ГлавнаяСтатьиCui prodest? Педагогическая политологияПедагогическая деятельность как «мягкая сила» национальной безопасности
Разделы статей

Педагогическая деятельность как «мягкая сила» национальной безопасности

17 мая 2016 - Сергей Пимчев
Педагогическая деятельность как «мягкая сила» национальной безопасности
 «Мягкая сила» (в данном тексте далее: МС). О чём идёт речь? Российские политики и политологи активно заговорили о МС в публичном пространстве сравнительно недавно, месяца 3-4 назад. Ведущий на ТВЦ Р. Бабаян даже посвятил этой теме целую передачу. 27 февраля 2016 г. на заседании Академии военных наук начальник Генштаба ВС РФ В. Герасимов, делая доклад о гиб-ридном характере современной войны, назвал МС в числе её форм [1.1]. Таким образом, можно сделать вывод, что понятие МС выходит за стены кабинетов аналитиков и экспертов и становится признанным инструментом публичной политики и управления социально-политическими процессами. При этом я бы отметил, что если доклад по теме делает высокопоставленный военный, это не означает именно военную направленность понятия МС. Суть же понятия заключается в следующем:
— создание привлекательного образа страны (явления, процесса, вида деятельности и т.п.) и привлечение симпатии людей;
— использование благоприятного отношения людей для достижения собственной политической цели (совсем не обязательно в узких интересах субъекта, хотя смысловой контекст разгово-ров о МС и связан с её служебным использованием для циничного приобретения политического превосходства и влияния);
— основная сфера применения МС – внешняя политика государства, корпораций, социальных и политических групп;
— базовые отрасли, возможности которых используются для применения МС, – сферы культуры и образования, а также Интернет и глобальные средства массовой информации (телевидение, радио, пресса – границы между которыми стираются), книги.
Внутри названных исходных тезисов для достижения конкретной цели могут иметь место самые различные комбинации, пропорции, формы и психологические механизмы. Факторы МС, действующие внутри страны, могут иметь внешний источник и ресурс.
Актуальные примеры. Общественное мнение. Например, приём, или даже политика, кото-рую можно назвать «культурный шок». Почему-то многие забыли или не обратили внимания на факт, который лично на меня произвёл серьёзное впечатление: проведение т.н. «шоковой терапии» правительством Гайдара, начиная с конца 1991 г., сопровождалось в электронных СМИ, например, на радио (включая «Маяк» и другие первые «кнопки», FM диапазон только начинался) – полным изгнанием песен на русском языке, даже российской попсы, абсолютным доминированием тяжёлого рока на английском языке. Длилось это на протяжении нескольких лет. Лишь постепенно, точечно стали пробиваться песни на русском языке (опять же попсовые), медленно отвоёвывая нишу в информационном пространстве. Известный «Московский комсомолец» взял на себя роль лидера «сексуальной революции» в России, массированное использования скандалов для уничтожения самого понятия «общественной нормы». Известно, что в то время в российских правительственных ведомствах работали сотни американских советников и консультантов. Какой-то общий план действий как документ вряд ли найти, но вывод можно сделать, основываясь на наблюдении и анализе. Это было использование МС для разрушения общественных и государственных устоев как элемента того, что позже было названо «цветными революциями». Режиссёры нынешних «цветных революций» особенно не скрывают своего авторства, а модель такой революции хорошо проглядывается в общественно-политическом процессе конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого века.
Как показывает наблюдение над современным общественно-политическим процессом, принципиального know-how пока нет. Например, общественная активность т.н. «несистемной оппозиции» не отличается большой оригинальностью в организации уличных акций. В частности, это показал марш в память Б. Немцова 27 февраля 2016 г. Вместо поминального действия годовщина гибели известного политика (как момент привлечения общественного внимания) была использована для вброса идей и будирования алармистских настроений, а также накала градуса противостояния с действующей официальной властью:
— «все ждут – что-то должно произойти» (слова одного из организаторов марша);
— главный лозунг – «Свобода!»;
— «власть отрезала себе пути легального ухода»;
— из новых тем – их смысл сформулирую так: «Россия – це Европа». Возможно, именно это мы скоро и услышим, тем более, что на мероприятии развевались украинские государственные флаги.
