Родина
Англичанин имеет право на дым из своей собственной кухонной трубы.
Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах (1922 г.)
Высшее общество
... В так называемом "свете" изо дня в день клевещут на каждого и всё обходится мирно; клеветники обедают со своими жертвами, играют с ними в карты, и все исполнены лучших чувств, и знают, что стоит расстаться - и они с новыми силами будут порочить друг друга. До посторонних ушей такие милые и убийственные вещи не доходят...
Джон Голсуорси. Сага о Форсайтах (1922 г.)
Что продлевает юность?
Душевная чистота, отсутствие каких бы то ни было недобрых чувств, безусловно, способствуют продлению юности. У большинства красивых женщин прежде всего стареет лицо.
Стендаль. Красное и чёрное (1830 г.)
Молодость
Молодость - это прежде всего способность открыто и беззаветно любить жизнь. И свободно выражать свои чувства, а не скрывать их - то ли в угоду модной сдержанности, то ли под бременем ложной мудрости и в оправдание прожитых лет.
Сергей Аполлинариевич Герасимов. Кинопедагогика (1983 г.)
Широкость русских
… И я тысячу раз дивился на эту особенность человека (и, кажется, русского человека по преимуществу) лелеять в душе своей высочайший идеал рядом с величайшею подлостью, и всё совершенно искренно. Широкость ли это особенная в русском человеке, которая его далеко поведёт, или просто подлость — вот вопрос!
Фёдор Михайлович Достоевский. Подросток (1875 г.)
Статус
… Нет ничего глупее, как называться Долгоруким, не будучи князем.
Фёдор Михайлович Достоевский. Подросток (1875 г.)
Гражданственность
Когда кто-то спросил, почему у Спарты нет городских стен, Агесилай показал на вооружённых граждан и сказал: "Вот — спартанские стены".
Плутарх. Изречения спартанцев (I-II вв. н.э.)
Слухи
Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят.
Плутарх. Изречения спартанцев (I-II вв. н.э.)
Старые церкви
Да что же и дорого-то в России, как не старые церкви. Уж не канцелярии ли? или не редакции ли? А церковь старая-старая, и дьячок — "не очень", все с грешком, слабенькие. А тепло только тут. Отчего же тут тепло, когда везде холодно? Хоронили тут мамашу, братцев: похоронят меня: будут тут жениться дети: все — тут… Всё важное… И вот люди надышалитепла.
Василий Васильевич Розанов. Уединённое (1911 г.)
На войне
На рассвете землянки, выкопанные на склоне оврага, оживали. Бойцы выскакивали на мокрую от росы траву, начиналась зарядка. Потом шли на завтрак.
В первое же утро Миронов заметил возле кухни нетронутые котелки с пищей. В чём дело? Всё объяснил боец первой роты казах Каифкан Абдурахманов:
— Моя чушка не кушает, — и показал на кусочки сала, плававшие в котелке.
— Ну и зря! — спокойно отозвался Кабанов. — Будем, парторг, завтракать?
Мы с Кабановым примостились на видном месте и с удовольствием начали есть хлеб с салом. Сначала бойцы — уроженцы Средней Азии смотрели на нас с какой-то опаской. Потом подошли ближе, сели рядом. Наконец Каифкан отважился:
— Дай кусочек, моя пробовать будет.
Он осторожно пожевал хлеб, сало. Напряжённое выражение лица — и вдруг улыбка:
— Давай ещё.
— Понравилось? — спрашиваю.
Абдурахманов блаженно закрыл глаза. Его земляки тоже потянулись к салу и хлебу. На следующий день этот инцидент принял неожиданную окраску. Бойцам выдали НЗ (неприкосновенный запас) — сухари, сало и сахар. Когда через некоторое время старшины рот проверили наличие его, оказалось, что паёк исчез: всё было съедено. "Сам научил сало кушать, товарищ парторг. Зачем сердишься?".
Василий Николаевич Секретарюк.
Храбрые смерти не знают (записки парторга полка). -
Львов: Каменяр, 1977. — С. 9-10.
