ГлавнаяНовостиЭтой весною, в Минске педагогическом …
Разделы статей

           Добро пожаловать!

Мы рады приветствовать Вас на страницах педагогического портала "Куна"!
Педагогический портал призван объединить педагогическое сообщество, обеспечить обмен мнениями и дать возможность заявить о себе каждому педагогу.
После регистрации Вам станут доступны все функции сайта: Вы сможете завести блог, загружать фотографии и общаться с друзьями.

 

Этой весною, в Минске педагогическом …

27 апреля 2016 - Сергей Пимчев
Этой весною, в Минске педагогическом …
На цветы на улицах я обратил внимание уже почти перед отъездом. Мы слушаем прогнозы погоды, интересуемся циклонами и антициклонами, а самые простые свидетельства просыпающейся жизни замечаем будто невзначай. В Минск тюльпанный Весна – пришла! Это значит, начинают подводиться итоги педагогической страды: цыплят считают по осени, а по весне – плоды Просвещения.
 

19-20 апреля 2016 г. в Минске состоялось подведение итогов городского конкурса-панорамы инновационных образовательных практик Академия урока — авторский проект и, можно сказать, один из педагогических брендов города. В течение учебного года педагоги – участники проекта представляли экспертам и коллегам собственный профессиональный опыт. К финалу отобраны самые интересные педагогические практики, представленные в форме творческих мастерских или докладов на открытой городской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональные педагогические сообщества: традиции и инновации». Академия урока и её заключительная часть проводилась на базе Минского городского института развития образования (МГИРО) и школ-партнёров Института под эгидой Комитета по образованию г. Минска..
 

Минский городской институт развития образования
 
Для педагогического актива Минска тема создания и поддержки педагогических сообществ в последние годы стала одной из приоритетных. Почему? Педагогическое сообщество – неформальное объединение педагогов, но не обязательно, даже желательно, чтобы не только педагогов. Во-первых, объединяться по интересам для выполнения какого-то дела или просто для общения – естественная человеческая потребность, пожалуй, ведущая. Люди выбирают дело по душе, а не по указке «сверху», и для развития образования такое дело может оказаться нужнее, нежели иные бюрократические планы. Это даёт педагогу возможность ощутить себя субъектом профессиональной деятельности (и жизни тоже!), а не только исполнителем внешних указаний, — а ведь именно ощущение самостоятельности, внутренней свободы педагогу необходимо передать, привить в образовательном процессе. Как же он «передаст» чувство, для него не знакомое? Станиславский первым скажет: «Не верю». Это во-вторых. В-третьих, современное содержание образования, школьная образовательная среда обогащаются от того, что расширяются — в информационном, культурном, человеческом отношении: за счёт взаимодействия с другими социальными сферами, людьми, проектами. Взаимодействие должно происходить не механически и не односторонне (подавляя сферу образования), но осмысленно и активно со стороны педагогов и школы. Систематическое обсуждение, размышление над новшествами, их глубокое осмысление – необходимый процесс превращения социального явления, социального опыта в педагогический источник или педагогический факт, интеграции в образовательную среду. Всё вместе это расширяет внешние рамки для педагогического творчества, поле для приложения личной инициативы в пространстве городской жизни. Весь город становится как школа – благодаря разветвлённым сетевым педагогическим сообществам и их прямым партнёрам: театрам, музеям, паркам. Эх, если бы можно было найти на маршруте старый минский троллейбус – он бы многое рассказал о своих прежних пассажирах! А тайная лавочка в ночном парке – ждёт не дождётся своего персонального исследователя!
Анализу практических форм педагогических сообществ (педагогических клубов, конкурсного движения и т.д.), их опыта посвящён доклад ректора МГИРО Татьяны Ивановны Мороз на пленарном заседании. Она подчеркнула открытость системы педагогических сообществ, нацеленных на поддержку творческих инициатив педагогов, организацию сетевого взаимодействия между ними, создание площадок развития педагогических сообществ на основе многообразия содержания и форм педагогического поиска.
 

Ректор МГИРО Т.И. Мороз

Первый проректор МГИРО Сергей Петрович Стренковский как историк описал развитие организационных форм методической поддержки учителя, начиная с первой трети XIX в. На мой взгляд, история педагогической сферы, которая сейчас называется дополнительным профессиональным педагогическим образованием, разработана крайне слабо. Без подробного исторического анализа невозможно восстановить картину развития образовательных институтов и отношений, его причин, движущих факторов и условий, дать оценку итогам, т.е. выявить внутреннюю логику педагогического феномена. А это значит, что политические решения сегодняшнего дня могут довлеть в ущерб объективным закономерностям. А вдруг политики увлекаются? Это же случается… Коллеги, выступившие на Пленарном заседании, постарались обозначить наиболее существенные проблемы и тенденции в развитии педагогических сообществ в наши дни.
 