И – ничего удивительного (!) – день начался с визита американского посла в России на Большой Москворецкий мост.
Я делаю анализ и даю оценку не гражданской акции, которая происходит в правовом поле и участники которой имеют политическое право на выражение собственного отношения к тому, что происходит в стране. В значительной степени их требования, тревоги справедливы и должны быть услышаны и учтены, особенно в период выборов в Государственную Думу. Это — нормальный политический процесс. Однако, организаторы прибегают к МС, используя внешне привлекательные лозунги, только используют их как наживку для массы, преследуют, очевидно, иные цели, потому что их политические биографии хорошо известны.
Как хорошо известны результаты применения МС по аналогичной модели в нашей стране четверть века назад или в современной Украине.
Актуальные примеры. Культура. Наиболее известны такие приёмы использования МС в сфере культуры для изменения мнения людей.
1)    Интервью с деятелями культуры (артистами, писателями, музыкантами и т.п.), чьи лица или имена хорошо узнаваемы. Они действительно внесли общепризнанный вклад в культурное развитие или стали участником пошленького телевизионного шоу – как элемент МС они равноценны. Узнаваемость даёт эффект «общепризнанности», «очевидной истинности для всех» того, что произносит «звезда».
2)    Прививка моделей поведения и человеческих отношений через рекламу и сериалы. С реальной точки зрения они имеют абсурдное содержание, однако влияют на внутренний мир детей и подростков. В этой же группе – компьютерные игры, «популярное» книжное «чтиво». Системного противостояния такому «информационному потоку» нет. Это является серьёзной педагогической проблемой, с которой не справляется корпус педагогов и школа. Но об этом скажу ниже.
3)     Выбор ключевых для национального самосознания событий и деятелей российской истории (на которых люди воспитывались) и их откровенная фальсификация и очернение, вплоть до циничной лжи. Все исторические периоды также равноценны для МС: от древней Руси до современности. Оборотный метод: оправдание негативных явлений и процессов (например, монго-ло-татарского ига). Ещё приём: надумывание проблемы, которой не было или которая не имела на самом деле такого масштаба, который ей придаётся авторами МС (например, отрицание Куликов-ской битвы, значения Невской битвы, подвига крейсера «Варяг»). Ожидаемый результат: смеще-ние ценностной системы координат, сложившихся представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо. Особенно оказывается влияние на неустойчивое сознание молодого поколения. При этом это подаётся под соусом «новая концепция истории» или как бизнес-проект (например, книги Носовского-Фоменко), однако такие знания не проходят сита академической исторической критики и бизнес-проектом в чистом виде вряд ли являются.
Основной объект атаки – народные представления о Великой Отечественной войне: цель – их деформация посредством самых бесстыдных фальсификаций (подвигов Зои Космодемьянской, 28 панфиловцев, героизация генерала Власова и др.).
Борьба за умы людей ведётся постоянно, хотя и не всегда может быть явной. Со всей очевидностью с этим сталкиваешься, когда вдруг в случайном обществе возникает дискуссия, в ходе которой звучат знакомые уже «подходы». Правда, к настоящему моменту ситуация существенно изменилась благодаря тому, что многие деятели культуры переосмыслили своё прежнее отношение, а также тому, что, например, к федеральному телеэфиру допущены обществоведы-специалисты, телеведущие, создатели авторских программ, которые успешно полемизируют с фальсификаторами, представляют достоверное знание, делают это в яркой и увлекательной форме, интересно. Высокую оценку в педагогической среде имеет, например, телеканал «Культура».
На поле культуры сложно выступать с «одной правильной точкой зрения» — всегда можно услышать в ответ, что «художник имеет право на свой взгляд». Не в этом дело. В каждом конкретном случае необходимо анализировать, что появляется спонтанно, как модное явление, в ходе естественного развития общества, а что – под той же маркой – внедряется и подсовывается. И нейтральным педагог остаться не может, хотя бы потому, что дети подходят к нему и спрашивают, а то и спорят с ним. Во всяком случае, безвкусице и пошлости в образовательной среде школы быть не должно.
