Рубен Заргарян
кандидат исторических наук,
специально для сайта bs-kavkaz.org
Турция ставит под сомнение суверенитет Греции
В конце декабря 2015 года Турция заявила о военных учениях в северной, центральной и южной частях Эгейского моря и в связи с этим ограничениях (фактическом закрытии) для аэронавигации на весь 2016 год воздушного пространства трех морских районов Греции, включающих греческие территориальные воды и входящие в состав Греции территории – полуостров Агион-Орос на Халкидиках со Святым Афоном, острова Лемнос, Скирос, Патмос, Тинос, Миконос и другие. В ответ греческая гражданская авиация издала три уведомления для пилотов NOTAM (Notice to airmen), которыми аннулировала как незаконные три турецких NOTAM о закрытии на год трех районов Эгейского моря. В уведомлении греческой стороны указывается, что только греческие власти являются компетентными выдавать уведомления, касающиеся района полетной информации Афин (FIR Athens). В документах отмечается, что «координаты, данные Анкарой, перекрывают районы национального суверенитета Греции» и затрагивают международные авиационные коридоры R19 и L995, а также внутреннего авиасообщения (1).
Данные турецкие военные учения – это очередная агрессивная попытка поставить под сомнение суверенитет Греции на эти территории и продемонстрировать международному сообществу, что Турция не признает существующие морские границы в восточном Средиземноморье. Весьма характерно, что эти районы включают нефтяные месторождения на севере Эгейского моря, а остров Скирос с передовой базой истребителей является центральным столпом в греческой противовоздушной обороне в Эгейском море, где также размещены зенитные комплексы Patriot PAC-3 и ракеты MM-40 Exocet (2). Предыдущая подобная попытка имела место в 2012 году. Министр иностранных дел Греции Ставрос Димас 16 февраля 2012 года после встречи с генеральным секретарем НАТО Андерсом Фог Расмуссеном сделал заявление, в котором подчеркнул, что Турция нарушает свои обязательства перед Грецией в рамках НАТО, а членство Греции в альянсе не решает проблемы между Афинами и Анкарой. С.Димас отметил: «Нельзя игнорировать большие вызовы, с которыми сталкивается Греция на национальном уровне, и на которые, к сожалению, наше членство в альянсе не дало ответа». Глава МИД Греции С.Димас указал на деструктивную политику Турции относительно размежевания в Эгейском море. «Вчера были новые угрозы (Турции) в отношении Кипра. Снова были полеты военных самолетов (над греческими островами), высказывались сомнения в суверенных правах Греции. Это не поведение союзника. Это поведение, которое следует прекратить» (3).
В декабре 2013 года премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган объявил, что Турции принадлежат Западная Фракия (часть Греции), Македония, Босния и Герцоговина, спровоцировав тем самым международный дипломатический скандал (4).
16 декабря 2015 года министр национальной обороны Греции Панайотис Камменос на совместном брифинге с министром обороны Армении Сейраном Оганяном в Ереване отметил, что Анкара периодически провоцирует Афины, нарушая воздушные и морские границы Греции, и содействует «Исламскому государству» (5).
Начиная с 1996 года происходят систематические воздушные столкновения между ВВС двух стран, которые привели к гибели двух лётчиков с обеих сторон. По некоторым данным в 1996 году турецкая сторона сбила греческий вертолет у острова Имея (официальная версия — крушение), когда погибли трое греческих военнослужащих. В 2012 году звено F-16 ВВС Турции атаковало звено греческих самолетов, но обошлось без потерь.
7 января Турция впервые нарушила воздушные границы Греции в 2016 году — четыре турецких истребителя трижды вторглись в воздушное пространство Эллады над северной частью Эгейского моря. Согласно данным Фессалийского университета, только в 2014 году греческими министерством обороны зафиксировано 2244 вторжения турецких самолетов и вертолетов в воздушное пространство страны. В 2015 году ВВС Турции нарушили границы Греции не менее 1300 раз, включая, как минимум, 31 пролет непосредственно над территорией греческих островов (6).
Антагонистические противоречия определяют греко-турецкие взаимоотношения в вопросах территориальных вод Эгейского моря, континентального шельфа, воздушного пространства, национальных меньшинств, кипрской проблемы, островов Имрос и Тенедос. Все эти противоречия усугубляются неоднократным провоцированием Турцией войны с Грецией. За последние годы Турция и Греция семь раз (в 1974, 1976, 1987, 1993, 1994, 1996, 1997 годах) оказывались на пороге войны друг с другом.
