ГлавнаяСтатьиГлавшколаКак анализировать педагогический опыт?
Разделы статей

Как анализировать педагогический опыт?

26 декабря 2015 - Сергей Пимчев
Как анализировать педагогический опыт?
Что может быть скучнее того, как слушать доклады о передовом педагогическом опыте? Только доклады об этом в другом месте.
На самом деле, это может и должно быть очень интересным и действительно полезным занятием, поскольку… Скажу тривиальную вещь: поскольку речь идёт о том, как помочь человеку стать человеком. Человек и мир вокруг него — что может быть интереснее? Даже самые лучшие учебники и добротные программы и методички не отразят особенностей сегодняшнего дня — таких особенностей, которые вдруг могут носить решающий характер. Учесть их и призван, на мой взгляд, передовой, или, как сейчас говорят, инновационный, педагогический опыт. Но именно этой жизни человека в настоящих обстоятельствах, да ещё с прицелом на действительное будущее, обычно нет. Чаще всего мы слышим то, что с прискорбием называется педагогическим трезвоном. Уж, извините за прямоту! Педагогический трезвон — это разговор о том, о чём можно сказать сейчас или 10 лет назад, или через 10 лет, в городской школе или деревенской, бедной или богатой, т.е. разговор без привязки к конкретным условиям жизни и конкретным судьбам людей. Разговор вообще, который легко превращается в разговор ни о чём.
Почему так получается? В каждом конкретном случае причины могут быть различны, поэтому общих для всех рецептов нет, как бы их не любили универсальные топ-менеджеры от образования. Попробую поделиться некоторыми принципами, перечень которых не является исчерпывающим, задаёт, скорее, направленность, подход при анализе опыта.
Одному человеку, т.е. наедине с собой, очень сложно проанализировать собственный опыт. Для этого нужна определённая профессиональная квалификация. Но и с квалификацией это крайне не просто делать. Поэтому полезен разговор, диалог. Обмен мнениями. В ходе подготовки педагога к сообщению желательно помочь ему в этом, может сделать и руководитель школы, и другой педагог.
На что ориентироваться при анализе опыта? Анализировать вообще нельзя (это и есть "трезвон"). Надо в своём опыте за что-то "зацепиться". Именно так: зацепиться. Это может быть, например, конкретный случай, успешный или нет, с профессиональной точки зрения. Задайте вопросы: почему это произошло? как действовал педагог? Считайте, что анализ начался. Из него необходимо вывести уроки, т.е. выводы на будущее.
Педагогические случаи могут быть разные. Попробуйте выбрать тот, который в большей степени связан с отношениями человека и окружающей его жизни. Конкретными сферами этой жизни: отношениями в семье, в коллективе сверстников, миром профессий, различными человеческими чувствами и т.д. и т.п. Выбор зависит от автора анализа. Но именно выбор — среди множества связей и отношений для конкретного сообщения целесообразно остановиться на одном, том, который автору представляется самым важным.
Свой рассказ о методических наработках следует строить не вообще, а в связи (!) с тем аспектом жизни человека, который определён автором выше. В этом случае даже универсальный методический приём или педагогический метод приобретут привязку, конкретность. Слушателям будет ясно, для чего всё делается: какую проблему и какими педагогическими средствами автор анализа решает.
Интерес аудитории будет зависеть, главным образом, именно от того, насколько живую, жизненно актуальную тему выявит автор.
Пожалуй, это главное.
Нет, не всё. Для анализа требуется много времени. Трудно представить основательный анализ к "завтрашнему дню". Нужен резерв, как минимум, в месяца 2-3, имея в виду перегрузку, с которой работают педагоги. На анализ нужно переключиться, поразмышлять, поговорить. В условиях гонки это затруднено.
И если автору самому будет интересно то, о чём он говорит, то это ещё одно из условий для пробуждения интереса у других.
Интресе предшествует мотивации. Но деятельность начинается с мотивации.
Как гласит известная восточная мудрость, можно привести лошадь к водопою, но нельзя заствить её пить.
А ведь мы стремимся к реальному внедрению педагогических новшеств, а не имитации.
 

Похожие статьи:

Парта. Воспитание в обществе и школеМитрополит Антоний Сурожский. Зрелость для решений

ГлавшколаДетский садик и школка: сделаем модельку?

ГлавшколаИван Белов. Педагог и Instagram

ГлавшколаКак школе развиваться в условиях кризиса?

Парта. Воспитание в обществе и школеИван Белов. Дневник в Instagram'е

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.