Именно об образовании, о школах и педагогах хотелось бы говорить дальше. Школа и учитель находятся в гуще общественных процессов, они должны иметь достаточный уровень общей культуры и кругозора, чтобы самостоятельно осмысливать и педагогически интерпретировать яв-ления жизни. И в «покое» их не оставят никогда.
Более того, ослабление «педагогических фильтров» в 90-е годы прошлого века под лозунгами свободы позволяло ряду идейных течений и якобы научных концепций проникать в школы. Причём по характеру их деятельности было видно, что они как бы уже стояли на «старте» и ждали только «отмашки», и, кроме того, характер продвижения в школьную среду выглядел очень расчётливым: через высших чиновников, используя внутреннюю чиновничью дисциплину, жёстко игнорируя общественные протесты. Интерес к сфере образования понятен: в школе закладываются модели поведения практически на всю жизнь человека, благодаря чему можно вербовать адептов и будущих клиентов. Даже сфера культуры, телевидение и Интернет не сравнятся с той глубиной влияния на человека, которые могут оказать педагог и школа.
Актуальные вопросы. Образование. Школа. Учитель. Так продвигались идея «Великого Турана» (аналитическую статью об этом написала известный педагогический журналист В.Н. Молодцова в «Учительской газете»), концепция полного сексуального просвещения, сектантские учения. Сейчас – дискуссии вокруг ювенальной юстиции, позволяющей посторонним, по сути, людям вмешиваться в дела семьи. В школах Германии увольняют учителей за отказ «толерантно» относиться к однополым бракам: эти настроения, похоже, проходят зондирование и у нас. Всё это ложится психологическим грузом на педагогов. Появляется педагогическое «народное творчество» (мне показывали стихотворение), передающееся из рук в руки, где с горьким юмором об этом говорится.
Скандальную известность получила деятельность в образовании Сороса и созданного им специального Фонда. Огромными тиражами печатались учебники, преимущественно по гуманитарным дисциплинам и вопросам, и бесплатно раздавались учителям. О степени влияния скажет такой факт: министр образования в 90-е годы после отставки возглавил российское отделение Фонда Сороса. Проводился конкурс среди учителей, победители получали звание «Соросовский учитель», которых было немало и которые этим гордились.
В школах отмечали Хеллоуин (попадалась информация, что где-то и сейчас это есть), День св. Валентина (зачем?). Там, где я это видел, это не встречало, к сожалению, со стороны педагогов никакого возражения.
Когда мы говорим, что образование является элементом МС, то, очевидно, имеем в виду, в первую очередь, воспитательный аспект, воспитательную деятельность педагога, воспитательную систему школы, хотя разделить непроходимой стеной процессы обучения и воспитания невозможно.
Серьёзные претензии со стороны педагогической общественности адресованы качеству учебников, и эти претензии неоднократно звучали публично. Учебный текст является очень хорошим примером МС, поскольку он воспитывает. Только иногда возникает вопрос: что именно и как? Подбор материалов для учебной книги, её качество – отдельная и самостоятельная педагогическая проблема. Примеров из современных учебников приводилось много. Приведу только один пример, который буквально случайно выхвачен из учебника по математике для 4 класса: «От вершины одного холма до вершины другого холма идёт тропа длиною 1840 м. С этих вершин на-встречу друг другу одновременно отправились два лунных тельца. Спустя некоторое время тель-цы остановились для отдыха. Выяснилось, что один телец прополз до остановки 1/8 часть этого расстояния, а второй 1/10. На каком расстоянии друг от друга они остановились?» [1.- Ч. 1. – С. 67]. Риторические вопросы: какой воспитательный аспект содержится в такой задаче? какой в ней воспитательный смысл, который должен быть по определению?
