здание Польши – Дворец культуры и науки, построенный в начале 1950-х годов как подарок Советского Союза Польше. Когда строили Дворец, «Дом сирот» ещё стоял, но через какое-то время снесён. Дом сирот и котлован Дворца Дворец культуры и науки
Януш Корчак любил Польшу и свой родной город Варшаву. После того, как фашисты в 1939 г. заняли Польшу и создали в Варшаве еврейское гетто (а Корчак был еврейского происхождения), он – и это невероятно! – продолжал принципиально ходить по городу в форме польского офицера! Можно ли было не любить довоенную Варшаву! Один из известных польских актёров, родившихся в Варшаве до войны, вспоминал предвоенное детство, проведённое именно в той части города: «Ранним утром меня будил звон стекла: на запряжённой лошадьми повозке развозили молоко. Каждому, кто заказал молоко, под дверь ставили бутылку. Кроме молока мы еще заказывали булки в пекарне на Велькой. Поэтому утром рядом с бутылкой молока стоял большой бумажный пакет, а в нём булки: «малгожатки», «кайзерки», «солянки». Когда зимой выпадал первый снег, я узнавал об этом, не вставая с постели. Извозчики запрягали лошадей в сани, были слышны их колокольчики. Застройку улицы Слиской, как и соседних улиц, составляли, прежде всего, доходные дома. Эклектичные, в стиле сецессион, очень богато декорированные. В каждом доме арка ворот, в воротах отбойники, чтобы защитить стены, дальше — дворы. Проезжая часть мощёная, с отдельным водосточным желобом, а тротуар выложен плитами… Нам всем пришлось оставить Слискую в сороковом, когда немцы стали создавать так называемое малое гетто. Мы переехали на улицу ксёндза Скорупки… Недавно я рассчитал, что наш дом стоял в том месте, где сейчас находится фонтан, в северной части Дворца культуры. Что я могу еще сказать? У меня есть друг, Войтек Фурман, импресарио в агентстве «Пагарт». Я помню его слова: «Довоенная Варшава? Она снится мне каждый день. До боли!». Мне она тоже снится» (фотографии и цитаты с сайта http://culture.pl/ru/taxonomy/term/7164881/feed). Наверное, Варшава действительно была городом для жизни. Один из героев чеховской «Палаты № 6» зовёт другого бросить всё и умчаться: — В Москву, в Петербург, в Варшаву… В Варшаве я провёл пять счастливейших лет моей жизни. Что за город изумительный! Едемте, дорогой мой! Улица Маршалковска (1937 г.). Улица Сенная в годы оккупации Автомобильная реклама шляп (30-е годы). Варшавско-Венский вокзал (1890 г.)
В годы Второй мировой войны Варшава была практически уничтожена. Бомбёжек не выдержал бы и замечательный памятник архитектуры Александро-Невский собор в центре города, если бы его не сломали русофобы за несколько лет до войны. Даже недруги Польши удивлялись, зачем разрушается архитектурный шедевр? Александро-Невский собор (1894-1912 гг.)
Представляете, если бы он сохранился! Безграничная городская площадь, носившая в народной Польше гордое имя Победы, сейчас носит имя Юзефа Пилсудского, основателя современного польского государства. В Варшаве мы видели два памятника Птлсудскому. При нём Польша задышала воздухом государственной самостоятельности, однако он пьянил горячие головы: в отместку за обиды, нанесённые за время пребывания в империи, православные храмы передавались, или возвращались, католической церкви. А собор-символ был просто разобран на кирпичи. Площадь прекрасно подходит для многотысячных митингов, но в политически спокойное время она кажется пустынной. Площадь Ю. Пилсудского. Памятник Пилсудскому справа вдали
Памятник Ю. Пилсудскому недалеко от Российского центра науки и культуры На площади расположена могила Неизвестному солдату – памятник всем польским воинам, созданный в середине 20-х годов. Горит вечный огонь. Выставлен почётный караул. Могила Неизвестного солдата. Почётный караул
В 1942 г. нацисты решили окончательно «зачистить» Варшаву. Гетто подлежало уничтожению. А люди? Люди тоже. И дети?! И дети. Друзья предупредили Корчака об этом и даже предложили помощь тайно покинуть гетто. Только помощь эта была возможна для одного человека. Спасти 200 детей-сирот оказывалось невозможным. Корчак остался с ними. В августе 1942 г. все они в товарных вагонах перевезены в лагерь Треблинку, что примерно в 80-100 километрах на северо-восток от Варшавы, и там уничтожены в газовой камере. Посмотрим на это святое место. Лес Треблинки. Дорога к лагерю
