Президент сказал, и мы услышали:
"Поясню – думаю, многим здесь будет понятно, что я сейчас скажу, – поясню на конкретном примере: не раз подчёркивалось, что одна из системных задач национальных проектов – сформировать в России мощный дополнительный спрос на промышленную и высокотехнологичную продукцию, именно отечественную, прежде всего отечественную продукцию. Дать нашим предприятиям – крупным, средним и малым – уникальную возможность закрепиться на внутреннем рынке, на собственном рынке, нарастить объём и качество выпускаемой техники и начать в конечном итоге экспорт.
И чтобы эта возможность «сработала», нужно действовать в конкурентной среде. Однако на практике – и различные контролирующие органы это фиксируют – появляются искусственные барьеры. Так, технические задания по некоторым видам машин и оборудования буквально «рисуются», искусственно «рисуются» под конкретного производителя, иногда и под конкретного зарубежного производителя. При этом другие компании, по сути, «задвигаются» на периферию. У них нет шансов выиграть никаких конкурсов в таких условиях. Они подчас даже не могут участвовать в конкурсах – так прописаны условия этих конкурсов. Побеждают в данном случае не лучшие, а «свои», с далеко не оптимальными предложениями, с высоким риском срыва заказов. Такую сомнительную практику прошу прекратить, пресечь. Получать заказы должен не тот, кто ближе к распорядителям средств, а тот, кто даёт лучшее предложение и по качеству, и по цене, и по надёжности".
Сказано было на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам 8 мая 2019 г.:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/60485
Как вы думаете, это относится к руководителям сфер науки и образования?
Например, в основу подготовки рабочих кадров положена западная модель WorldSkills. Я не против западных образовательных моделей. Но у нас сложилась собственная система — теория и практика — профессионально-технического образования. Я работал в этой системе, лично знал наших научных и практических лидеров мирового уровня, имел счастье общаться с ними и учиться у них. Я знаю, о чём говорю. Поэтому меня законным образом возмущают наши — именно наши! — педагогические "инноваторы", которые бездумно — именно бездумно! — навязывают отечественной системе профессионального образования западную модель. При этом, судя по всему, такие имена, как С.Я. Батышев, Е.Г. Осовский, В.С. Филиппов и другие, им ни о чём не говорят. Удивительное дело. Они ничего не читали про это — однако именно это и "реформируют"!? Как бы таких людей прозвали в русской деревне? Да, вы правы, именно так и прозвали бы. Между прочим, отечественных холодильников, телефонов и автомашин (не конструкторов) как не было, так и нет — со всеми этими skills и фигилз. Мой друг — работник московского метрополитена — рассказал мне, что очаковскую линию метро (только что построенную) вообще строили китайцы, даже рабочих привезли своих. Может быть, поэтому поезда стали останавливаться в тоннелях? Мы уже разучились, а китайцы ещё не научились. Но дело, как вы понимаете, не в китайцах, а в нас. Точнее, не в нас — нас с вами, от нас это не зависит, — а в ЛПР (лица, принимающих решения).
О науке и высшей школе уже вы, очевидно, устали слушать и читать. Да-да, опять про Scopus и Web of science — международные (читай: западные) системы научного цитирования. Надо сказать, кабальные, т.е. колониальные. Потому что это — бизнес. Их — бизнес. А клиентами выступают лохи, потому что на самом деле клиентам это, по большому счёту, не нужно. Модель сектански навязана через посредников в России (в среде ЛПР). Если мне нужно, я выйду на необходимые мне западные университеты без их систем цитирования и ЛПР. Если мне это нужно… будет… Сами по себе эти индексы… Они что-нибудь дают авторам или университетам? Пусть кто-нибудь расскажет, что он с этого выиграл. Я не слышал ничего. Между тем, вы не защитите диссертацию (в России, да-да), если не разместили свои работы в эти самые базы цитирования. Нужно — не нужно, а должны быть.
Так к кому же адресован призыв Президента и когда он сам, персонально, будет спрашивать по существу с ЛПР, им же и назначенных, за развитие — именно развитие! — национальной науки и образования?
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Новый национальный проект (программа) для образования
Пикейные жилеты считают → 60 минут + 1 минута
Пикейные жилеты считают → Если бы я был немцем
Новости → Европа. Срединный путь
Пикейные жилеты считают → Время покажет, когда же эта верёвочка закончится?