В современном российском образовании много проблем. Основные из них получили точное отражение и обозначение в материалах заседания Госсовета по школьной системе 23 декабря 2015 г., особенно в выступлениях руководителей партийных фракций Государственной Думы. Программный характер носит речь В.В. Путина в Сочи в начале сентября 2015 г. перед одарёнными детьми. Должное внимание в названных материалах уделено воспитательной деятельности. Однако на практике, в силу совокупности факторов и условий, реализовать продуктивные идеи непросто.
Таков в самых общих чертах тот образовательно-культурный фон, в условиях которого педагогу приходится заниматься воспитательной работой, или, на языке политического анализа, «мягкой силой» педагогическими средствами. Всем заниматься последовательно и комплексно невозможно. Как же во всём многообразии внутренних и внешних факторов и условий педагогической деятельности определить основное звено, какие обозначить приоритеты? За всю государственную политику не могу отвечать, поэтому буду говорить лишь о том, что оказывается возможным для одного человека и группы его коллег, или, как сейчас говорят, педагогического сообщества.
«Мягкая сила». Педагогический опыт. Примерно с начала 90-х годов я работаю в системе повышения квалификации (или дополнительного профессионального образования) работников образования. На протяжении всего периода приходится размышлять о том, на что же, прежде всего, необходимо сориентировать профессиональное развитие педагога, имея в виду, в первую очередь, то, что те модели мышления, деятельности и отношений, которые он освоил сам, — именно их он передаёт, прививает молодёжи в образовательном процессе, вооружая её интеллектуальным и моральным «инструментом» для жизни. Это есть самая настоящая МС. В какой-то момент педагог и школьники неизбежно расстаются, но школьник на всю жизнь уносит с собой багаж знаний, умений, понятий и представлений, много чего другого, который он приобрёл в школе.
Мой научный, творческий, человеческий поиск подвёл, наконец, меня к ключевым понятиям, которые ложатся в основу образовательных программ или проектов для педагогов и школ: анализ + культура. Раскрою очень коротко, что имеется в виду.
Анализ предшествует, сопровождает и завершает деятельность. Его основное предназначение – отвечать на вопросы: Почему? Зачем? Как? Что?  Постепенное освоение педагогом высшей формы анализа – научного анализа с использованием соответствующих методологических катего-рий (проектный анализ).
Культура означает постоянное повышение педагогом своего культурного кругозора, пред-полагает широту понимания социальных процессов независимо от своей педагогической специальности, обогащение социального и личного жизненного опыта – и синтез всего этого в оригинальном типе собственной Личности. А личность для педагога – его главный инструмент человеческого влияния.
Интеграция Анализа и Культуры задаёт качественную модель профессионального развития педагога. Поскольку развиваться за человека невозможно – это может сделать только он сам, — необходимо было создать совокупность внешних социально-педагогических условий, которые бы мотивировали и направляли развитие, т.е., в сущности, служили для этого МС. Основная форма деятельности — совместный проект. Для примера расскажу о некоторых проектах.
По всем проектам материалы официально опубликованы в сборниках.
Забелинские чтения (2004-2014 гг.). Одна из задач — самим названием вывести из небытия имя выдающегося русского историка Ивана Егоровича Забелина (1820-1908) путём его продвиже-ния в школы Западного округа г. Москвы, о котором (о территории округа) он написал специальную книгу «Кунцово и древний Сетунский стан». Привлечь внимание к истории местности, роли образования в социальном развитии местности (округа). Объединить интеллектуальные усилия педагогов средней школы и лучших университетов округа с мировым именем (МПГУ, РУДН, МГИМО(У), ГосИРЯ им. А.С. пушкина и др.), ввести школьного учителя и его учеников в высшую школу, включить в совместную деятельность с преподавателями и студентами вузов – «погрузить» в новую образовательную среду, стимулирующую к росту. При содействии Управления образования и Методического центра ЗАО.
Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы» (2001-2013). Формирование из финалистов ежегодного профессионального конкурса «Учитель года Москвы» учебно-исследовательской группы (20-25 чел.) с целью анализа собственного инновационного опыта, его описания и фиксации в тексте. Посредством демонстрации этого опыта на конференции и публи-кацией в отдельных сборниках поощрить творчество самих авторов, привлекая к их методическим разработками общественное внимание, а также подтолкнуть к творческому развитию, к анализу других учителей.
