11 декабря 2024 г. состялось заседание. Заседание серьёзное. Важной организации. Называется Совет по развитию гражданского общества и правам человека. То есть любого человека, но общества — только гражданского:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/75816
Ведущий Фадеев сказал про ЕГЭ:
"В.Фадеев:… О школьном образовании. Как Вы сказали, Совет очень подробно и серьёзно занимается вопросами улучшения школьного образования. В этом году мы провели с коллегами много встреч в Москве и в регионах России с директорами и педагогами лучших школ, с преподавателями педвузов. Обсуждали в том числе Единый государственный экзамен.
Вокруг ЕГЭ сегодня много споров, звучат даже предложения о его отмене. Но сегодня ЕГЭ – стержень образовательной системы, и у ЕГЭ есть очевидные плюсы: одинаковые возможности для всех выпускников школ поступить в любой университет страны, устранение коррупции при поступлении в вузы.
Однако есть одна принципиальная проблема: ЕГЭ фактически является вступительными экзаменами в университеты. В руководящих документах Министерства образования и науки ЕГЭ так и называют: «вступительные испытания». Но у нас сегодня нет интегральной оценки знаний, полученных школьником по всему спектру предметов. Старшеклассники и их родители сосредотачиваются только на тех дисциплинах, по которым планируют сдавать ЕГЭ, – это весь 11-й класс, зачастую часть 10-го, а есть ещё ОГЭ, это 9-й класс. Часть учебных предметов оказывается второстепенными, фактически ненужными.
Например, в этом году географию сдавали только три процента выпускников, литературу – восемь процентов, историю – побольше, 16 процентов. Почему я обращаю внимание на эти три дисциплины? Это ценностные дисциплины – они помогают формированию культурного кода молодого человека, его цивилизационной идентичности.
По нашей просьбе ВЦИОМ провёл опрос, в котором задавал элементарные вопросы по школьной программе. Конечно, этот опрос никак не может служить полноценным анализом знаний российских граждан, но он всё же даёт некоторый сигнал.
Вопрос по географии: «Куда впадает река Волга?». Из молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет только 18 процентов знает, что Волга впадает в Каспийское море. Среди старшего поколения, окончившего ещё советскую школу, правильный ответ тоже знают не все, но всё же это 60–70 процентов. Другой вопрос: «Что означает слово «Кузбасс»?». Среди молодёжи только те же 18 процентов отвечают правильно.
По литературе несколько каверзный вопрос: «Кого убил Чичиков в поэме Гоголя «Мёртвые души»?». Среди молодёжи правильный ответ – «никого» – дали семь процентов респондентов. Среди старшего поколения – 22 процента.
Это не означает, что молодёжь какая-то другая. Молодёжь хорошая, просто они не изучают надлежащим образом ни географию, ни литературу. Эти предметы не являются для них приоритетными, они мало нужны для поступления в университет.
Как исправить такое положение дел? Необходимо побуждать учеников к освоению всей школьной программы, а не только тех предметов, по которым они сдают ЕГЭ. Значит, нужна некая интегральная оценка знаний выпускников школы. Например, средний балл, как это было в Советском Союзе.
Этот балл мог бы высчитываться как средняя оценка, полученная учеником за учебные четверти или полугодия в ходе изучения соответствующего предмета. Этот средний балл должен учитываться при поступлении в университет наряду с результатами ЕГЭ. Фактически это будет четвёртая оценка: три экзамена плюс средний балл.
По какому кругу учебных дисциплин? По всем, или по тем трём, что я назвал (история, литература, география), или по какому-то другому кругу? Это требует серьёзного профессионального обсуждения. Мы могли бы вместе с профильными министерствами, Российской академией образования проработать механизм такой интегральной оценки, её учёта при поступлении в колледжи и вузы".
Президент России отреагировал:
"
В.Путин: Вам спасибо большое.
Думаю, то, что Вы сказали по поводу истории, литературы, географии, очень правильно – в совокупности именно, потому что эти предметы действительно формируют наш культурный код, что чрезвычайно важно, чрезвычайно.
Если мы к истории обратимся, то в известные периоды истории, когда наш народ сражался за свою независимость, за будущее страны, наш противник говорил, что Советский Союз выигрывает на полях сражений благодаря учителям, благодаря нашим, тогда советским, учителям. Это правильно. И надо делать это в совокупности, обратить на это внимание, иначе на вопрос, куда впадает река Волга, ответ тоже будет известным: «Волга впадает в Каспийское море? Как бы чего не вышло!» Нужно, чтобы у всех наших детей был ясный, понятный ответ на вопросы подобного рода.
Согласен полностью. Давайте оформим Ваше предложение соответствующим образом и проработаем с Правительством".
Как всё коротко и просто оказывается. А что столько лет ломали копья… точнее, детские судьбы? Кому за это хотя бы задницу надрали? Н-и-к-о-м-у.
Без комментариев.
Вечером у Соловьёва собрались болтологи, которые ни фига не смыслят в теме образования, но решились её обсуждать.
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут...
И мы увидели очередной показательный пример нереализованных амбиций из серии "Это не моя тема, но мнение у меня есть": см. выпуск за 11 декабря. Поучительно — увидеть экспертов, претендующих на статус лидеров общественного мнения — какие они есть в чистом виде.
Вопрос: с какой стати на программе стали обсуждать внутреннюю проблему? вы же всё время на глобальные темы - по которым все эксперты? Даже мой сосед Сидор сдал бутылки и на обратном пути вовлёк меня в дискуссию о судьбах Европы.
ВЫВОД. Сути предложенные изменения не меняют, поскольку носят лакировочный характер — как-то отреагировать на возмущение педагогического и родительского сообщества. Школа остаётся профильной, а точнее — узкопрофильной. При профильном обучении количество учебных часов на непрофильные предметы (например, ту же географию или историю) физически не может быть увеличено. Не может школьник учиться ещё и по ночам.
При такой образовательной модели детей и молодёжь лишили главного социального завоевания Двадцатого века — общего образования на уровне полной средней школы. И об этом отцы российской демократии молчат.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели
Новости → Письмо Президенту