Профессиональные конкурсы стали обязательным элементом профессиональной деятельности педагога, его карьерного роста и материального благополучия, поскольку участие в них выступает одним из критериев оценки работы специалиста при аттестации. Вынесем за скобки вопрос доверия участника конкурса к конкурсному жюри или комиссии. Бывает всякое, чего скрывать. Но всё-таки мы исходим из того, что если человек участвует в конкурсе (особенно по своему желанию), то он больше доверяет, чем не доверяет. Участие и, прежде всего, победа, требуют значительных затрат, в первую очередь, душевных, моральных, физических сил. Но эти затраты окупаются, даже если участнику не всё очевидно. Мне приходилось писать о "пользе конкурсов", когда был связан с конкурсом "Учитель года Москвы". Возможно к теме пользы я вернусь, но сейчас хотел бы сказать, опираясь на многолетние наблюдения, что же выступает основной гарантией успеха. Не стопроцентной, но самой надёжной.
Как правило, представляемый опыт (в виде открытого урока, презентации, сообщения и т.п.) имеет узкопредметную направленность. В полной мере оценить его значение может только родственный специалист-предметник, который, скорее всего, окажется в жюри в меньшинстве. Надо выйти за рамки предметного содержания. Выбрать для представления то содержание образования, которое относится, как минимум, к межпредметной интеграции.
Почему "как минимум"? Потому, что даже методически точно рассчитанный урок далеко не всегда успешно решает общепедагогические задачи, т.е. задачи, связанные не с подготовкой ученика по предмету, а в развитии в нём Человека. Следовательно, надо отталкиваться от "вопросов жизни" человека и показывать, как предметное содержание помогает в их решении. Представляемый опыт благодаря такому ракурсу приобретает жизненную актуальность, не говоря уже о том, что он становится интересен и понятен полнее всем, включая членов жюри.
Из сказанного вытекает вывод, что представление опыта должно носить проблемный характер, т.е. быть связанным с решением какой-либо значимой для человека (личностной или социальной) проблемы.
Представление опыта часто выглядит описательно, т.е. просто изображается "фотография" деятельности. Вопрос, чем опыт может быть полезен другим педагогам, ставит автора в тупик. Почему? Потому что нужно представлять метод работы, способ, приём. Показывать и доказывать его продуктивность и полезность. Метод деятельности — универсален, поэтому переносим в другие обстоятельства и для других людей.
Если кратко, данный подход, в целом, позволяет сделать изложение аналитическим. Это — главное, что должно отличать победителя.
Есть ещё моменты, позволяющие добавить "очки". О них — в другой раз, по возникшему поводу.
Но они — опираются на анализ, развивают его. Без анализа они — эквилибристика. Анализ без них — самодостаточен.
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Путин как педагог
Cui prodest? Педагогическая политология → Как сделать конкурс "Учитель года" зрелищным?
Новости → Учителя Москвы на "Академии урока" в Минске
Пикейные жилеты считают → Одно сплошное телевидение