«Единение России и Беларуси в Слове» (2010). Проект первоначально задумывался с целью расширить, обогатить образовательную среду одной из московских гимназий, предложив группе гимназистов специальный проект по «Слову о полку Игореве», которое очень сложно для понимания. Позже возник естественный вопрос, как изучается «Слово…» на Украине и в Беларуси. К тому же в 2010 г. «Слову…» исполнялось 825 лет – «круглая» дата», что тоже решили обыграть. Вышли на контакт с коллегами из Минска, и совместно нам удалось сделать общественно-значимое событие, посвящённое идее единства славянских народов.
"Благословение Двенадцатым годом" (2007-2012). Проект посвящён 200-летию Отечест-венной войны 1812 г. Основная цель – патриотическая: проект был инициирован в 2007 г.: к событию привлекалось общественное внимание задолго до начала официальных мероприятий по празднованию.
COMENIUS-425 (2011-2007). Проект посвящён 425-летию выдающегося чешского, славянского, европейского педагога и мыслителя Я.А. Коменского (1592-1670) в 2017 г. Для привлечения общественного внимания также обыгрывается «круглая» дата. Кроме того, педагог по происхождению – чешский, национальный герой – Чехии, а инициаторами выступают педагоги – из России. С точки зрения МС важны три идеи, заложенные в проект:
— для российских педагогов: внимание к классической педагогической традиции, к осмыс-лению конкретного места и роли человека в современном мире, в России (а не «человека абст-рактного» в «глобальном мире») и помощь ему образовательными средствами – в противовес формализации и бюрократизации образовательного процесса;
— для зарубежных педагогов: установить контакты с чешскими педагогами и педагогами из других стран, не только славянских; поддержка и развитие отношений с педагогами Беларуси;
— для представителей государственной власти России и Чехии: использование имени и творческого наследия Коменского для укрепления «гуманитарного моста» между народами Рос-сии и Чехии.
«Я с тобой, лейтенант» (2015-2016). Педагогический проект к 70-летию Великой Победы. Основная особенность – замысел проекта был изначально направлен на зарубежную аудиторию в условиях тотальных антироссийских санкций, на их преодоление и нейтрализацию гуманитарными средствами. Что касается российской аудитории, то в условиях широкого государственного празднования юбилея у российских педагогов не возникало дефицита в предъявлении и публикации своих материалов (педагогических и учебных проектов и разработок). В тексте проекта особое внимание уделено событиям на Украине последних лет. Сам текст проекта, написанный в научно-художественном жанре (как и любой наш проект), несёт в себе предъявление мировоззренческой позиции, раскрывает её в заострённой публицистической форме, приглашает к широкому участию, поддержке или полемике. Как минимум, он рассчитан на прочтение, особенно теми нашими коллегами за рубежом, которые находятся в определённой информационной среде и под влиянием известных идеологических установок в отношении Великой Победы. В данный момент сборник готовится к печати.
Основные перспективные направления действий и возможные шаги (по мере готовности).
1.    По России. А) Проведение педагогической экспедиции «Сказки Бежина луга». Цель — развитие гуманитарного, культурного потенциала педагога, привлечение внимания к отечественному, национальному культурному наследию для использования в своём образовательном процессе независимо от профиля преподаваемого предмета, усиление воспитательной составляющей образовательного процесса на основе нашего культурного наследия. Преодоление пагубного технократизма. Тревожные, трагические «звоночки» раздаются уже давно, но у нас отчитываются процентами и рейтингами, забывая про человека.
Б) Педагогические экспедиции на высокотехнологичные предприятия и подготовка методических разработок к урокам с яркими и доступными для школьника примерами и задачами из реальной производственной практики с целью воспитания основ технологического мышления – и тоже независимо от профиля преподаваемого предмета. О новой индустриализации и технологическом рывке говорил В. Путин. На задачках про «лунных тельцов», «мюмзиков» (такие тоже есть герои) технологическое мышление не воспитать.
