Разделы статей

Татьянин день

26 января 2023 - Сергей Пимчев
Татьянин день
Меньше всего мне хотелось, чтобы книга (воспоминаний студентов истфака МГПИ им. Ленина 80-х годов "Пироговские мемории", 2023 г.) попала в разряд мемуаров, а стала источником для педагогического анализа. С одной стороны. С другой стороны, показалось интересным продолжить тему, поделиться некоторыми профессиональными уроками, полученными после МГПИ – в связи с педагогическими занятиями. Всего получилось семь уроков.
На нашей встрече мы наблюдаем наглядно педагогический метод. А именно метод оценки отдалённых образовательных результатов – в данном случае, МГПИ им. Ленина периода 80-х годов на примере биографий выпускников. Но известный принцип гласит: после этого не значит вследствие этого.
На успешность человека в жизни, его востребованность, полноту самореализации оказывает влияние не только образовательная система – школы или университета. В течение жизни действует множество факторов. И всё же влияние образования на жизненный путь человека априори не оспаривается. Вопрос состоит в том, как в огромном массиве внешних факторов выделить именно роль образовательной системы в связи с ними и как построить образовательную систему, продуктивную именно в глубинных интересах человека, живущего в сложном обществе. Ключевое слово: широкая общественная связь, по словам Пирогова, «вопросы жизни» – отправная точка педагогического анализа. Это первый урок.
Я это произнёс и сразу поймал себя на мысли, что такое отношение к образованию именно оспаривается. Представление «некоторых» о волшебной цифровой среде как тотальном средстве обучения ставит нас перед проблемой смысла образования. Очевидное для нас – не имеет значения для «некоторых», и мы включаемся не столько в научные дискуссии, сколько в идейно-политическую борьбу за человека, а именно за то, кем он будет: «тварью дрожащей» или «право иметь»? Это второй урок.
Автором метода оценки отдалённых образовательных результатов является Владимир Никифорович Шамардин, учёный, педагог из г. Калининград (бывший Кёнигсберг). Время: 80-е годы. Его поколение восстановило город после войны, благодаря труду таких людей регион приобрёл русский дух и является сегодня привлекательным для жизни и туризма, а их гражданский подвиг позволил, возможно, сохранить Калининград в составе России в 90-е. Недавно мне сообщили из Комитета по образованию г. Калининграда, что педагогические коллективы ряда школ города продолжают научную, методическую работу по отдельным аспектам метода Шамардина. Из сказанного следуют два мировоззренческих урока.
Во-первых, отношения между системой образования и политикой. Если человек не связывает личную судьбу с Родиной, то исследовать отдалённые образовательные результаты не имеет смысла. Если общество находится во внешней зависимости – тоже нет смысла. В свободном обществе целью выступает перспектива человека. Пушкин об Александре I: «Он взял Париж, он основал Лицей». Политическая и гуманитарная победа равноценны. Наша система образования абсолютно ориентируется на рынок.
Во-вторых, источник новой педагогической идеи. Новая педагогическая идея рождается во время «землетрясения» – времени социальных переломов, когда глубинные общественные пласты выходят наружу. Что требуется от автора? Субъективными условиями, на мой взгляд, являются: переживание общественных событий, способность к анализу, творчество.
Следующий урок. Что закладывать в образовательный процесс, чтобы ориентироваться на отдалённые результаты? Короткий пример. Шукшин: воспоминания из деревенского военного детства о корове по прозвищу Райка, которая была единственной кормилицей. К весне не хватало сена, и корову выпускали на улицу с надеждой, что она сама найдёт случайный клочок. Однажды корова вернулась домой с вилами в боку.
Детское впечатление стало настолько глубоким, что Шукшин вывел из него художественный образ, который повторил в «Калине красной».
Педагог может специально изучать жизнь в поисках архетипических событий и образов, целенаправленно моделировать в образовательном процессе.
Шестое. О стратегических ошибках образовательной системы. «Если ты встал на ложный путь, каждый шаг уводит тебя от цели», – говорил Толстой. Неприемлемые потери: жизненных сил, времени жизни – важнейших ресурсов личности. Их нельзя у человека отнять, как землю, нефть или газ, но можно сделать так, чтобы он растрачивал их впустую. Можно внедрить модель образования, в центре которой – бессмысленная гонка между героем Ахиллесом и черепахой. Периферийная модель – вместо лидерской, локальная или фрагментарная – вместо всеобщей и обеспечивать, т.н. «успех» – «гонка героя». Когда человек спустя годы натыкается, как шукшинская корова, на вилы, вернуться в исходную точку бывает поздно.
Седьмой урок. Противник своими действиями подсказывает направление главных ответных педагогических «ударов». Один пример: лишить нас технологического суверенитета и тем более первенства. Педагогическим зеркальным ответом является научно-техническое творчество школьников и молодёжи. Уже довольно долго у нас культивируются профильное обучение и детские технопарки, однако, к сожалению, самая громкая новость из этой сферы связана с коррупцией. В детстве у меня был приятель, с которым отец сделал мини-мотоцикл. Его фотография в шлеме на мотоцикле была опубликована на обложке популярного журнала «Техника – молодёжи». Детских технопарков, инкубаторов, кванториумов не было – а изделия были. Благодаря комплексной системе педагогических методов и форм в сфере отношений «человек – техника»: авиа- и судомоделированию, роботам, детским железным дорогам и флотилиям, увлекательным журналам – реальной творческой среде.
Достоевский устами Ивана Карамазова: «… все современные аксиомы русских мальчиков, все сплошь выведенные из европейских гипотез; потому что, что там гипотеза, то у русских мальчиков тотчас же аксиома, и не только мальчиков, но пожалуй, и у иных профессоров…». Уход от западных стандартов – это путь к научному и образовательному суверенитету на деле. Китай, кстати, в 10 раз увеличил финансирование науки, и без того не малое. Перешагнул черепаху. Для творческих педагогов и руководителей равносильно отмене крепостного права. Золотой кадровый педагогический потенциал в России пока есть. Что делать для его активизации? Не мой вопрос по рангу.
В заключение предлагаю провести на досуге самостоятельный педагогический анализ, например, следующих проектов:
1) телевизионного проекта «Классная тема»;
2) переход с 1 февраля московских школ на т.н. гибкий учебный план для старшеклассников с целью прямой подготовки к ЕГЭ;
3) и главное: на днях мне попался в Сети ролик, в котором психолог (по самоназванию) убеждал аудиторию, что молодое поколение не обязано родителям. Такое навязывается одним влиятельным «курляндцем».
Сегодня – красивый Татьянин день, поэтому:

Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus!

Vivat Academia!
Vivant professores!

Похожие статьи:

НовостиЗавтрак особого назначения

Золотая библиотекаКогда не было университетов...

НовостиАмериканские "горки"

Cui prodest? Педагогическая политологияКто не устроился, я не виноват!

Прогностика. Образование для будущегоЧеловек и технология. Взгляд из Kantiana

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.