Разделы статей

Кибербуллинг

25 апреля 2016 - Сергей Пимчев
Кибербуллинг
Белковец Ольга Сергеевна
психолог школы № 201
(г. Минск, Республика Беларусь)
 
Кибербуллинг

Для успешного профессионального самосознания учащихся необходимо наличие следующих параметров: полноценное психическое и личностное развитие, сформированность мотивационно-потребностной сферы, наличие развитых интересов, склонностей и способностей. Однако человек – существо социальное, и огромную роль у учащихся играет коммуникативный компонент со всеми субъектами образовательного процесса, особенно в подростковом периоде. Современное пространство повседневного общения характеризуется яркой новой особенностью, а именно его распространением в виртуальный мир. И если у нынешних взрослых навыки общения с помощью мгновенных сообщений и чатов являются надстройкой над уже приобретенными навыками общения вживую, то современные дети осваивают и те, и другие навыки практически одновременно. В нашей исследовательской работе мы остановились на той стороне общения в Интернете, которая представляет собой отчетливую социальную проблему и нуждается в обсуждении и поиске методов решения. Речь идет о кибербуллинге. Кибербуллинг – это отдельное направление травли, определяемое как преднамеренные агрессивные действия, систематически на протяжении определенного времени осуществляемые группой или индивидом с использованием электронных форм взаимодействия и направленные против жертвы, которая не может себя легко защитить. На наш взгляд, изучение данного явления весьма актуально, поскольку до сих пор нет ответов на ряд вопросов относительно форм, степени, рамок и дефениции данного феномена, а научная литература в большей степени носит описательный характер. К данному явлению интерес белорусского и российского научного сообщества возник не так давно, в основном, в связи с участившимися случаями суицида среди подростков.
В связи с этим целью нашего проекта является изучение феномена кибербуллинга и разработка программы для подростков, пострадавших от кибербуллинга.
Научная идея данного проекта заключается в том, что кибербуллинг являеться разновидностью суррогатной коммуникации посредством социальных сетей и негативно влияет на полноценное развитие личности подростков, поскольку последствия кибербуллинга влекут за собой изменения состояния психологического здоровья: психические расстройства, физического здоровья – боли в области сердца, головные боли, нервные тики, влияет на социальные навыки, учебную неуспеваемость – прогулы, отсутствие активности на занятиях и, как следствие, низкие оценки и отсутствие интереса к выбору будущей профессии.
При изучении феномена кибербуллинга мы рассматривали 3 ролевые позиции «жертва – преследователь – свидетель» и 9 форм проявления кибербуллинга: секстинг, флейминг, харассмент, киберсталкинг, хэппи-слэпинг, кибертроллинг, онлайн слэм-буки, раскрытие секретов и распространение клеветы. Раскроем их содержание.
Секстинг (sexting) – рассылка фото и видео, а также текстовых сообщений, которые имеют сексуальный характер, либо рассылка материалов, содержащих обнаженных или полуобнаженных людей; флейминг (flaming) – обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми;  харассмент (harassment) – повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни сообщений, постоянные звонки). Happy slapping, в переводе означает «радостное избиение». Данное название закрепилось за любым видеороликом, содержащим в себе реальные сцены насилия. Эти ролики размещают в Интернет-пространстве, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Кибертроллинг (cyber trolling) – публикация негативной, вызывающей тревогу информацию на веб-сайтах, страницах социальных сетей, даже на мемориальных страницах, посвященных умершим людям;  онлайн слэм–буки (online slam - book) – это специально созданные для удовольствия и развлечения сайты, где одноклассники публикуют грубые, обидные комментарии. Раскрытие секретов: распространение в социальных сетях конфиденциальной информации; распространение клеветы (denigration) – распространение оскорбительной и неправдивой информации.
На данный момент было реализовано частичное пилотажное исследование – анонимное анкетирование с целью выявления учащихся, имевших опыт кибербуллинга, для определения масштабности существующей проблемы, поскольку на территории Респубки Беларусь таких исследований не проводилось. На втором этапе проводилось полуструктурированное интервью с целью определения формы кибербуллинга и ролевой позиции участника кибербуллинга. Также мы предполагаем проведение третьего этапа, а именно  тестирования для изучения таких параметров, как тревожность, агрессивность, самооценка и изчение статуса в группе.
 

Размер выборки на первом этапе составил 35 учеников 7 и 8 класса. Из них 22 ученицы, что составляет 63%, и 13 учеников – 37%. Согласно проводимому исследованию, все 35 подростка являлись активными пользователями Интернет-пространства и были зарегистрированы в социальных сетях. Во втором этапе приняли участие 60% учащихся от общего количества подростков, имевших опыт кибербуллинга, поскольку 40% подростков и их законные представители отказались от участия в интервью.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что из всех опрошенных подростков 72%  сталкивались с феноменом кибербуллинга. Из них 21% выступали в роли агрессора, 27% в роли жертвы, 11% - свидетели, 30% - в роли агрессора и жертвы; 11% успели побывать во всех трех ролевых позициях.
Наиболее частой формой кибербуллинга является онлайн слэм-буки (49%), затем  следует секстинг (30%) и раскрытие секретов (21%).
В ходе интервью было выявлено, что, как правило, подростки сами не замечают, что из роли жертвы начинают переходить в роль агрессора или наблюдателя и наоборот.
Ожидаемыми результатами исследования являються разработка программы для подростков, пострадавших от кибербуллинга, а также разработка учебно-методических материалов для школьных психологов и родителей, чьи дети пострадали от кибербуллинга.

Литература
1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // журнал Высшей школы экономики. – 2014. - № 3. – С. 177-191.
2. Зинцова А.С. Социальная профилактика кибербуллинга// Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. – 2014. - № 3. – С. 122-128.

 

Похожие статьи:

Прогностика. Образование для будущегоЦифра в образовании. А что вокруг цифры?

В классе у МастераАлександр Ширвиндт. С чего начинается успех?

Парта. Воспитание в обществе и школеКак убивают босоногое детство

ГлавшколаЧто меняет Интернет?

ГлавшколаСамовыражение у подростков

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.