Соединённые Штаты Америки откопали томагавк войны. Конфликт на Украине, на юго-востоке, который был для них периферийным, становится, видимо, центральным. Им это сделать легко и не страшно — они за океаном. А как быть нам? Для начала — понять логику раскрутки.
Цель — объявлена: надо сделать так, чтобы Крым и Новороссия "дорого обошлись" Путину и России. Дорого — это как? Не пояснено, но по действиям видно, что пока ничего нового, поскольку, как показала практика, методам не нашлось противодействия. Речь идёт о методе "цветной революции". Суть в том, чтобы, используя прозападно или проамерикански настроенные элиты той или иной страны, которые в данный момент у власти не находятся, и опираясь на естественное раздражение людей, обиженных социальной политикой государства и длительной необустроенностью жизни, спровоцировать общественные беспорядки, на волне которых указанные элиты полностью приберут власть к рукам. Степень радикальности "цветной революции" зависит от конкретных обстоятельств. На Украине для этого понадобился фашизм.
Похоже, по этому сценарию ведут нас. Но для большой и сильной страны "штатного" сценария, видимо, бывает недостаточно. Для внешнего толчка может быть использована война. Так, например, дестабилизация в России в начале ХХ века (Первая русская революция) была спровоцирована русско-японской войной, а через 10 лет (поскольку цель не достигнута) вновь произошли революционные потрясения, спровоцированные участием страны в Первой мировой войне. Так, путём ослабления геополитических соперников, убираются конкуренты, расширяются сферы влияния для победителя. Очевидна цепочка: война как способ провокации внутренних потрясений. Раскачивая конфликт на юго-востоке Украины, США хотят во что бы то ни стало довести до прямого вооружённого столкновения между Украиной и Россией. И тогда резкое ухудшение условий жизни приведёт к массовому социальному протесту открытого и радикального характера. На законы не будут обращать внимания, полиция и армия разделятся. Наступит хаос.
Причём тут школа и как воспитательная система школы может выступить средством т.н. "мягкой силы" против социальной дестабилизации?
Стало известно, что правительство в срочном порядке выделяет около 2 млрд. руб. на патриотическое воспитание молодёжи. Однако, кому, куда и как будут эти немалые деньги выделяться, нам неизвестно. На самом деле, вопрос не в отдельных проектах. В одной из телепередач В. Соловьёва гости программы анализировали идеологические источники и силу т.н. Исламского государства, вербующего сторонников по всему, включая Россию. Уважаемые люди говорили о самом разном, что можно не только противопоставить идеологическим сектам, но и что нужно создать самим. Забыли только про школу. Что удивительно. 1 млн. 300 тыс. педагогов работают в более, чем 50 тыс. образовательных учреждений России. С такой "армией" можно взять любую идейную крепость. Эта "армия" находится в постоянной мобилизационной готовности, имеет многообразный опыт ведения самых разных "педагогических операций". Но про неё… забыли.
Да, эту "армию" ослабляют:
— каждую школу стремятся превратить в "колхоз репетиторов" — предприятие по оказанию образовательных услуг, потеряв важнейшее цивилизационное достижение школы как социального института развития;
— критерии оценки деятельности школы (рейтинг) не связан с воспитательной деятельностью. Её действительно сложно оценить формализованными критериями. Однако, согласитесь, что если наша школа славилась организацией воспитательной деятельности, то уж как оценить результаты — более простая теоретическая задача;
— наличие заместителя директора школы по воспитательной работе по штатному расписанию сейчас не является обязательным. В ряде случаев он переводится на должность методиста или педагога дополнительного образования (ведь мы же сокращаем управленческий аппарат в целях экономии).
Таким образом, воспитательный потенциал школы снижается. Помножте на 50 тыс. школ по всей стране и получим суммарный эффект. Чему же удивляться, когда у нас в школах происходят ЧП, о которых мы читали только в американских газетах? Отдельными проектами (молодёжными форумами и т.п.) не заменишь систематической повседневной воспитательной работы. Молча, подспудно, но фактически, явочным порядком у нас происходит замена модели школы. Вместо школы-дома (позволю себе такое образное сравнение) насаждается школа-супермаркет. Ведь мы же произнесли в Законе об образовании, что образование — это услуга! Тогда зачем, спрашивается, образовательный надзор, если достаточно регулирования по Закону о защите прав потребителей? Если идти до логического завершения? Следовательно, вы можете себе представить "воспитательную услугу"? Как её описать? Как нормировать? Пока мы ушли не слишком далеко в "революционном преобразовании" современной школы, полагаю, проявилась необходимость "реставрации" (в буквальном смысле) предыдущей модели школы, поскольку для актуальной проблемы, которую мы обсуждаем, она доказала свою эффективность.
При этом вопрос рыночных отношений в образовании — не первичен, а вторичен. В этом надо очень серьёзно разобраться. Сравним: армия — социальный институт, частные охранные предприятия — коммерческие структуры. Никому до сих пор не пришло в голову уравнять Армию и ЧОПы. Так и Школа — социальный институт, равный по значимости Армии. А какие могут быть образовательные услуги и какими юридическими субъеками они оказываются — вопрос из другой плоскости. Смешивать их, как сейчас говорят, контпродуктивно.
Понимаю, что некоторые наши круги боятся присутствия в школе идеологии. Их можно понять: они стремятся к присутствию там другой идеологии — своей. Правда, они не называют ту совокупность мировоззренческих ценностей, которую навязывают, идеологией, но от этого идеология не исчезает. Она — есть. Господа, придётся потесниться. Придётся называть вещи своими именами и доказывать свою правоту не через административнй ресурс и не скрытно.
К тому же те персоны, которые панически боятся идеологии, вероятно, были зубрилками на занятиях по истории КПСС и историческому материализму. Догматизм остался с ними пожизненно. Идеология как научное понятие не несёт в себе директивы и индоктринации. Идеология, если хотите, — это исторический выбор страны, его ясное понимание и чёткое обоснование. Большой корабль не может плыть без карты. Идеология — это не учебник, по которому срочно нужно сдать зачёт. Идеология — это рассказ про то, как мы хотим жить. Это разговор про нас — таких какие мы есть, про наши глубинные желания и чаяния.
Следовательно, воспитательная работа в школе — это большой педагогический разговор учителей, детей и родителей о том, к какому будущему все вместе они прокладывают дорогу. Разговор душевный, но не кухонный, а научный. А чтобы его таким вести, у нас есть прекрасная педагогическая классика и педагогические традиции, великая литература. И будем уверены, что наш человек не потеряется в мире людей и событий, как не потерялся до сих пор.
И хотя развитие страны зависит не только от школы, такой человек не станет мехническим инструментом в чужих грязных руках, какими бы "цветами" те не пахли..
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Новости → Письмо Президенту