Граница лагеря. Дорога по лагерю Мемориал — вдали. И вблизи Место братской могилы. Яношу Корчаку и детям Ловишь себя на странном, даже преступном, ощущении. Настроение должно быть трагическим, подавленным, а оно – прозрачное, просветлённое. И думаешь – не о смерти, а о красоте окружающей жизни. А на поляне камни – как обломки человеческих судеб, как пепел сожжённых людей. Как объяснить, как оправдаться перед собой? Ты, в России, много читал об этом, рассматривал исторические свидетельства и фотографии, ехал и летел сюда за тысячи вёрст, и что? Тебя не душат слёзы, спазмы не схватывают грудь, и не бросает на землю щемящая тоска. Просто – пустынные лесные поляны и тёплый осенний дождь с мягкими грозовыми раскатами. Они не упрекают тебя за чёрствость, а громыхают и громыхают, будто делают это здесь каждый день, не требуя взамен обязательного ответного чувства. Только не шуми, не говори лишних слов, лучше – молчи. И – ходи и смотри. Ходи и смотри. Мемориал в Треблинке – скупой. Мне кажется, ярких впечатлений и не должно быть. Это не шоу, не экспозиция. Здесь всё грубо и просто, как жизнь и смерть, когда они не просто рядом, а противоестественным образом сливаются. Смерть как обыденность? Как простое движение? Как переход из бытия в небытие? Или в – другое бытие? Из обыденной жизни этого не понять, не осознать. Причём здесь чувства, эмоции, впечатления? Всё это – человеческие слабости низшего уровня. Они здесь не очень нужны. Даже и понимания не очень нужно. Это сугубо твоё личное дело. Нужно – созерцание. Тебя сюда не звали. Если ты сюда пришёл, то пришёл – не мешать. И дождь с грозой, кажется, идут каждый день, чтобы смыть грязь и очистить воздух. Это какое-то ИНОЕ измерение бытия. В 1944 г. о Треблинке Василий Гроссман создал пронзительный очерк «Треблинский ад». Он одним из первых, в качестве военного корреспондента газеты «Красная звезда», вошёл в лагерь вместе с Красной Армией. Очерк размещён на нашем портале в разделе «Золотая библиотека». В 1990 г. Анджей Вайда снял фильм "Корчак". Я встречался с точкой зрения, что не надо показывать такие места детям, если здесь даже взрослым бывает тяжело. Мне кажется это заблуждением. У детей нет такого опыта переживаний, как у взрослых, они это воспринимают, по-моему, несколько иначе, больше с фактической стороны, чем примеряя к себе. Это не повредит детскую психику, а, скорее, укрепит её посильными переживаниями. Личность станет глубже, яснее. Что касается конференции, о которой сказано выше, то её участники стремились к конкретному анализу нашего актуального политического бытия. Представители Калининграда взяли у одного из организаторов интервью, главной темой которого стали двусторонние отношения Россия-Польша и роль народной дипломатии в укреплении дружеских отношений между нашими народами: http://www.rubaltic.ru/article/ekonomika-i-biznes/260920 16-mpp-kaliningrad/ Г-н Ежи Смолиньски, Председатель Правления Ассоциации сотрудничества "Польша-Восток" Россия граничит с Польшей в Калининградской области. Поэтому анализ и оценка состояния отношений между пограничными областями, точнее, между людьми, живущими в соседних приграничных областях (Поморского и Варминьско-Мазурского воеводств со стороны Польши), после того, как несколько месяцев назад под спорным предлогом со стороны польского правительства были введены визы, стало темой нескольких докладов гостей конференции из Калиниграда.
И польские, и российские докладчики отмечали, что экономический ущерб – и особенно гуманитарный – испытывают обе стороны, обычные граждане однозначно осуждают искусственные бюрократические препятствия. Польская сторона обещала вскоре отменить визовые ограничения, но – тянет. Почему? Итак, напомню тему: «Роль и значение Российской Федерации в современной Европе». Провести конференцию по такой теме в самом центре Варшавы, в стенах её лучшего университета в условиях, когда напротив границ России НАТО постепенно размещает в Польше войска по штату военного времени, согласитесь, это гражданский поступок! Перед началом конференции В программе, кстати, было заявлено участие руководства Варшавского университета. Руководство – это ректор и проректоры. Их не было. Когда такая конференция организуется нашими университетами, да ещё с таким международным участием, ректор считает за честь принимать гостей и открывать конференцию. Это – закон гостеприимства. Тем более, что приехали люди, равные им по официальному статусу, например, проректор Московского государственного института международных отношений. МГИМО (У) – глобальный педагогический бренд России. На пленарной части конференции выступил Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Польше С. Андреев.