Международные.
2.    Педагогическое сотрудничество с Беларусью. Поддержка тех совместных мероприятий, которые уже стали традиционными: Фестиваль молодых педагогов и Академия урока в Минске, Перегудовские чтения на базе Речицкой школы в Гжели (Подмосковье).
3.    Реальное создание единого образовательного пространства с Беларусью. В частности, нужно государственное решение и межгосударственный договор о взаимном признании документов о повышении квалификации педагогов. Наши минские коллеги – из Минского городского института развития образования (институт дополнительного профессионального образования педагогов). Это облегчит профессиональное общение и мобильность. Несколько раз писал об этом в руководящие органы Союзного государства, первый раз несколько лет назад. Решения не принято. Можно ещё раз напомнить – уже после недавней поездки В. Путина с половиной министров российского правительства в Минск.
Это надо сделать применительно ко всей ШОС и БРИКС.
4.    Создание международного педагогического сообщества. Минчане идут по этому пути (названные выше минские педагогические проекты носят международный характер). На это можно опереться, тем более, что у нас Союзное государство.
5.    Педагогическое сотрудничество с Польшей. Разработка совместного проекта с гимназией № 22 г. Варшавы.
Примером того, что является содержанием такого международного сотрудничества, может служить творческий отчёт о посещении польскими коллегами Речицкой школы в Гжели и как это оформлено, имея в виду и нашу основную тему МС. Он опубликован на портале kunalab.ru в разделе Новости, тема «Педагогический саммит Россия-Польша в Гжели» (текст + ссылки на видеоматериалы). Общественная и международная актуальность проекта нам представляется очевид-ной.
6.    Педагогическое сотрудничество с Украиной. Сейчас на нуле, ни на одно из сотен электронных писем в украинские школы в разные области ответов не получено. Надо думать, чем сбивать негативное настроение и страхи. Полагаю, в предполагаемом проекте акцент должен быть сделан на то, что есть общее, достойное и ценное и применимо для педагогической деятельности. Интересна в этом отношении личность Ивана Франко: он русин, жил во Львове, учился в Вене и Львове, т.е. получил европейское образование, был против сепаратистских настроений, за что ему мешали. В 2016 г. – 160 лет со дня рождения. Во Львове есть музей, в Москве есть улица Ивана Франко. Через такой педагогический проект хотя бы завязать контакт.
2017 год – 100-летие Василия Александровича Сухомлинского, великого советского, украинского, славянского педагога.
7.    Казахстан. Начал вводить латиницу. Между тем: русский генерал Панфилов — национальный герой Казахстана. На Северо-Западе Москвы в одной из школ есть музей, посвящённый Панфилову. Прототип и главный герой повести А. Бека «Волоколамское шоссе» — казах. Один из бойцов группы, прикрепившей знамя на Рейхстаге (на колонне) 30 апреля, — казах. Это общее наследие России и Казахстана находится в «спящем» режиме.
8.    Бесплатная публикация в наших сборниках материалов педагогов из всех стран мира, на любом языке. Но нужна постоянная переписка и поиск партнёров. Так, мы опубликовали в академическом журнале статью коллег из Чехии: им срочно нужна была зарубежная публикация перед защитой диссертации. Им помогли в России, в Москве. Это важно.
9.    Защита диссертаций наших соискателей в зарубежных университетах с целью продвижения наших моделей научного анализа, нашей научной школы, наших идей. Защита диссертации привлекает внимание научного и педагогического сообщества, она не «утонет» в информа-ционном потоке. Например, в Китае. Развитие и мировое продвижение собственных информационных систем учёта научных публикаций. Критическое отношение к зарубежным системам (а не бежать за ними, "задрав штаны").
10.    Использовать наши гуманитарные бренды, которые имеют глобальную известность. Конкретно имею в виду народный художественный промысел «Гжель». Можно создать Международную Ассоциацию школ народных промыслов и через это выстроить активные, деятельностные, содержательные контакты со школами из других стран. Есть прекрасная школа и педагогический коллектив, который с такой задачей справится: Речицкая школа в Гжели. Но без поддержки всё идти будет труднее.
