Когда-то, лет 200 назад, здесь не было межкомнатных перегородок, и летними вечерами порой звучала музыка, под которую увалень кавалергард или ловкий гусар приглашал на танец приглянувшуюся барышню — с надеждой на роман. Счастливая кокетка добавляла холодности в тон, демонстрируя равнодушие. Однако герой военных походов умел слышать дрожь в голосе, который с потрохами выдавал любительницу модных чепчиков. В танце он одновременно слушал щебетанье завистливых подружек. Смысл пойманных обрывков фраз был ему неважен – взволнованные голоса открывали мечтательниц, и бывалый воин сам терял голову, попадая в плен сильных своей беззащитностью чар.
Голос человека как удивительный инструмент, с помощью которого можно сделать подарок, командовать полком, сказать самые главные слова в жизни. Голос – ваше доверие к самому себе. По голосу вы узнаете лжеца. Наконец, голосом просто озвучивают фильмы и радиопередачи, читают новости в студии. Актёры, работающие в жанре озвучивания, зарабатывают, в конце концов, деньги. Обо всём этом шла речь на мастер-классе преподавателя Московского института телевидения и радио «Останкино» (МИТРО), актёра и режиссёра Олега Щербинина. Сам мастер-класс состоялся 21 апреля в МИТРО, расположенном в усадьбе Строгановых, что на реке Яузе.
В современной жизни нам надо всё чаще проявлять уверенность. Не казаться уверенным, а именно – быть, именно – проявлять. В незнакомой, нестандартной или напряжённой ситуации: идём на экзамен или на собеседование по работе, сами беседуем с важным партнёром или вредным клиентом, делаем замечание нарушителю общественного порядка и многое прочее. Внешняя уверенность – часто не просто половина, но решающее условие успеха. Это не досужее рассуждение. Не поленитесь, найдите книги (это просто сделать в Сети), написанные Трижды Героем Советского Союза, лучшим лётчиком-истребителем А.И. Покрышкиным или Дважды Героем Советского Союза, командиром отряда морских разведчиков В.Н. Леоновым. Часто исход боя решается в его первые мгновения: именно по внешним признакам опытный воин мгновенно оценивает ситуацию – уверен соперник в победе или его душа трепещет?
Но внешние признаки – только признаки: если глаза называют зеркалом души, то голос – её струна. Победа достигается не признаками. Почему Левитан считался личным врагом фюрера? Не по признаку, не по голосу, конечно, как таковому. Нацистская пропаганда рисовала Россию, Советский Союз как монстра на глиняных ногах. Но у монстра не может быть — Голоса! Голосом Левитана на весь мир говорила правда силы и справедливости.
Неоднократно Олег в течение мастер-класса подчёркивал главную мысль: человек должен постоянно работать над собой, над своим развитием, и голос станет в таком случае настоящим профессиональным инструментом актёра. Читать и говорить текст – не одно и то же. Надо учиться говорить текст – опираясь на собственную личность. Тогда вы будете верить себе, а зритель поверит вам.
Это – самая важная сторона вопроса. В педагогике она называется воспитательным аспектом образовательного процесса. Другая сторона – собственно обучающая, когда речь идёт об освоении конкретных знаний, умений и навыков. В данном случае, автор мастер-класса обратил внимание на простые, но базовые элементы того, как работать у микрофона: как правильно встать, как взять текст, как его читать, как одеваться и т.д. Соблюдение этих правил гарантирует от брака, который сводит результаты труда к нулю, заставляет всё делать заново.
Отдельного разговора заслуживает эмоциональный фон. Олег работал как генератор высоковольтной энергии, заряжая зал. Вечером эта энергия вместе с участниками общения разольётся в домашних разговорах и, как знать, в нашей Москве станет ещё немного больше добра и человеческого тепла.
И, наконец, на мой взгляд, ещё один существенный момент. Каждому профессионалу доводится демонстрировать мастер-класс. Когда-нибудь студенты, сидевшие в зале, тоже станут профессионалами и будут готовить мастер-класс. Тогда они могут взять видеозапись (которая велась) и разобраться в этом жанре педагогической деятельности. Олег и в данном отношении показал образец. Содержание его занятия отличалось структурностью и внутренней логичностью. Мастер-класс начинался с этапа мотивации, и это начало было чётким и оригинальным. В ходе мастер-класса менялся характер учебных задач, изменение велось по линии усложнения. В то же время все задания оказывались посильными, их выполнение вызывало сильные положительные эмоции. Вовлечёнными стали все без исключения участники мастер-класса. Каждый из них имел возможность практического освоения профессиональных умений работы актёра с микрофоном.
В качестве рекомендации, я бы предложил организовать с участниками отдельную встречу по теме «Как подготовить профессиональный мастер-класс?». Материалом может стать анализ мастер-класса Олега Щербинина. Предмет разговора – разработка проекта и сценария мастер-класса. Такую тему, на мой взгляд, можно ввести в учебный план, потому что грамотное и эффективное представление собственного профессионального опыта является элементом профессиональной компетенции современного специалиста.
На основе видеозаписи можно подготовить учебно-методическое видео-пособие для студентов, а также преподавателей института.
Желаю всем гостям Олега Щербинина преодолеть внутренние барьеры, раскрыть мир своей личности культуре, общению, образованию. Чтобы иметь свой Голос. И чтобы голос – Звучал. Уверенно, твёрдо, красиво. На балу и у микрофона.
Похожие статьи:
Пикейные жилеты считают → Голос. Песни не для Первого канала
Главшкола → Урок. С чего начать...