Прошла информация о том, что глобальные корпорации утвердили ориентировку: не принимать на работу выпускников Оксфорда и Кембриджа. Разочарованы. А ведь это — сенсация! Всегда считалось, что попадание в эти университеты — это путёвка в высшее общество. Хотя и сами по себе эти университеты — сливки мировой элиты. Были. Корпорации не могут рисковать, как говорится: "Боливар не выдержит двоих". Под "Боливаром" можно иметь в виду мировую экономику и политику. Качество выпускников, которых сегодня все видят по телевизору, не устраивает. Это, как писали в советских газетах", "их нравы". А что у нас?
А у нас? У нас… у нас… у нас свои приключения. Например, в отношении педагогического образования имелось твёрдое политическое намерение его разрушить. Ещё несколько лет назад руководство Московского педагогического государственного университета ("Ленинского педагогического") поставило перед собой цель заменить сложившуюся на протяжении полутора веков научно-педагогическую школу так называемой моделью Liberal Arts. Если общипать словесные перья с заманчивого названия, то суть сведётся к следующему: а) сокращённые (для университета) сроки обучения; б) обучение отвлечённым вещам, т.е. ничему. Привести детей к выпускникам такого педагогического университета — опасно. В ряде российских университетов данная заморская диковинка внедряется. Благодаря Провидению (а также какому-то покровителю, полагаю, из… могу только догадываться), как говорил герой популярного фильма, "экскримент" был остановлен на взлёте, руководство вуза сменено. Сегодня "Ленинский педагогический" развивается на основе лучших традиций отечественной высшей школы. Но как писали большими буквами на плакатах в воинских частях: "Быть начеку, в постоянной готовности к защите завоеваний социализма!". Об Армии я вспомнил не случайно. Потому что именно об Армии вспомнила наша, с позволения сказать, "элита", когда её мировые мечты стали таять как утренний туман. Но Армия не может быть сильной без… (список составьте самостоятельно).
Такова политика. Именно о политике я вспомнил, когда Павел Васильев, известный спортивный журналист, выпускник исторического факультета МГПИ им. В.И. Ленина (так назывался МПГУ в советский период), обратил моё внимание на записки своего сокурсника Алексея Карпова, тоже известного человека, но историка, сотрудника знаменитой "Молодой гвардии". В своих записках Алексей Карпов вспоминает студенческие годы на истфаке и благодаря этому попадает в целую канву русской литературы о студенчестве, например, очерки Владимира Гиляровского ""Москва и москвичи" или того же Павла Васильева о советском студенчестве («Дистанция», «Бюстик Сталина», «12 прогулок по Москве» ). Но лично мне записки автора интересны тем, что я тоже учился на истфаке МГПИ и все герои его повести мне знакомы, включая самого автора. Однако смотрю я на его очерки с другой точки зрения.
Меня интересует модель педагогического образования (и обучения, и воспитания), благодаря которой "вышли в люди" студенты истфака МГПИ. Причём здесь импортные Liberal Arts? Нам даже не нужно "импортозамещение" в системе образования — бережно сохранить своё как главное конкурентное преимущество, доказанное практикой биографий выпускников! Иначе нам грозит судьба Оксбриджа (так называют вместе Оксфорд и Кембридж как кузнецу британской — читай: мировой — элиты).
Без лишней скромности я мог бы расширить список автора, который, впрочем, ставил перед собой другую творческую задачу.
Выпускникам истфака, а также нынешним студентам будут интересны "Записки нерадивого редактора" в целом. Что же касается атмосферы истфака на пике СССР (70-80-е годы ХХ в.) как части образовательной системы педагогического института первого ранга, а также описания её некоторых характерных черт (например, характеристика педагогических кадров, видов деятельности студентов и проч.), то познавательны будут срединные части (чч. 2-3):
https://zen.yandex.ru/id/61d481f830993402ed27e412
Похожие статьи:
Cui prodest? Педагогическая политология → Татьянин день
Новости → Письмо Президенту В.В. Путину
Новости → Вперёд - к наукам!
Новости → Господа студенты, собирайтесь в дорогу
Cui prodest? Педагогическая политология → До войны и после