11.    Педагогическое кино. Для урока, классного часа, родительского собрания. Педагоги используют в любой стране, особенно там, где говорят по-русски.
Особенность МС в педагогической деятельности – это «улица с двухсторонним движением». Такие проекты полезны всем сторонам, они «работают» на школьника, поэтому могут осуществиться и политические границы или позиция какого-то политического руководителя их остановить не могут.

Библиография
1. Математика. 4 класс: В 2 чч./ Гейдман Б.П. и др. – М.: Русское слово, 2014

Источники
1.1. "Цветным революциям" ответят по законам гибридных войн. Военные теоретики готовы разработать концепцию "мягкой силы"// Коммерсантъ. – 01.03.2016// http://www.kommersant.ru/doc/2927168
 

Похожие статьи:

ГлавшколаНаучный руководитель в школе

НовостиМягкая сила. Очень мягкая сила. Очень-очень...

В классе у МастераПедагог как продюсер

ГлавшколаДиректору - об учителе

Прогностика. Образование для будущегоПедагогическая деятельность глазами учителя

Комментарии (8)
Галина Михеева # 17 мая 2016 в 07:22 0
Спасибо, Сергей Петрович, за точный анализ ситуации. Нам действительно нужно не только чувствовать, что происходит в образовании нечто абсурдное, противоречащее нашему национальному укладу и жизненным ценностям, но, главное, понимать, почему и как (в системе!) это происходит. Понимать, что все-таки не мир перевернулся, не учителя с ИХ нормами устарели... Как жаль, что еще ни разу с момента современного реформирования школы те, кто наверху издают приказы и "указки", не проанализировали то, что они сделали и наделали, честно и открыто. Такого анализа нет ни в Департаменте образования, ни в школах... Есть только цифры, за которыми спрятаны деньги и люди... "Да тут же арифметика!" - уже сказал однажды Ф.М.Достоевский. Видимо, и роман "Преступление и наказание" уже для многих устарел...
Сергей Пимчев # 17 мая 2016 в 08:46 0
Галина Ивановна, спасибо Вам! Не очень длинно получилось?
Галина Михеева # 17 мая 2016 в 20:02 0
Все в меру!
Наталья Гребенникова # 5 июня 2016 в 21:16 0
Сергей Петрович! Это долгосрочная программа для педагогических коллективов, реализуя которую мы получаем педагогический результат, но при этом помогаем государству проводить внешнюю политику.
Сергей Пимчев # 5 июня 2016 в 23:40 0
Наталия Васильевна, Речицкая школа - лидер современного российского образования. Это факт. Того образования, которое нацелено на подлинные национальные и государственные потребности развития. А эти потребности не могут противоречить потребностям человека, потому что любой человек живёт не на Луне и не вообще в какой-то абстрактной "стране", а в стране, у которой всегда есть собственное название. А за названием стоят: история, культура, человеческие судьбы.
Наталья Гребенникова # 6 июня 2016 в 20:20 0
Лидер современного образования - это очень высокая оценка нашей работы. Спасибо! После проведения 6 мая шествия школьников под девизом "Во славу России!" я отправила Президенту письмо, содержание которого соответствует рассмотренной Вами теме. Я просто рассказала о том, как мы воспитываем учащихся, как помогаем ему в части ведения внешней политики. Это обращение было «спущено» по вертикали. Недавно я получила ответ из Министерства образования Московской области за подписью зам. министра, в котором нам предложили участвовать в различных конкурсах по воспитанию, а в конце скромно написали: "Благодарим Вас за внимательное отношение к проблемам воспитания детей и молодежи"
Сергей Пимчев # 6 июня 2016 в 22:11 0
Наталия Васильевна, мне, кстати, так и не ответили по поводу предложения о международной Ассоциации школ народных промыслов.
Сергей Пимчев # 6 июня 2016 в 22:13 0
А вообще говоря, сейчас, в 22.20 по "Культуре" будет "Станционный смотритель".
Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.