Разделы статей

Чёрное море. Мечтая о золотом руно

7 июля 2019 - Сергей Пимчев
Чёрное море. Мечтая о золотом руно
Из далёкой Эллады (которую мы сейчас называем Древней Грецией) аргонавты отправились в путь за золотым руном именно через Чёрное море, в Колхиду (в современную Грузию). Об этом, кстати, сделан франко-итальянский фильм "Аргонавты" (1960):
https://www.youtube.com/watch?time_continue=4361&v=6nDS-r_6ZBU
Когда на уроках истории идёт рассказ о Чёрном море, нам, к сожалению, рассказывают не всё. Хотелось бы видеть в Чёрном море не просто географическое пространство разных исторических событий, а на само море посмотреть как на место, наполненное человеческими поисками, энергетикой, трагедией и счастьем. Так посмотрел на наше море Фернан Бродель в классическом труде о море Средиземном, где Чёрное море он рассмотрел в том же историко-культурном контексте (работа "Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II", 1949 г.).
 
 

Чёрное море — константинопольский заказник

Удаленное с точки зрения навигации, Черное море окружено множе­ством негостеприимных (за редким исключением) земель, диких и насе­ленных варварами. Могучие горы, обступившие его с юга и с востока, вра­ждебны путешественникам, которые отваживаются передвигаться по тя­желым горным дорогам, ведущим из Персии, Армении и Месопотамии вТрапезунд, великий перевалочный пункт На севере, наоборот, водные равнины простираются широкие равнины России, край проезжих дорог и кочевни­ков, который в XVI веке находится еще под контролем крымских татар. Только в следующем столетии русские беглецы, находящиеся не в ладах с законом, казаки, появляются на Черноморском побережье и начинают грабить турецкие суда. Но уже в XVI веке московиты совершают набеги на берег Черного моря, пользуясь зимними дорогами.
Черное море в это время, как и на протяжении всей его истории, является важной экономической зоной. Есть продукты, которые произ­водятся почти на месте: сушеная рыба, свежая и паюсная икра из «рус­ских рек», лес, необходимый для турецкого флота, железо из Мингрелии, шерсть, свозимая в Варну и перегружаемая там, как и ко­жи, на большие рагузские суда, и зерно, скупаемое в Константинополе. Кроме того, есть транзитные товары, предназначенные для Средней Азии и Персии, а также привозимые караванами для доставки в Кон­стантинополь и на Запад. К несчастью, мы мало осведомлены о том, что являла собой в XVI веке эта торговля с Востоком, ведущаяся в обоих направлениях. Похоже, что Константинополь сосредоточил дальнюю и ближнюю торговлю Евксинского Понта в своих руках, сделавшись по­средником между этой окраиной Средиземноморья и внешним миром. Близко расположенное к громадной столице, Черное море является ее кормильцем, жизненно важным источником продовольствия, посколь­ку для снабжения Константинополя недостаточно дани, поступающей с Балкан (главным образом, гуртов овец), и основные запасы зерна, риса, бобов доставляются сюда кораблями из Александрии, так же как и пряности, и москательные товары. Белой дю Ман говорит о сли­вочном масле, которое привозят из Мингрелии в Константинополь в «только что содранных… не выделанных коровьих и бычьих шкурах». Его привозят, вне всякого сомнения, на каком-то из бесчисленных греческих карамузалисов , которые занимаются перевозками по Черно­му морю, хотя они более пригодны для коротких переходов по Архипе­лагу, чем для этого опасного моря, часто штормящего и покрытого ту­маном. В октябре 1575 года буря затопила поблизости от Константино­поля сразу сотню этих небольших суденышек, груженных зерном.
Черное море в XVI веке привязано к Константинополю, как когда-то оно было вотчиной Милета, вотчиной Афин, а затем, после 1265 года им завладели итальянцы и генуэзцы. Они закрепились на юге Крыма, в хорошо защищенных Каффе и Тане, укрытых горами на се­вере полуострова от набегов степняков; они обосновались также в Кон­стантинополе (откуда ушли только в 1453 году, и то не совсем), а из фак­торий в Крыму турки изгнали их позднее, в последней четверти XV ве­ка. Каффа была взята в 1479 году. За этим последовало великое переме­щение сухопутных дорог, ведущих к морю: теперь их конечным пунктом является не Крым, а Константинополь. Дороги, которые были направлены в города Килия и Четатя Альба, заменяются в молдавских княжествах торговым трактом, ведущим в Галац, где сосредоточивает­ся отныне поток товаров с Дуная и далее из Польши.
С этого времени Черное море является официальной житницей огромной турецкой столицы. Однако мореплаватели из Рагузы посто­янно проникают туда, по крайней мере, до 90-х годов XVI века, загру­жая в Варне целые суда шерстью и кожей шкурами montonini, vacchini е bufFalini. Впрочем, подобными же перевозками они занимаются на Мраморном море (из Родосто). Возможно, они хотят избежать тамо­женных расходов? Во всяком случае, к концу XVI века по непонятным нам причинам рагузские корабли покидают почти одновременно обе гавани. Черное море становится, как никогда ранее, закрытым для За­пада, по крайней мере в отношении водных путей сообщения, посколь­ку в это время сухопутные дороги, по всей видимости, приобрели ре­шительный перевес над последними, к чему мы еще вернемся.
В самом ли деле Константинополь задвинул засов, положив тем са­мым конец той роли «круглого стола международной торговли», ко­торую Черное море играло в конце Средних веков? Не имело ли это событие других, более отдаленных причин? Действительно, к Черному морю сходятся дороги, ведущие не только в Трапезунд или Синоп, но и те, которые обычно называют Великим Шелковым путем, но послед­ний, по-видимому, с XIV века приходит в упадок. Питающая его торговля перемещается в Персию. Во всяком случае, жертвой этого упадка становится Туркестан. С другой стороны, в середине XVI века осуществляется продвижение русских вдоль Волги. Казанское ханство, некое подобие королевства Гранада, разбогатевшее благодаря доходам от караванной торговли, на которые давно зарились русские, перешло к ним в руки, будучи уже наполовину разоренным вследствие не совсем понятных причин, возможно, связанных с иссяканием туркестанского шелкового пути. В 1556 году Иван Грозный овладел Астраханью. На сей раз заслон был поставлен надежный, несмотря на попытки турок прорвать его в 1569—1570 годах, впрочем, история обходит вниманием это событие.
 

Похожие статьи:

Судьба человекаОдесский морской человек

Золотая библиотекаПесня аргонавтов

Научно-методические консультации-вариацииИзучаем системный подход после царя Гороха

Cui prodest? Педагогическая политологияВардан Багдасарян. Неовизантийская перспектива в борьбе мировых идей

В царской ложеАндрей Нестеров. От моря до моря

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.