Проблема континентального шельфа затрагивает прежде всего экономические интересы двух стран. Геологоразведочные исследования в Эгейском море в 1973 году выявили наличие там значительных запасов полезных ископаемых, прежде всего нефти. Захват этой нефти Турцией позволил бы ей отказаться от ее импорта. При этом руководство Турции абсолютно не беспокоит наличие государственного суверенитета Греции на континентальный шельф Эгейского моря. Следует напомнить, что территориальное разграничение между Турцией и Грецией в Эгейском море определено Лондонским и Афинским договорами 1913 года, Севрским договором 1920 года, мирным договором с Италией 1947 года, в соответствии с которыми острова Эгейского моря, за исключением нескольких островов, расположенных в прибрежной к Турции трехмильной зоне, являются греческими. Тем не менее, Турция требует разделить морской шельф по середине, без учета 500 греческих островов. Фактически Турция претендует на половину национальной территории Греции в Эгейском море. Согласно опросу общественного мнения, 45% греков считают, что цель Турции добиться полного контроля в Эгейском море путем захвата греческих островов.
Другое греко-турецкое противоречие касается территориальных вод. Как известно, в Конвенции по морскому праву 1982 года введена в международную практику 12-мильная зона территориальных вод. Греция полностью придерживается этой конвенции. Тем не менее, Турция неоднократно выступала с угрозами, что будет рассматривать расширение греческих территориальных вод до 12 миль как повод к войне. 9 июня 1995 года турецкий парламент официально объявил, что подобное действие Греции будет составлять «казус белли».
Не менее острой проблемой является — воздушное пространство в Эгейском море. Контроль за полетами гражданских самолетов был возложен на Грецию в соответствии с решением Парижской региональной конференции ИКАО 1952 года. На конференции было определено, что район ответственности диспетчерских служб Афин включает в себя воздушное пространство Эгейского моря вплоть до территориальных вод Турции, то есть, греческие территориальные воды, а также международные. После безнаказанной турецкой интервенции на Кипр в 1974 году Турция стала претендовать на контроль над значительной территорией воздушного пространства Эгейского моря. Такую скрытую турецкую экспансию Греция считает неприемлемой, так как воздушное сообщение между континентальной Грецией и ее островами было бы поставлено перед необходимостью предварительного уведомления и в конечном итоге одобрения полетов самолетов турецкими властями. Греко-турецкие противоречия касаются и зон оперативного контроля за полетами ВВС НАТО в воздушном пространстве Эгейского моря.
Турция пытается спровоцировать проблему Додеканезских островов. По решению Лозанской мирной конференции 1923 года, Турция отказалась от Додеканезских островов в пользу Италии. После второй мировой войны, на основании Парижского мирного договора 1947 года, Додеканезские острова были возвращены Греции. Турецкая дипломатия фактически не признает Парижский мирный договор, обосновывая это тем, что Турция не принимала участия в разработке договора. Турция в 1955 году выступила с территориальными претензиями к Греции в отношении этих островов. В 1955 году министр иностранных дел Турции Ф. Зорлу на лондонской конференции по Кипру заявил: «Острова жизненно важны для Турции. Основой этого являются соображения военной безопасности, а также то обстоятельство, что они составляют неотъемлемую часть турецкого материка». При подобной турецкой «логике» можно претендовать в целях «военной безопасности» на все острова на планете и считать любую территорию «продолжением» Турции.
Турция в последнее время наращивает военные силы и десантные средства турецкой 4-ой полевой «эгейской армии» со штабом в Измире (более 160 тысяч человек и 120 десантных судов) в непосредственной близости от греческих островов.
Отдельной проблемой является геноцид в Турции в отношении греческого населения. В течение трех тысяч лет на территории Малой Азии проживали греки. В 1913-1923 годах в Турции из греческого населения составлявшего около трех миллионов человек были убиты 950 тысяч греков во Фракии, Малой Азии и на Эгейских островах. Около 700 тысяч из них были истреблены армией кемалистов в 1919-23 годах. Уничтожение греческого населения, также как и других народов, в Турции было возведено в ранг государственной политики.
В 1955 году произошли массовые погромы греков в Константинополе (Стамбуле). По данным турецкой статистики, 6 и 7 сентября 1955 года были уничтожены 1004 греческих дома, 26 школ, 4348 магазинов, 27 аптек, 21 предприятие. Толпа ограбила и разрушила 73 церкви, две из которых представляли собой памятники архитектуры 13 века. Редакции и типографии греческих газет были разгромлены. Были осквернены два греческих кладбища. Аналогичные погромы прошли в ряде других городов, в том числе в Анкаре и Измире. В середине 1960-х годов была принята программа «окончательной ликвидации эллинизма в Турции». В результате турецкой политики геноцида, погромов, депортации в Турции греческая община за 70 лет сократилась с 3 млн. до 50 тыс. человек. В Турции периодически раздаются провокационные призывы превратить храм Святой Софии в Константинополе в мечеть.