Выступление Посла России в Польше Сергея Андреева
Участники конференции (слева направо): С.П. Пимчев, Н.В. Гребенникова, С. Андреев, Е. Смолиньски Всё это не только придавало высокий политический статус мероприятию, но и создавало реальные возможности проявить искренние добрососедские чувства, посмотреть друг другу в глаза. Ведь в Грюнвальдской битве и во Второй мировой войне наши предки стояли плечом к плечу! А нам с Наталией Васильевной было, что предложить господину ректору. Наталия Васильевна представляла другой глобальный бренд России – традиционный народный художественный промысел Гжель и — школу региона народного промысла России. Тема доклада Н.В. Гребенниковой: «Из опыта работы школы территории традиционного народного промысла Гжель по развитию международного сотрудничества». Наталия Васильевна сказала об искреннем желании педагогов Речицкой школы к установлению образовательных и педагогических партнёрский отношений со школами Европы и Польши, что не только обогащает образовательную среду школы (ключевого условия познавательной мотивации школьников и воспитания личности), но открывает растущему человеку современный мир самым естественным и эффективным способом – через прямое человеческое общение. Гжельское образование настойчиво идёт этим путём и таким образом строит мир будущего без санкций и контрсанкций. Мой доклад назывался так: «Под звёздами Бежина луга. Личные истории». Я рассматривал образование как политологическую категорию в контексте международных отношений, как того требовала конференция – политологическая и международная. А это значило – посмотреть на сферу образования как на «мягкую силу». В содержании доклада я этот тезис расшифровал. Из него видно, что «мягкая сила» — это двусторонний процесс: не только Россия влияет на ценности и умонастроения людей Европы, но и Европа влияет на отношения и взгляды людей России. Оба процесса – встречные, оба усиливают друг друга. Если мы думаем о – РАЗВИТИИ. Если мы не хотим новых санитарных кордонов, которые, к сожалению, в Европе начали создаваться: то же ограничение межпограничного передвижения, не говоря уже о металлических заборах и армейских пунктах против беженцев из Ближнего Востока. Оба наших доклада будут опубликованы на портале Куна. Одной из тем, вызвавших активное обсуждение, стала история одной такой большой европейской «стены», а именно Междуморья. О чём идёт речь? Междуморье
После Первой мировой войны, в 1918 г., Польша приобрела государственную независимость, во главе Польского государства встал Юзеф Пилсудский. Он и приступил к осуществлению идеи межгосударственного объединения стран, расположенных широкой полосой между Балтийским морем и морем Чёрным: стран Прибалтики, Польши, Беларуси, Украины, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Молдавии, Югославии, вплоть до Финляндии. Цель объединения – политическая и военная консолидация, которая бы обезопасила союзников от агрессивных соседей как с Запада (т.е. Германии), так особенно с Востока (т.е. России). Идея Междуморья постоянно витает в политическом пространстве стран Центральной и Восточной Европы, изменяя акценты в зависимости от политической конъюнктуры. Более подробно можно прочесть у польского автора по имени Wlodzimierz Iszczuk, который эту идею пропагандирует, в польском издании: http://www.fronda.pl/a/idea-miedzymorza-jedyna-alternatywa-w-obliczu-agresji-barbarzynskiej-rosji,47877.html На русском языке материал публикуется в украинском издании той же политической ориентации: http://bbsc.eu/analiticheskie-materialyi/istoriya/kontseptsiya-mezhdumorya-edinstvennaya-alternativa-pered-litsom-varvarskoy-agressii-rossii/ Идея звучит красиво, но, насколько я могу судить, её практический потенциал минимален. Реально существует уже четверть века Вишеградская группа в составе: Чехия, Словакия, Польша, Венгрия. Эта группа, весьма уважаемая и популярная, однако, не имеет какого-либо политического оформления или специальных органов управления. Основная цель – усилить потенциал стран-участниц, чтобы общий голос звучал в Евросоюзе сильнее, чем каждой страны по отдельности. Желание, по-моему, справедливое. Никаких агрессивных или изоляционистских идей, похожих на идеи Междуморья, не замечается. Наоборот, консолидацию на основе продуктивных положительных идей можно только приветствовать и развивать. Например, в Вишеградской группе нет России. Недавно я предложил на собрании в Москве