 

Например, о том, как работает неформальный клуб директоров минских школ «Диалог», рассказала директор школы № 133 Ирина Анатольевна Щая-Зуброва. В Клуб входит несколько десятков директоров, он существует длительный срок. На его заседаниях обсуждаются актуальные педагогические темы. Для сплочения директорского корпуса используются культурные мероприятия и поездки.
Работа продолжилась по секционным заседаниям. Мне предложили участвовать в секции № 1 «Педагогические сообщества – институт наставничества» (руководители секции – сотрудники МГИРО: Людмила Георгиевна Венцерева, начальник Центра поддержки и развития инновационной образовательной практики; Людмила Николаевна Воронецкая, заведующая кафедрой психологии и предметных методик). Основная идея, которая вытекала из всех выступлений, заключалась в том, что современную педагогику нельзя понимать узко – только как набор методов и форм работы в школьном учебном процессе: необходимо исследовать и вносить в образовательный процесс глубокие культурные основания. "Площадка", на которой мы работали, способствовала размышлению именно в таком направлении.
Наша секция № 1 проходила на базе школы № 61 г. Минска. Школа представляет собой новый градостроительный проект, её архитектурная среда, внутренняя и внешняя, оригинальна и комфортна.
 
 



 

  

 

Со школой граничит красивый сосновый лес. Мне сказали, что в этом лесу, в глубине, – кладбище немецких солдат со времён оккупации Минска в годы Великой Отечественной войны. Разрешите сделать небольшое отступление. Однажды в разговоре с генералом-фронтовиком я задал вопрос, как нам строить отношения с Германией? Ответ был: «Дружить». По-моему, всё ясно. Наличие некрополя, который фактически стал уже историческим, позволяет организовать образовательные проекты высокой воспитательной и познавательной значимости по реконструкции событий войны, прослеживанию человеческих судеб и отношения к истории потомков. Это были солдаты. А к памяти даже вражеских павших солдат всегда принято относиться с достоинством. Исключение составят военнослужащие СС и Гестапо, другие карательные части.
Недалеко от школы находится Храм в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Это необычный храм: это храм-памятник. Его сайт: http://hramvs.by/
 

В его крипте покоятся останки воинов: Отечественной войны 1812 года, Первой мировой войны, Великой Отечественной войны.
Вообще, мне кажется, мы непростительно мало изучаем и опираемся в организации воспитательной работы школы на ближайшую территориальную – локальную – среду, в которой, как правило, всегда, заложены серьёзные культурно-просветительские возможности. Например, сама  школа № 61 находится на улице Кирилла Туровского. А улица Кирилла Туровского пересекается с улицей Франциска Скорины. Мы, в порядке педагогической мечты, не могли не обсудить с Анатолием Сильвестровичем Сечко, сотрудником МГИРО, эстетическую среду школы. Наше воображение занесло нас далеко (а, может, не очень далеко?): вдоль дорожки к входной двери в школу во внутреннем дворике очень хорошо бы смотрелись бюсты великих – учёных, писателей, просветителей. Такая аллея есть, например, у Главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова в Москве. Первые бюсты, на мой взгляд, могли бы быть посвящены К. Туровскому и Ф. Скорине, а сама «дорога к школе» могла стать Аллеей восточнославянских просветителей и книжников. Их интеллектуальные и духовные поиски — основа культурной идентичности славян в целом в современном мире, а также каждого славянского народа в отдельности.
Творческие мастерские минских педагогов в школе № 61 объединяла идея интегрированного урока, также одного из приоритетов развития минского образования и, соответственно, предмета специального внимания со стороны педагогов-авторов. Конкретный опыт был продемонстрирован нашими коллегами: литература и история, география и химия, исследовательская деятельность в начальной школе, английский язык и др.
 
 
Ольга Валентиновна Чернушевич (начальная школа),          Павел Сергеевич Богушевич (английский язык),
гимназия № 22                                                                 школа № 49

 
Мастер-класс "белорусский язык+биология" Светланы Васильевны Гедерим и
Елены Александровны Быченок, гимназия № 35. В центре Татьяна Ивановна Павлючук,
сотрудник МГИРО, наставник и консультант


Руководитель Клуба учителей г. Минска
"Большая перемена" Т.И. Павлючук

Татьяна Ивановна Павлючук, сотрудник МГИРО, руководитель Клуба учителей г. Минска «Бльшая перемена» — первого помощника педагогам, пригласила познакомиться с Минском музыкальным. В концертном зале «Верхний город» струнный оркестр «Метаморфозы» под управлением Павла Любомудрова играл Бетховена и Чайковского. Бетховен Симфонию № 3 посвятил Наполеону, но затем, разочарованный, вычеркнул его имя из нот. Но музыка – осталась: героическая, начала 1800-х годов. Серенада Чайковского создана почти 80 лет спустя, и русского композитора вдохновляли более лирические мотивы. Оркестр молодых скрипачей «Метаморфозы» действительно создал нечто волшебное, соответствуя своему названию. Сайт оркестра: http://www.metamorphose.by/
 
 


Музыканты играли в зале, с которым тоже происходили метаморфозы. Зала не должно было быть. Его и не было. Концертный зал «Верхний город» расположен в Церкви Святого Духа — греко-католической церкви в Минске, построенной в XVII веке. В 1936 г. церковь была взорвана, но сохранились фундаменты и крипты с останками основателей храма. В 2011 году здание церкви было восстановлено.
 