Успех
Разве поток сбегает с гор прозрачным и вольным для того, чтобы пробежать по прекрасным пастбищам, вскормить и пустить на простор светлые ручьи и кончить свой путь в деревенской канаве? Жизни, имевшие прекрасное начало, нередко ждёт бесславный конец; с почтением и благоговейным страхом должен наблюдатель размышлять о подобных судьбах, узнавая их историю. Я слишком часто встречал Успех на своём веку, чтобы с приветственными кликами бросать вверх шляпу, когда он проезжает мимо в золочёной карете; я свершу свой скромный долг и позабочусь о том, чтобы мои соседи в толпе не слишком разевали рты от удивления и не рукоплескали слишком громко.
Уильям Теккерей. История Генри Эсмонда (1852 г.)
Зачем учить французский язык?
Чтобы довершить характеристику той жизни, какая шла в домике Заплатиных, нужно сказать, что французский язык был его душой, альфой и омегой. Французские фразы постоянно висели в воздухе, ими встречали и провожали гостей, ими высказывали то, что было совестно выговорить по-русски, ими пускали пыль в глаза людям непосвящённым, ими щеголяли и задавали тон. В жизни Хионии Алексеевны французский язык был неисчерпаемым источником всевозможных комбинаций, а главное — благодаря ему Хиония Алексеевна пользовалась громкой репутацией очень серьёзной, очень образованной и вообще передовой женщины.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Приваловские миллионы (1883 г.)
Добродетель
Добродетель — это значит спасать французское духовное наследство, оставаясь хранителем библиотеки где-нибудь в Карпантра. Добродетель — беззащитным летать на самолёте. Обучать детей чтению. Быть простым плотником и пойти на смерть.
Антуан де Сент-Экзюпери. Письмо Х (30 июля 1944 г.)
"Добросовестный" бюрократизм
Чиновники достославного королевского правительства были честными, образованными и благовоспитанными чиновниками. Но их благожелательная деятельность не всегда встречала признание, так как сопровождалась недостаточным знакомством с местными условиями и разменивалась на мелочи, относительно которых взгляды учёного горожанина за канцелярским столом не всегда выдерживала критику простого человеческого здравого смысла крестьянина. Членам административных коллегий приходилось тогда делать multa, а не multum [много, но незначительное]. Отсутствие более высоких задач приводило к тому, что они не находили себе достаточного количества действительно нужной работы и в своём должностном рвении выходили далеко за пределы потребностей управляемых, впадая в манию регламентирования, в то, что швейцарцы называют "Befehlerle" ["повелительство"]".
Отто фон Бисмарк.
Мысли и воспоминания (1898 г.)
Мирские заботы
… Даже самый выдающийся человек живёт лишь со дня на день и вкушает однообразную, скудную пищу, если он занят одним собою и отказывается от участия в многообразной жизни внешнего мира, в коем только и можно найти пищу, нужную для роста человека и в то же самое время мерило этого роста
Иоганн Вольфанг Гёте. Из моей жизни. Поэзия и правда (1813-1831 гг.)
Тщеславие
Как известно, чем более высокое положение занимает человек, тем меньше написано на его дверной дощечке.
Карел Чапек. Война с саламандрами (1936 г.)
Система ценностей
Свет переворачивается не сразу, не одним махом, а вот так, как у нас: было не положено, не принято, стало положено и принято, было нельзя — стало можно, считалось за позор, за смертный грех — почитается за ловкость и доблесть. И до каких же пор мы будем сдавать то, на чем вечно держались? Откуда, из каких тылов и запасов придет желанная подмога?
Валентин Григорьевич Распутин. Пожар
Опоры личности
Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре — одна важней другой. Захромает какая — весь свет в наклон…
Валентин Григорьевич Распутин. Пожар (1985 г.)
Похожие статьи:
Новости → Педагогика вечных вопросов. Есть такой конкурс...
Записки читателя → Человек и Труд
Записки читателя → Человек и Власть
Записки читателя → Человек и Природа
Записки читателя → Человек и Семья