политическим директорам Вишеградской группы отметить в 2017 г. юбилей выдающегося европейца Яна Амоса Коменского (1592-1670 гг.), 425-летие со дня его рождения, — человека, который лично участвовал в гуманитарном развитии каждой из этих стран. Будет ли чтить Европа великих европейцев из славян? Страхи и ненависть к России со стороны польской шляхты использовал Наполеон. Для России война 1812 года была Отечественной, Наполеон называл её Польским походом. Чем закончилось, известно. Анжей Вайда осмыслил польскую судьбу в фильме «Пепел». Но и сегодня, судя по информационным темам, настойчиво разыгрывается «тяжёлая история» трёхсотлетних отношений Польша-Россия, опять вызываются духи недоверия, страха и ненависти. Для чего? Чтобы опять использовать в следующем «походе»? А кто будет играть кровавую роль Наполеона XXI? Здравые люди в России и Польше это понимают, а кто ещё не понял – разберитесь, чтобы не стать марионетками в чужих руках. Доклады польских и российских участников позволили раскрыть различные грани польско-российских и российско-европейских отношений в продуктивном контексте, нацеленность на преодоление искусственно созданных трудностей. Вечером участники конференции приглашены в Российский центр науки и культуры в Варшаве на спектакль театра-студии МГИМО. Спектакль-микс из произведений М. Булгакова «Белая гвардия» и «Театральный роман» поставил режиссёр Н. Болотов. Профессиональная постановка и талантливая игра актёров, т.е. настоящая театральная школа, была видна сразу. Но как именно режиссёр переплёл эпизоды, честно говоря, я не очень понимал, поскольку так и не смог переключиться на другое восприятие после конференции в университете. Но, главное, это поняли и оценили другие зрители: работа театра-студии вознаграждена аншлагом и долгими аплодисментами. Спектакль театра-студии МГИМО. Михал Варых с учениками перед спектаклем
Сейчас в блюдце с водой у меня лежат несколько желудей. Они подобраны под мощным вековым дубом, растущим у самых ворот лагеря смерти Освенцим. Таких деревьев на территории лагеря растёт несколько. Все они были ежедневными молчаливыми свидетелями того, как уничтожались более миллиона людей. Точное число установить невозможно. Поездке в Освенцим мы с Наталией Васильевной посвятили специальный день, поскольку сначала пришлось 3 часа ехать поездом до Кракова, а затем ещё 2 часа пригородным поездом до Освенцима. И так же обратно. Окрестности Освенцима. Станция Освенцим
Вид города Братская могила на полпути к лагерю Дуб у Входа. Личный проект Наталии Васильевны: вырастить дубы из желудей в школе «Фабрика смерти» Освенцим функционировала с 1940 г. по 1945 г., когда 27 января в ходе Висло-Одерской операции Освенцим был освобождён Красной Армией. Поле перед Входом. Вход в лагерь Освенцим (дуб справа)
Дорожки. Виселица Исчерпывающая информация об Освенциме, которую можно использовать в образовательном процессе, находится на официальном сайте музея: http://www.auschwitz.org/en/more/russian/ Любая попытка человека из мирной жизни представить, что чувствует человек в концлагере, ни к чему не может привести. Для этого не хватит никакого воображения. Более того, в такое даже невозможно поверить, если бы не факты и не свидетели. Блок № 11. Подвалы В подвалах узнков отравляли газом "Циклон". Одна из камер (вид в глазок) В комнате коменданта. Стена для расстрела "Фабрика смерти" Освенцим Один из таких свидетелей, чудом оставшийся в живых, психолог Виктор Франкл (1905-1997 гг.). В 50-е годы он написал книгу «Человек в поисках смысла», где как психолог и психиатр рассказал способы уничтожения человеческого в человеке в концентрационном лагере. На нашем портале в разделе «Золотая библиотека» вы найдёте эту работу
Об Освенциме – огромное количество различных материалов в Сети. И, тем не менее, мы с Наталией Васильевной были удивлены, когда увидели в этом трагическом месте огромное количество людей, в том числе видели группу немцев. Это был обыкновенный будний день, да это и не близкий пригород Кракова. Ещё раз: человеческий мозг не в состоянии представить весь ужас происшедшего, его причины. Точнее всего эту мысль выразил Василий Гроссман в очерке «На еврейские темы»: «Человеческий мозг обладает злосчастным, а может, счастливым свойством: прочитав в газете или услышав по радио о гибели миллионов, он не может постигнуть, осознать происшедшее, он не в силах представить себе, увидеть мысленным взором, измерить глубину