Концертный зал "Верхний город"

 
Старая площадь и Ратуша составляют с концертным залом
"Верхний город" единое культурное пространство

Работа секций продолжилась на следующий день. Я присутствовал на секции № 2 «Формирование культуры личности обучающихся: опыт, проблемы, перспективы» в гимназии № 5 (руководители секции – сотрудники МГИРО: Оксана Михайловна Старикова, заведующая кафедрой философии и гуманитарных проблем образования; Нина Николаевна Захожая, начальник управления).
 
 
Гимназия № 5

Заместитель директора гимназии № 31 Наталья Владимировна Воробей представила систему идеологического воспитания в гимназии, получившую признание на городском уровне. Ключевые ценности системы воспитания: семья, Родина, культура личности, государство. Школа реализует активные формы воспитательной деятельности, например, молодёжный парламентаризм или волонтёрское движение. Очень актуально проведение вечеров дружбы народов, в частности, ко Дню единения народов Беларуси и России 2 апреля. В гимназии создан мемориальный музей в честь Кирилла Трофимовича Мазурова. Мазуров имел решимость спорить с Хрущёвым. Он координировал действия армии во время Чехословацких событий 1968 г. и очень гордился тем, что не была пролита кровь. Его фигура рассматривалась современниками на самые первые государственные посты СССР. О чём говорит такая воспитательная работа и внимание к ней? О том, что стране нужны будущие граждане, а не только сотрудники корпораций. По сути, речь идёт о гражданско-патриотическом, или гражданском, воспитании. Не о преданности какой-то партии, но стране. "Идеологическое", мне кажется, недостаточно широкий термин для обозначения на порядок более сложных отношений.
Общий интерес вызвало сообщение педагога-психолога школы № 201 Ольги Сергеевны Белковец об агрессивных действиях против подростков в Интернете, которые могут вызывать самые тяжёлые последствия. Эти действия были описаны и квалифицированы Автор рассказал о работе по подготовке человека к сопротивлению таким манипуляциям.
 
 

 

Главное, на что коллеги обратили внимание как на общий знаменатель для всех сообщений, это побудить личность к саморазвитию, уметь вызывать мотивацию к образовательной деятельности.
Академия урока 2016 закончилась праздником в актовом зале школы № 61 (на ул. Кирилла Туровского).
 
 

 

 

 

Победители получили дипломы из рук первого заместителя Председателя Комитета по образованию г. Минска Марии Станиславовны Киндиренко.
 
Первый заместитель Председателя Комитета по образованию г. Минска
М.С. Киндиренко вручает гран-при П.В. Богушевичу

Официальные мероприятия Академии завершились, но творческое обсуждение педагогических и общественных проблем не закончилось. Вместе с Анатолием Сильвестровичем Сечко, знатоком истории родного города, мы шли по Минску, и даже переменчивая весенняя погода – то солнце, то ветер и дождь, – нас не отвлекала от обсуждения.
 
 
Анатолий Сильвестрович Сечко                       Довоенное здание Штаба
                                                                      Белорусского военного округа

 

 
                                                                      Национальный художественный музей
 
Мы шли по направлению к Национальному художественному музею Республики Беларусь, который скоро станет ядром целого музейного квартала. Нас ждал Минск художественный.

 

 

Содержание выставочных коллекций демонстрирует очень яркую особенность белорусской культуры – её складывание и развитие на крутых перекрёстках веяний с Востока и Запада. Это сохраняется и в современности, но особенно видно на примере культурных памятников. В зале древнебелорусского искусства видим иконы с близкими православному сердцу образами апостола Петра и святого Николая, Богородицы и святого Георгия.
 

Великомученица Параскева Пятница (XVI в.)

И совсем рядом, в соседнем зале вас встречает портрет Юрия Радзивилла (1480-1541 гг.) в рыцарских доспехах.
 
Юрий Радзивилл (XVI в.)