Греция аргументировано обвиняет Турцию в политике этнических чисток на островах Имрос и Тенедос. Эти острова были аннексированы Турцией в 1923 году вместе с исконными греческими владениями Восточной Фракией, греческой Западной Малой Азией: Ионией (район Смирны), Эолидой, Троадой, Мизиеей, Вифинией. Сейчас идет активное вытеснение греков с островов Имрос и Тенедос. Как пишут греческие газеты, именно здесь Турция десятилетия осуществляла то, что потом стало известно как этнические чистки. В 1960-ые годы на островах прошла туркизация системы школьного образования. Турецкие колонисты из Анатолии захватили 90 % принадлежавшей грекам земли. В результате турецкой политики, греческая община островов сократилась в десять раз.
Одновременно турецкое руководство, по модели ранее апробированной в отношении Боснии, Болгарии, искусственно раздувает проблему 90 тысяч помаков греческой Фракии. Помаки — это принявшие ислам греки. Тем не менее, Турция пытается навязать антинаучную точку зрения об их якобы турецком происхождении. Тем самым закладывается еще одна территориальная претензия Турции к Греции. Согласно опросу общественного мнения в Греции, 64 % греков убеждены, что цель Турции – захват греческой Фракии.
11 января 2016 года Фрагулис Фрагос (в 2009 по 2011 год начальник Генерального штаба вооруженных сил Греции, а в 2012 году исполняющий обязанности министра обороны Греческой республики) констатировал, что Турки хотят изменить границы в Эгейском море и вернуть под власть Анкары части северной Греции вплоть до Салоник, Кипра, провести передел морских границ в Эгейском море (7).
В последнее время в ряде турецких СМИ раздаются призывы добиваться территориальных уступок от Афин ввиду экономического кризиса в Греции. Типичная карта территориальных претензий Турции была опубликована в газете «Milliyet» от 23 марта 2013 года, на которой греческие земли Западной Фракии, Восточной Македонии с полуостровом Халкидики, значительная часть греческих островов в Эгейском море, Кипр, а также часть Болгарии, Сирии, Ирака, Грузии, Азербайджана и Ирана присоединены к Турции (8).
Ранее провозглашенная правительством Турции политика «ноль проблем с соседями» уже давно трансформировалась в политику «ноль соседей без проблем». Агрессивная политика Турции характеризуется следующими факторами: террористической атакой на российский самолет СУ-24 24 ноября 2015 года; разработкой правящими элитами Турции планов расчленения России; фактическим участием Турции в террористической войне против России на Северном Кавказе и других регионах России; турецкой оккупацией северного Кипра; турецким экспансионизмом в отношении Грузии в Аджарии, Квемо-Картли, Джавахке; дискриминацией курдов, алевитов, греков, армян в современной Турции; непризнанием Турцией геноцида в отношении армян в 1915-1923 годах; блокадой Турцией Республики Армения; искусственным разжиганием проблемы «этнических турок» в Болгарии; противоправной оккупацией Западной (Турецкой) Армении; территориальными претензиями и провоцированием Турцией войны с Грецией; фактическим участием Турции в войне против Республики Сербская в Боснии и Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах); затягиванием Турцией признания независимости Нагорно-Карабахской Республики (Республики Арцах), как того императивно требует международное право; разжиганием турецко-иранских и турецко-арабских противоречий; террористической интервенцией вместе с террористической организацией «Исламское Государство» против Сирии и Ирака. Таким образом, конфронтационная политика Турции в отношении Греции полностью вписывается в русло турецкой региональной экспансии и требует создание системы коллективной безопасности стран региона.
Источники
1.http://ria.ru/world/20151227/1349968320.html
2.http://www.defencenet.gr//portal/20151227
3.http://www.newsarmenia.ru/politics/20120216/42613852.html
4.http://www.nr2.ru/policy/476659.html
5.http://regnum.ru/news/polit/2037894.html
6.http://www.rg.ru/2016/01/11/fragos-site.html
7.http://www.rg.ru/printable/2016/01/11/fragos-site.html
8.http://gundem.milliyet.com.tr/genisleme-mi-dayanisma-mi- /gundem/gundemdetay/23.03.2013/ 1683917/default.htm
http://bs-kavkaz.org/2016/01/турция-ставит-под-сомнение-суверенитет
Похожие статьи:
Новости → Зачем Турции берег нетурецкий?
Новости → За гранью
Пикейные жилеты считают → Яков Кедми о Турции военной за 12 минут
Cui prodest? Педагогическая политология → Рубен Заргарян. Камни турецкого берега
В царской ложе → Рубен Заргарян. Солнце восходит на Востоке