происшедшей трагедии. Человек, случайно заглянувший в покойницкую или видевший, как грузовик задавил восьмилетнюю школьницу, ходит несколько дней сам не свой, теряет сон и аппетит. Но нет человека с таким вибрирующим сердцем, с такой чуткой мыслью, с такой силой воображения, с таким мощным чувством гуманности и справедливости, который был бы в состоянии измерить кошмар происшедшего, прочитав об этом в книге или газете. Эта ограниченность и есть счастливое свойство человеческого сознания, она и предохраняет людей от моральной пытки и безумия. Эта ограниченность — также и злосчастное свойство нашего сознания: она делает нас легкомысленными, позволяет нам (хотя бы на миг) забыть о самом большом злодеянии на свете» (http://www.jewniverse.ru/RED/Grossman/jewish/jews_free_ua.htm). Возвращались мы в Варшаву тем же путём, через Краков, в который, к сожалению, мы прибыли уже затемно. У нас имелось не более получаса для осмотра старого города. Михал рассказал шутку: — Почему вечером улицы Варшавы пустеют, а в Кракове, наоборот, много людей? — Варшавяне после работы уезжают отдохнуть в Краков. Вечерний Краков — королевский город
И, конечно, мы не могли не вспомнить историю спасения города, который фашисты намеревались сравнять с землёй. Ведь славяне не могут и не должны иметь красивых городов, которые свидетельствуют о творческом характере нации, о её способности к организации жизни, об исторической памяти – таких городов, среда которых воспитывает грядущие поколения. История спасения Кракова рассказана, в частности, в советском художественном фильме 60-х годов «Майор Вихрь». Достоверный и мастерски сделанный фильм с интересом посмотрит польская молодёжь: 1 серия: https://yandex.ru/video/search?filmId=qTyhUBOxUXI&nomisspell=1&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C&noreask=1&path=wizard 2серия: https://yandex.ru/video/search?filmId=RR-d7A2VUXI&nomisspell=1&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C&noreask=1&path=wizard 3серия: https://yandex.ru/video/search?filmId=uVzl46puUXI&nomisspell=1&text=%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D1%80%20%D0%B2%D0%B8%D1%85%D1%80%D1%8C&noreask=1&path=wizard Так получилось, что наше повествование сложилось хронологически в обратном порядке, т.е. наше знакомство с Польшей мы начали в Освенциме. А в субботу, после возвращения в Варшаву из Треблинки, наш коллега Михал показывал нам Варшаву – старый город, восстановленный, словно из пепла, трудами архитекторов и строителей усилиями всей страны. Таким, каким этот город был в течение веков. Колоссальный труд и ресурсы! Трудовой подвиг польского народа! Замковая площадь. Королевский замок Кафе в стиле довоенной Варшавы. Новая старая улочка Русалка — символ Варшавы. И молодёжь тоже
А вот район Прага. Название Праги — столицы Чехии происходит от слова "порог" или "пороги". Здесь было удобно переправляться через Влтаву, поэтому на месте переправы логично возник город. Прага варшавская происходит от польского глагола "пражечь" — выжигать лес под посевы. Иначе говоря — это древнейший славянский способ подсечного земледелия. В годы войны в варшавской Праге стояла Красная Армия, а исторически — это русский район Варшавы. Двор-колодец. Вид на улицу из окна Варшава – необычный город. Только с первого взгляда он может показаться понятным. Это, на мой взгляд, весьма обманчивое впечатление. Не поймайтесь на него. Присмотритесь к отдельным чертам жизни города и людей, попробуйте вжиться, вчувствоваться. Рано утром, уже перед отъездом, у нас было полчаса пройтись ещё немного по ещё спящему городу. И совсем рядом мы встретили на улице бюст – в честь польского педагога Войцеха Горского. Войцех Горский
К следующей конференции я обязательно постараюсь познакомиться с его идеями и в своём докладе напомнить их. Тем более, в них наверняка рассказывается о возвращении на родину аиста. Закат над Вислой Похожие статьи:Пикейные жилеты считают → Если бы я был немцем Cui prodest? Педагогическая политология → Ростислав Ищенко. Об оси Париж-Берлин-Москва Пикейные жилеты считают → "Проложить дороги там, где их не было". Полёт китайского Дракона
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |
||
Последние вопросы FAQ
Рейтинг пользователей
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб. Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта, а также оплаты работы модераторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||