Почему о ленинградском педагоге-новаторе Евгении Николаевиче Ильине практически не говорят, мне объяснить и просто, и сложно. Фамилия, что ли, слишком простая… Не стану, пожалуй, сейчас объяснять. Да и нет смысла тратить на это ваше драгоценное время. Это равнозначно тому, что пересказывать песню или фильм. Лучше его посмотреть. Для затравочки предложу вам познакомиться с небольшим отрывком из его статьи, а на саму статью и фильм об Ильине я дам ссылки.
Для чего всё это, можете спросить. Если такой вопрос прозвучит, он покажется для меня странным. Да и сами вы в этом убедитесь.
Евгений Николаевич Ильин. Искусство общения (1987)
ПОИСК ОПОРЫ
Учить и воспитывать — это как молния на куртке: обе стороны застегиваются одновременно и накрепко неторопливым (!) движением замка — творческой мысли. Какой должна быть эта соединяющая мысль?
Многих сегодня книга зовет в литературу, меня, пожалуй, больше в жизнь. Ибо общение с книгой — это прежде всего общение с жизнью! "Понять хочется дела-то человеческие..." Реплика горьковского Луки — в чем-то ключ к уроку литературы. Этими делами словесник нужен и интересен ребятам. Эти дела дают смысл и высокую цель всей его работе и жизни. "Без серьезного нет прекрасного",- говорил Чехов. Серьезное — жизнь во всех ее проявлениях, сам человек, который и в учителе, и в школьнике, и в литературном герое. Человеческим, жизненным, в чем бы оно ни проявлялось, обеспечиваю безотказную работу "молнии". Учитель в основном несет на урок книгу, ребята — жизнь! Стать ближе к ученикам, понять и выразить их запросы — значит приблизиться к жизни, посредством книги укрепить с ребятами, т. е. с жизнью, надежную, глубокую связь. Искусство общения — в гибкой сочетаемости учебного и жизненного в наших контактах со школьниками. Знание исключительно вокруг книги и только на ее основе у огромного числа ребят отклика уже не находит. Книга книгу заведет в тупик, если выпадет жизненная опора.
Школьная информация, во многом насыщая ум, в меньшей степени затрагивает чувства. Старшеклассники, к примеру, не ведут дневники, мало читают, не пишут стихов. Всё приложится к человеку, который образован душевно, эмоционально, и прежде всего творчество как наипервейшая и насущнейшая потребность развитой души.
Школьный учитель, какие бы творческие манеры и наклонности он ни исповедовал, каким бы эрудитом ни был и что бы ни преподавал: математику или физику, химию или черчение, по сути и в основе — Воспитатель. Что же говорить о словеснике, призванном нравственностью литературы формировать этические устои личности, развивать ее душевный и духовный потенциал?
Удивляет, почему сегодняшние ребята в общении друг с другом почти не пользуются нарицательными именами литературных персонажей. Почему ныне эти герои утратили свою жизненность?
Урок литературы нередко напоминает "ученое предисловие" к художественной книге, которую без единства этого, того, другого будто бы и прочитать невозможно! Ох, уж это "единство"! Скольких оно разобщило с литературой! К "механизму" книги, конечно, обращаться надо. Но только, когда этический резонанс урока достаточно высок. Вот тут-то и нужно объяснить (и то не всегда): почему высок? Почему ребятам интересно? Какую роль сыграл в этом писатель? В сущности, объяснить их интерес к книге книгой и этим как бы удвоить живое, нравственное, эстетическое в ней. В погоне за "алгеброй" искусства вдруг увидишь, как потихоньку "делают" алгебру на уроках… литературы. Жизненный опыт героев, а не то, как они "сделаны", прежде и в большей степени волнует ребят. Конечно, нахожу смысл и в том, чтобы дать им понять, как "сделан" тот или иной герой, коль это оптимальный вариант воспитательного разговора.
Ведь как часто бывает: подробно "разбираются", например, жанр, гиперболы, метафоры поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души", но на уроке нет Гоголя! Живого, горьким смехом смеющегося! А ведь как он нужен в "неразобранном" виде. Нужен его колючий, ядовитый, сквозь слезы смех. Сквозь слезы и лишь затем (очень осторожно!) сквозь призму изобразительных средств. Задача словесника — прибавить к читательскому восприятию, бесхитростно-естественному, непосредственному, элементы профессионального видения текста. Прибавить, а не заменить и тем более не стереть одно другим. Незнание разницы между обычным сравнением и метафорой, простой поэмой и поэмой в прозе, поверьте, никак не помешает вырасти в Человека. А вот, скажем, незнание той сцены, где старик Болконский, отправляя на войну князя Андрея, единственного (!) сына, прочит ему "опасные", а не "выгодные" места и князь Андрей благодарит за это отца, очень даже может сказаться на чьей-то судьбе...
"Не надо ничего объяснять, так понятнее!" — сказала однажды ученица, когда, поддавшись соблазну ученых трактовок, я вдруг стал скрупулезно комментировать заключительные сцены "Отцов и детей", в особенности последнюю, рисующую кладбище, где похоронен Базаров… Оказывается, всё, что нужно живой душе, предусмотрено талантом писателя. Если ребятам безмерно много и профессионально помогать "читать", многие перестают делать то, что умеют и любят,- читать!
Полностью очерк Е.Н. Ильина найдёте в Сети.
А вот короткие фильмы о нём:
— часть 1: https://vk.com/video-126624890_456239207
— часть 2: https://vk.com/video-126624890_456239208
Похожие статьи:
Записки читателя → Человек и Труд
Записки читателя → Человек и Семья
Записки читателя → Человек и Природа
Новости → Педагогика вечных вопросов. Есть такой конкурс...
Записки читателя → Человек и Общество