Московия ещё с трудом продолжала отбиваться от ордынских набегов, когда Радзивилы получили право считаться князьями Священной Римской империи. Родовая вотчина Радзивиллов – Несвиж. Могуществом с ними соперничали другие семейные кланы белорусской шляхты: Вишневецкие и Сапеги. Между тем, часть самого шляхетства вела своё происхождение от сарматов, и восточные мотивы нашли отражение в её одежде, в частности, слуцких поясах с золотым шитьём:
 
Слуцкий пояс

День начался с педагогического разговора о культуре, продолжился в Художественном музее. Минск театральный встречал спектаклем «Дикая охота короля Стаха» по повести Владимира Короткевича в Театре юного зрителя. Спектакль на белорусском языке. В театре аншлаг.
 
Гимназисты гимназии № 25 у входа в ТЮЗ

Повесть продолжала тему судьбы аристократических родов Беларуси. Хотя и написана в мистическом стиле, она исторически достоверна.
 
Студент В. Короткевич (1930-1984 гг.)
написал первый вариант повести

В программе к спектаклю можно прочесть слова В. Короткевича из его письма: «Среди моих друзей ксендзы из Вишнева и Пинска, рыбаки из Коктебеля, змеелов из Москвы, создатель новой философской системы – мужик из-под Любчи… И чтобы я стал тратить дорогое время не на них… а на определение, «кто есть кто», «кто с кем», «кто за кого», наконец «кто кого» — я проклял бы самого себя. Я знаю единственное «кто кого». У плохой литературы всегда будет битая морда, рано ил поздно и как бы её не превозносили сегодня или даже завтра. И только в этом смысле я не хочу быть среди битых, о чём по крайней мере сил своих и стараюсь. И потому каждый, кто хочет того же, мне друг».
Перед спектаклем в фойе играют студенты музыкальной гимназии-колледжа:
 
 

 

Зрители благодарят их аплодисментами. В настоящем театре спектакль начинается задолго до звонка.
 
 
Леди театра                                               Нам — сюда
 
   
 
Сцены из спектакля

В 1979 г. на киностудии «Беларусьфильм» снят первый советский мистический триллер «Дикая охота короля Стаха» (Альберт Филозов, Борис Хмельницкий и др.): http://www.youtube.com/watch?v=lfbBCMag4u4
 
 
Кадры из фильма

Троллейбус везёт на вокзал. Минск ночных огней провожает по своими улицам. Весь день город готовился к лету, когда его музейные и концертные залы, бульвары, тротуары, кафе заполнят люди, которые заговорят о друзьях и об искусстве, о литературе и клубнике в деревне, о путешествиях и любви.
 
 


Они будут родом – из этой Весны.

 

Похожие статьи:

Новости"Большая перемена" приглашает в Минск

Комментарии (4)
Галина Михеева # 28 апреля 2016 в 07:38 0
Замечательная, очень плодотворная поездка! Рада за наших белорусских педагогов!!! Пусть работа будет в радость)))
Татьяна Павлючук # 28 апреля 2016 в 09:41 0
«Двигаться, дышать, парить, плыть, получать то, что даришь, исследовать, путешествовать – это и значит ЖИТЬ».
Вот уж и прав наш сказочник Андерсен…
Читая Ваши наблюдения о Минске и о днях пребывания в нем, понимаешь, что значит ЖИТЬ! Спасибо, что не даёте нам привыкнуть к Минску! Вы видите по-другому наш город – и это возвращает нас к нему: мы вглядываемся в ставшие нам привычными и уже не всегда заметными неброские красоты и прелести Минска! Минск ждёт Вас!
Сергей Пимчев # 28 апреля 2016 в 20:31 0
Анатолий Сильвестрович Сечко написал такие слова:
"Сергей Петрович, добрый вечер!
С удовольствием прочитал Ваш очерк о родном мне городе. Приятно осознавать, что люди, которые приезжают к нам, практически ощущают себя частичкой этой земли. В общении с Вами крепнет чувство отсутствия границ и единства (не сочтите за высокопарность) наших народов. Ваш неподдельный интерес к постижению культурного наследия Беларуси подталкивает и нас открывать новые страницы своей истории.
Спасибо за тёплые слова!
С уважением А.С."
Сергей Пимчев # 28 апреля 2016 в 20:36 0
Дорогие коллеги, спасибо вам, что даёте возможность видеть вашу работу, что называется, изнутри. Через профессиональные отношения лучше, ощутимее познаются люди, их характеры и отношения, то, чем они живут и дышат каждый день. Этого невозможно добиться, сидя у окна даже и трёхэтажного экскурсионного автобуса. Для меня именно это - самое важное.
Последние обсуждения на форуме
24 марта 2024
Сергей Пимчев начинает тему «Как называется?» на форуме «Общий форум»
20 марта 2024
Сергей Пимчев начинает тему «Политическую партию - потеряли и... не заметили» на форуме «Общий форум»
20 марта 2024
Сергей Пимчев начинает тему «Сайт МИД России как педагогический источник» на форуме «Общий форум»
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.