ГлавнаяСтатьиПрогностика. Образование для будущегоЯн Амос Коменский в 2017 году: педагогический реализм против педагогического авангардизма
Разделы статей

Ян Амос Коменский в 2017 году: педагогический реализм против педагогического авангардизма

26 января 2015 - Сергей Пимчев
Ян Амос Коменский в 2017 году: педагогический реализм  против педагогического авангардизма
Пимчев С.П.
 Ян Амос Коменский в 2017 году: педагогический реализм
против педагогического авангардизма
 
В мире всё коловращенье, в середине лишь спасенье.
Посредине кто не сел, тот закрутился и слетел [2, С. 136].

Так поэтически образно можно представить синергетическую картину мира, в соответствии с которой субъект деятельности, если он стремится управлять событиями, а не зависеть от их потока, должен уметь определить точки перелома и в необходимый момент приложить нужное усилие. В противном случае события могут захлестнуть.
В интервью телеканалу "Россия 24" 29 апреля бывший министр образования и науки России А. Фурсенко на вопрос корреспондента о том, как изменится политика государства, в т.ч. образовательная и научная, после введения политических и экономических санкций в отношении нашей страны (а точнее: в отношении ряда чиновников, представителей бизнеса и отдельных компаний) со стороны Запада, произнёс знаковый вывод: главное теперь - это опора на собственные силы, проведение "национальной" политики. Позволительно спросить: "Какая же политика было до санкций? И какие же ожидаются перемены? Что значит национальная политика на деле? Кто будет проводить национальную политику: те же, кто и прежде, или придут новые лидеры?". В довольно пространном интервью на такие - вполне законные вопросы - зрителя ответа не прозвучало. Очевидно, реформаторские команды оказались не готовы к поиску "срединной" точки опоры. Ситуация застала их врасплох. И в своих красивых проектах, в разделе "Риски", риски такого рода, как санкции со стороны тех, с кем очень нравится сидеть за одним столом, предусмотрены не были. Между тем, в образовательной политике есть вопросы, вызывающие, как минимум, неоднозначное отношение не только со стороны подавляющей части педагогического сообщества, но и общества в целом, например: тестирование как основная форма проверки образовательных результатов, реорганизация школ в форме комплексов или холдингов, рейтинг школ на основе узкой критериальной базы, чрезмерной обилие разного рода тестирования знаний, вообще отношение к образованию как к рыночной услуге. Хотелось бы спросить экс-министра, при котором всё это начиналось: "Относятся ли названные вопросы к сфере "национальной" образовательной политики или они должны быть кардинально пересмотрены?". Сомневаюсь, что мы услышим развёрнутое объяснение, ответы даст ход событий. Тот слетит, кто не верно определит в мировом коловращенье точку опоры для национальной образовательной политики, которая делает конкурентоспособной и саму образовательную систему, и с её помощью - другие социальные системы.
В 2017 г. будет 425 лет со дня рождения великого чешского, славянского, европейского мыслителя, просветителя, педагога Яна (или, как назвал его один русский автор в начале 20 века: Ивана) Амоса Коменского (1592-1670 гг.). Какая связь между Коменским и поднятой выше проблемой? Когда в московской школе № 1435 мы с коллегами в инициативном порядке выдвинули проект COMENIUS-425 [6, С. 339], посвящённый юбилею, то уже не раз услышали - причём, как это ни странно, от людей, считающих себя учёными, - что Коменский якобы "устарел" и его классно-урочная система себя изжила.
На одном из памятников Коменский изображён идущим с книгой по дороге. Это - не только символический образ. Коменскому пришлось много путешествовать, скорее даже - скитаться. Страстный путешественник писатель К.Г. Паустовский замечал: «”Скитания – это путь, приближающий нас к небу”, – говорили и писали в древности арабы, понимая под небом то состояние обширного познания и мудрости, которое присуще людям, много скитавшимся по нашей земле.
Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний – есть свойство, присущее счастью» [5, С. 297].
Достиг ли Коменский своего Неба? Его жизнь начиналась как жизнь сироты, а в рассвете его творческих сил сотрудничества с ним добивались представители элит великих держав того времени - Англии и Франции. Будучи молодым священником-протестантом, ему пришлось спасать жизнь бегством в период католической реакции, а на склоне лет уникальные условия для жизни и творчества для него были созданы в Амстердаме - мировой экономической столице той исторической эпохи. При этом Коменский всегда оставался верен себе: ценностям, воспитанным с детства, и выбранному поприщу - науке и Просвещению. В своей исповедальной работе "Единственно необходимое" он имел основание утверждать: "Причина всех происходящих в мире бед одна: то, что люди, не отличая необходимое от несущественного, упускают первое и заняты неизменно вторым, ему постоянно предаваясь и в него погружаясь" [3, С. 225].
Именно способностью увидеть главное в своём историческом времени, в современных ему исторических обстоятельствах, на этой основе построить устойчивую стратегию жизни важен Коменский лично для меня.
Арабы говорят: последний верблюд в караване может оказаться первым. Это происходит в моменты общественных надломов, когда предыдущие тенденции потеряли силу, а новые, мало понятные тенденции - как будто бы случайно (!) - меняют расстановку фигур и ценность тех или иных событий. Мне кажется, что именно в такое время мы с вами живём. Но в такое же время, только 400 лет назад, в XVII веке, жил и Коменский. Нужно недюженное усилие разума, чтобы в действии Случая разгадать Провидение. Более того, создать картину мира, способную стать нитью Ариадны для миллионов людей в их лабиринтах жизни. Не случайно работы Коменского уже при жизни переводились на многие языки. В России, позже, ими глубоко интересовались Пётр I и Ломоносов.
Мне было интересно понять, почему экономическая элита новой буржуазной эпохи - торговцы и промышленники Амстердама XVII в., обратились к знаниям Коменского. Оказалось следующее. Капитализм капитализму рознь. Один тип первоначального накопления капитала был связан с хищническим грабежом колоний и приобретением любым способом выгодных подрядов у правивших монархических династий (т.е., грубо говоря, из "бюджета"). Другой способ основывался на конкуренции и производительности труда (т.е. на инновациях). Капитализм Амстердама был второго типа. Ему нужна была педагогика, способная воспитать человека для его картины мира будущего. Получается, что Коменским начинают усиленно интересоваться там и тогда, где происходит активный поиск будущего и своего достойного места в нём. Очень активно в Европе и в России отмечалась 300-летие Коменского в 1892 г. Естественно, что особенную популярность имя Коменского приобрело в Чехии, вступившую в полосу национального подъёма. Национальный подъём имел место и в России последней четверти XIX в. А вот 400-летие Коменского в 1992 г. прошло почти незаметно, только в узком кругу историков педагогики. Не характеризует ли это определённым образом время?
