ГлавнаяСтатьиГлавшкола«Мы об этом сказали на войне». Боевой путь воинской части
Разделы статей

«Мы об этом сказали на войне». Боевой путь воинской части

4 ноября 2019 - Сергей Пимчев
«Мы об этом сказали на войне». Боевой путь воинской части
Однажды в московской гимназии, с которой я сотрудничал в качестве научного консультанта, у меня состоялся разговор с учителем истории. Пе-дагог подошла ко мне с просьбой помочь найти тему исследовательского проекта школьника для участия в конкурсе. Я «нашёл» тему, можно сказать, золотую. Как раз в тот момент мне посчастливилось познакомиться с фронтовиком – участником обороны Москвы на Волоколамском направлении подполковником А.Т. Топчиевым. Мы договорились об интервью. Гимназия же территориально располагается в районе Волоколамского шоссе. Более того, об обороне Москвы на этом направлении написана блестящая книга Александра Бека «Волоколамское шоссе. Книга уникальна во многих отношениях. Во-первых, она исторически достоверна, что по нынешним временам становится всё реже, поскольку непрерывно плодятся политизированные спекуляции на почве истории, особенно Великой Отечественной войны. Во-вторых, книга представляет собой высо-кохудожественное произведение. В-третьих, изложение в книге увлека-тельное. В-пятых, книга поучительна с точки зрения принципов и приёмов управления, выведенных из военного опыта, но имеющих универсальное значение на все времена. Естественно, мне сразу же пришла в голову идея «подарить» проект, что я и сделал. Актуальность проекта с точки зрения содержания нет необходимости пояснять, всё очевидно. Кроме этого, с таким проектом можно было претендовать на призовое место. Однако… однако, к моему удивлению, сделано было «ноль». Объяснить этого я не мог, а спрашивать не стал, потому что… Знаете, когда человеку дают золото, а он предпочитает шелуху, проблема лежит глубже. В конце концов, я всё сделал сам. Но дело же не во мне. Это же нужно… Александр Тимофеевич собственноручно рисовал карты битвы под Москвой и дарил их. Представляете, если бы у вас на руках была карта Куликовской битвы, нарисованная дружинником князя Дмитрия Донского!
Прошло время. Судьба мне подарила встречу с другим фронтовиком, генералом-майором Б.А. Литвиным. Мы встретились для интервью. В ходе общения Борис Арсентьевич достал и показал мне текст с описанием Боевого пути 70-й гвардейской стрелковой дивизии, в которой он служил в годы войны. Две странички бледного текста, сделанного кем-то весьма протокольно, из которого трудно представить этот самый боевой путь. Старый генерал попросил меня переделать, дал книги…
Когда я служил в армии, на плацу было большое бетонное панно со схемой боевого пути нашей части в годы войны. На фоне панно фотографировались солдаты после принятия присяги, очищали от мусора, белили бордюр. Однако, даже на политзанятиях с боевым путём родной части – не знакомились. Почему, не знаю. Скорее всего, у нашего замполита не было под рукой никакого описания. Клубом заведовал целый товарищ капитан, который, видимо, был не исправник. Как обстоит дело в других частях, не представляю, так как служил только в одной. 
Зато я видел музеи воинской славы в разных школах. Как правило, они посвящены конкретным воинским частям. Под школьный музей воинской славы обычно отводится отдельная комната, в которой собираются мемориальные вещи и документы. Дальше всё зависит от людей, которым музей доверен. Есть энтузиаст,  музей становится центром воспитательной работы. Нет такого человека, помещение музея пустует: не проводятся экскурсии, не организуются занятия и встречи… 
Рядом со мной находятся школы. Школы стоят на улицах. Несколько улиц носят имена героев. Есть улица имени Медведева. Местные власти не указали имени, поэтому сначала можно было только предполагать, что речь идёт о Дмитрии Николаевиче Медведеве, руководителе диверсионных и партизанских отрядов на Украине и в Белоруссии, офицере госбезопасности, Герое Советского Союза. Он служил под началом знаменитого Павла Судоплатова, а в его отряде под его руководством действовал разведчик-диверсант Николай Кузнецов. Им написано несколько книг, например, «Сильные духом». Я решил провести эксперимент и на улице Медведева спросил нескольких ребят, вышедших из школы, в честь кого названа улица. Прозвучали все ответы, кроме правильного. У нас есть ещё улицы Дмитриевского и Тамары Макаровой, на которых тоже стоят школы. Но на тех улицах я опроса не проводил.
В одной подмосковной школе директор билась за присвоение школе имени героя – выпускника школы. В справочном материале на представле-ние я тут же заметил элементарную, но грубую географическую ошибку. Следовательно, нужно перепроверять весь документ. А ведь этот материал уже раздавался «в народ» и разным руководителям. Такая небрежность не красит инициаторов.
