Не уверен, что заголовок статьи правильно отражает то педагогическое событие, о котором в ней говорится. Лучше всего узнать об этом из первоисточника, зайдя на сайт общественной организации "ГРАНИ" и самого Конкурса:
http://festival.deti-blago.ru/
Абсолютно ясно и полно педагогический подход изложен в концепции. Именно такую смысловую нагрузку несёт на себе вводная статья идеолога и основного организатора Конкурса Елены Семыкиной (см. рубрику "От организаторов").
Смысл - основное понятие педагогического подхода. Казалось бы, очевидная мысль: разве не к смыслам стремится образование? разве не развитие осмысленного отношения к себе, людям, к миру является педагогической целью? С этим трудно спорить. А и не спорят, а... просто директивно, никого не спрашивая, ориентируют образовательный процесс на... компетенции.
Легко представляю перед собой молодого чиновника, только что занявшего какое-нибудь важное кресло. Топ-менеджер. Стратег. Аналитик. "Что Вы, что Вы, никто с этитм не спорит!" - можно услышать от него. А на деле, в беседах не "для протокола" понятие смысла в образовании - в рамках господствующей управленческой доктрины - считается устаревшим, не "современным". Почему? Всё очень просто, как в банке (финансовом институте). Ценно только то, что подлежит измерению. Мне уже не раз приходилось слышать такое, например, авторитетное суждение: "Если ты не можешь измерить результаты, ты не управляешь". Красиво звучит? Красиво. Однако, прямо противоположная мысль звучит, на мой взгляд, красивее: "Ты не управляешь, если все твои результаты измеряемы".
Не стану обременять внимание читателя полемикой на тему, каким же образом управление гуманитарной системой отличается от управления системой технической, причём фундаментально. По другим законам, незнание которых, как известно, не освобождает от отвественности. Не юридической, в данном случае. Юридические законы могут обходиться, к чему я ни в коем случае не призываю, - просто примеров много. Кроме того, юридические законы постоянно изменяются, отменяются, частенько даже революционным способом. А вот законы гуманитарные, то есть законы человеческой жизни и человеческого общежития, безнаказанно нарушаться не могут. Никогда и никак. Нет такого человека. которому не пришлось бы за такое заплатить. Даже если он не всё видит и понимает. Эти законы - вечны.
Законы юридические - изучаем. Законы жизни - познаём.
В современном образовательном процессе имеет место явный перекос в пользу первых, говоря шире, гипертрофия формализации: и образовательного процесса, и образовательных результатов. Познавать законы Человека - "на это нет времени!". Последствия наступят самые пагубные. Когда идёт шторм, не нужны количественные данные от синоптиков. Признаки - очевидные, как говорится, налицо.
В педагогическом мире, мире образования - штормит, очень штормит! Капитаны, проверьте свои приборы! Иначе смоет волной.
Конкурс, о котором я говорю, обращается к вечным вопросам человеческого Бытия.
К вечным - значит, и к актуальным, современным, и к будущим.
Похожие статьи:
Записки читателя → Человек и Труд
Записки читателя → Человек и Общество
Записки читателя → Человек и Семья
Записки читателя → Человек и Власть
Записки читателя → Человек и Природа