"В самом деле, благороднейшее создание божие, человек, посланный в мир ради высоких целей, забыл о лучшей части своего существа и всего меньше занят как раз тем, для чего наделён жизнью. Большинство в конец слепнет, коснеет и дичает. Приходят в мир - и не знают откуда, живут в мире - и не знают зачем, уходят из мира - и не знают куда. Да и пока ходят по земле, главного не делают, относятся к жизни спустя рукава. Думают о пустом, заняты пустым, рады пустякам, питаются пустыми надеждами, словно во сне, и вечно из одной пустоты впадают в другую, пока сами не исчезнут... Проснись, мой ум, пробудись, сердце, стряхните сонливость, все мои чувства! Тогда вялая дремота не помешает великому делу, тогда ночные видения не смогут прокрасться на место дневных замыслов и сны не встанут на место вещей" [1, С. 295-296]. Не беспочвенен ли идеализм автора призыва, Яна Коменского? Может быть, действительно ценности классической педагогической культуры устарели? Может быть, человеку надо смелее менять свою историческую природу и учиться дружить, например, с биороботами? Может быть...? Может быть. Но прежде я хочу отойти от прогрессистской схемы исторического процесса, в соответствии с которой последующее поколение совершеннее предшествующего. История не повторяется - в костюмах, причёсках, предметах быта, но по-человечески она всегда вращается вокруг одного центра - человеческой мудрости. Как бы не менялась пища или даже форма брака.
Приведённые слова - из работы Коменского "Всеобщий совет об исправлении дел человеческих". Он пытается сформулировать корень и ключ для действительного решения человеческих проблем. Он видит это в человеке, его способности на каждом этапе своей жизни - от младенчества до ветхой старости - со всей полнотой осмысления реализовать жизненное предназначение. Когда личная позиция людей - подобно Архимедовой "точке опоры" - через цепочку взаимосвязей обязательно изменяет мироустройство. Если это утопия, то такая же, как и стремление к счастью, которое, однако, движет людьми сильнее,  чем выгода?
Работа задумана в 1644 г. Коменскому в это время 52 года. Прожил он 78 лет. Уже написаны прославившие его "Открытая дверь языков" (1631), "Лабиринт света и рай сердца" (1632), "Материнская школа" (1633), "Великая дидактика" (1633-1638). Но ещё предстоят "Мир чувственных вещей в картинках" (1658), а также исповедальная работа под названием "Единственно необходимое" (1668). Пик физической и интеллектуальной формы в сочетании с предельными жизненными переживаниями, тяжёлым опытом изгнанника и потерь близких людей. В самые трудные годы он не мог спать от "невыразимой тоски", а некоторые его товарищи кончали жизнь самоубийством. Человек, преодолевая такие испытания, становится прочным как кристалл. Если это утопия, что тогда жизненная сила и кому больше доверять?
Изгнание с Родины было связано с принадлежностью Коменского к протестантской общине моравских "братьев". Более того, Коменский служил в ней священником. В условиях католической реакции австрийской династии Габсбургов, в состав империи которых входила Чехия, "братья" преследовались. Это было время быстрого развития буржуазных отношений, которые связывались прежде всего и именно с этикой протестантизма: ценностями личного успеха на основе собственного труда - в противовес феодальной ренте. Но протестантизм "братьев" был особого рода. Когда Коменского приглашали реформировать образование в протестантской Швеции, спрашивали о нём епископа. Епископ согласился, потому что Коменский "не кальвинист, а гусит". Это отметил сам Коменский в "Автобиографии" (1669-1670).
Гуситы - последователи выдающегося религиозно-политического деятеля Чехии Яна Гуса. Они из поколения в поколения отстаивали свою независимость и веру с оружием в руках, создав особый уклад жизни, схожий, видимо, с тем, какой был у наших казаков или белорусских партизан. Эти люди умели за себя постоять перед самым опасным противником. Коменский воспитан в их среде. Он был смелым, твёрдым, решительным и стойким человеком, встречавшим трудности лицом к лицу. Какой тип лидерства более утопичен для нас: такой - или "блогерский"?
Для чешского протестантизма характерна ещё одна особенность - духовная славянская традиция, уходящая своими корнями в глубину национальной истории, когда в IX в. в Моравии вели православную проповедь посланцы Византии Кирилл и Мефодий. Гуситы фактически стали их духовными преемниками, а Коменский оказался таким образом исторически связанным духовными нитями с православной Россией. Кирилл и Мефодий сделали славянский язык мировым языком, наряду с греческим и латинским. Национальный язык было основным приоритетом в деятельности и Гуса, и Коменского. На рубеже XX-XXI вв. с катастрофическим ослаблением России резко упало влияние ведущего славянского языка - русского. Только сейчас оно медленно восстанавливается. Мы видим, какую это вызывает ярость у бандеровцев на Украине. А в России - всё ли мы правильно делаем, чтобы к русскому языку воспитывались любовь и уважение, а не страх перед тестами и текстами сомнительного содержания?
В 2005 г. подготовлен доклад ЮНЕСКО "К обществам знания". Процитирую из доклада ключевую проблему мирового развития: "... Цифровой разрыв будет способствовать усугублению другого, ещё более тревожного разрыва – когнитивного, в котором суммируются результаты дисбаланса, наблюдаемого в главных составляющих сферы знания (доступ к информации, образование, научные исследования, культурное и языковое многообразие), и который становится настоящим вызовом целям построения обществ знания" [4, С. 24]. Для сравнения - вернёмся к цели, которую Коменский сформулировал для своего труда в середины XVII  в.: "Будем совещаться об исправлении дел человеческих всеобщим образом, то есть всеохватно и всенародно, как ещё не делалось от начала мира. По существу дела здесь нет ничего нового; по способу подхода к делу - небывалая новизна" [1, С. 285]. Полем для "всеобщего совета" мыслилось образование. Устарел Коменский или оказался провидцем?
В заключение я бы добавил то, чего нет в аналитическом докладе ЮНЕСКО. В основе крупных общественных сдвигов лежит страстная деятельность людей, их вдохновение и социальное творчество. Возрождение начинается с духовного подъёма, пробуждения национального самосознания. Это было главным мотивом для Коменского-просветителя. Духовные потребности стремились реализовать чехи и в XIX в. в борьбе за национальное освобождение. Их духовные поиски нашли отражение в чешской литературе, живописи, музыке. Именно в ту историческую эпоху научное наследие Коменского стало одним из источников общеславянского самосознания и единения. Эти мысли и чувства были поддержаны русскими педагогами последней четверти XIX в. - времени подъёма патриотических идей в России.
В канун 425-летия Яна Амоса Коменского останется ли человек с книгой, идущий по дороге жизни, для нас многозначительным символом, указателем в мирском коловращенье или же историческим воспоминанием?