Взявшись за дело по написанию Боевого пути 70-й стрелковой дивизии, мне хотелось написать его так, чтобы интересно было читать или, по крайней мере, использовать систематизированный материал для подготовки учителем или школьником увлекательной экскурсии. Мне как историку и педагогу по-везло. Дивизия прошла долгий и трудный путь, приняв участие в ключевых событиях войны. Для моей узкой методической задачи не менее, а, возможно, большее значение имело то обстоятельство, что фронтовики-однополчане на-писали и опубликовали о своей дивизии несколько книг, богатых фактическим материалом. Это кардинально облегчило мне работу: не пришлось обращаться в архивы или к научным монографиям, материала было достаточно.
Работая над Боевым путём 70-й стрелковой дивизии, я пришёл к нескольким методическим выводам, которые могут полезны для аналогичной работы по составлению боевого пути другого воинского подразделения в музейно-педагогических целях.
1. Реконструкция исторического ландшафта, обозначение среды, обстановки эпохи и места. Этого можно добиться, например, с помощью фотографий, ссылок на фрагменты классических художественных фильмов или использования описаний из классической художественной литературы. Но без «перебора», не увлекаясь, помня, что главный объект изучения – боевой путь части. Боевой путь части обычно имеет достаточную протяжённость по времени и географическому пространству. Фотографии мест можно найти в Сети. Использование классики: а) придаёт повествованию достоверность: б) повышает авторитет, значимость (именно тем, что боевой путь мало кому известных дивизии, полка или батальона оказывается связанным со «всем известной» «классикой. Я не считаю такой приём «надуванием» образа – это именно рассмотрение фактов и событий не изолированно, не самих по себе, а в историко-культурном контексте, что является высшим уровнем достоверности.
2. Отбор для изложения самых ярких фактов и событий. Дело в том, что никакой писатель или режиссёр лучше жизни, истории (которая тоже жизнь, только прошедшая) или, тем более, войны не придумает. Автору нет необходимости придумывать, есть необходимость – вглядываться, вдумываться. Не поддаться лёгкому искушению фантазии, быть подлинным исследователем парадоксов жизни, истории, войны.
3. Рассказать о великих или известных людях, чья судьба была прямо или косвенно связана с историей воинской части. Если их участие было непосредственным, это естественно. Если опосредованно, то это, если хотите, тоже расширяет, обогащает картину исторического ландшафта.
4. Свяжите боевой путь с важнейшими битвами и крупными стратегическими операциями Великой Отечественной войны. Это логично, поскольку дивизия (полк, батальон) воевали не сами по себе. Но с педагогической точки зрения важно ещё то, что благодаря этому лучше понимается реальный масштаб локальных, с формальной точки зрения (т.е. «из своего окопа»), событий
Описание Боевого пути 70-й дивизии «потянуло», как минимум, на брошюру. Логично было бы её опубликовать в бумажном варианте хотя бы символическим тиражом. Но мои обращения во все (!) «заинтересованные» организации, которые по своим уставным задачам «отвечают за патриотическое воспитание», ничем (!) не увенчались. Отсюда вытекает поучительный методический вывод.
5. Будьте сами твёрдо убеждены в том, что ваша работа, проект нужны. То, что вы делаете, лично вам, скорее всего, с материальной точки зрения не нужно, отрывает силы, занимает время. Но это нужно белобрысым или чернявым головастикам, сидящим за школьной партой. Сегодня дети – завтра страна, как сказал классик. Им знать – необходимо.
Мы являемся свидетелями того, как в «цивилизованном» мире активно «затирается» память о войне. Причины этого понятны. Европейские «цивилизаторы», ломающие памятники нашим воинам, уже не отводят глаз и нагло спрашивают: «А кто вы такие?». 
«Мы об этом сказали на войне». Слова главного героя романа «Волоколамское шоссе». Их произнёс командир полка Баурджан Момыш-Улы. Если бы я на месте «цивилизаторов» эти слова услышал, я бы дрогнул. Они звучат как лаконичное и грозное предупреждение.
Уважаемые учителя, написать на основе материалов школьного музея роман уровня А. Бека… А, вы знаете, думаю, что, в принципе, можно. Почему нет? Кто-то может поставить перед собой такую творческую задачу, ведь большой писатель сначала бывает весьма далёк от своих романов.

P.S. Проблема официальной публикации брошюры о Боевом пути 70-й стрелковой дивизии в бумажном виде пока остаётся. Что касается электронного варианта (который одновременно является макетом), то он готов. Ознакомиться с ним можно на нашем портале. Нажмите курсором на имя автора статьи (Сергей Пимчев) и на визитной карточке найдите раздел «Файлы». Среди файлов будет книга под названием «Боевой путь 70-й дивизии»» (латиницей). Распространяется бесплатно. Но бумажный вариант всё-таки лучше иметь.
 

Похожие статьи:

НовостиЕсли музей живёт, то...

НовостиС Днём Победы советского народа!

Не стать манкуртамиРубен Заргарян. Не отдадим Победу!

НовостиМузей-дом Александра Снегурова

НовостиЛишний билетик в китайское кино

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.