Библиография
1. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих// Избр. пед соч.: В 2 тт. - Т. 2. - М.: Педагогика, 1982.
2. Коменский Я.А. В мире всё коловращенье// Лабиринт света и рай сердца. - М.: МИК, 2000.
3. Коменский Я.А. Единственно необходимое// Лабиринт света и рай сердца. - М.: МИК, 2000.
4. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. - Париж: ЮНЕСКО, 2005.
5. Паустовский К.Г. Муза дальний странствий// Собр. соч.: В 8 тт. - Т. 8. - М.: Художественная литература, 1970.
6. Comenius-425. Международный проект. Сценарий о счастье для «человека с маленькой буквы», или Жизненная ситуация, случай, событие – «кванты» жизненного пути, биографии, судьбы человека/ Науч. ред. Г.И. Ми­хеева, С.П. Пимчев. – М., 2014.

Похожие статьи:

НовостиИрена Ропкова: благодарность из Праги

НовостиВечер памяти Я.А. Коменского (1592-1670 гг.)

НовостиОткрытый педагогический семинар "Уроки Коменского"

Cui prodest? Педагогическая политологияШколу, которую мы потеряли. Московская школа

Прогностика. Образование для будущегоПрогностическая культура учителя: сокровенный человек versus граммофон?

Комментарии (1)
znatok01 # 22 февраля 2015 в 05:11 0
Со студенческих времён не перечитывал Яна Амоса Коменского! Вчера после прочтения статьи перечитал его основной труд - "Великая дидактика". Работа большая, но показательно структурная. Не мешает некоторым разработчикам программ, авторам учебных пособий поучиться у Коменского научной азбуке.
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.