Система воспитания школы — сломана. Особенно в Москве, где у образовательной власти находятся убеждённые либералы, которые покрываются (то ли сознательно, то ли по неосведомлённости в вопросах образования) политическим авторитетом мэра столицы.
Либерализм, как известно, рассматривает личность человека в её индивидуалистическом измерении, как правило — в противостоянии, в отделении от общества и государства. Система воспитания (в т.ч. сознание педагогов) в нашей школе всегда была нацелена на воспитание у детей и подростков общественных ценностей, моральных принципов, отношений взаимопомощи, поддержки, выручки — как и свойственно гражданскому обществу (за которое либералы, как они провозглашают, тоже выступают). Но такая система воспитания при либеральной политике стала объектом — уничтожения. Не думайте — не в прямолинейном виде, конечно. Под другим соусом: под видом услуг дополнительного образования. Между прочим, само дополнительное образование всё в большей мере профессионализируется, т.е. учебная деятельность подростка-школьника — продолжается и после уроков в школе. Сама школа всё больше это допобразование сбрасывает. Или, например, делает его неудобным для пользования, концентрируя — если речь идёт о большом образовательном комплексе, как в Москве, — его, обычно, в одном из зданий. Так удобней — управленцам. Для ребёнка шаговая доступность — удаляется. Но даже не это главное. Главное, что и из школы, и из допобразования выдавлена фактически воспитательная деятельность. Что и требовалось доказать. Либералам. Фактически — именно по фактам — этим людям не нужен — гражданин в России. Им нужен — работник. И чем раньше личность начнёт становиться "работником" с набором соответствующих, прописанных в "стандарте" (читай: инструкции) "компетенций", тем лучше система образования.
Возьмите, к примеру, последний "писк" педагогической моды — кванториумы. Они — в чистом виде элемент системы профессионального (!) образования, хотя и на базовом уровне, но — для детей (!). Если послушать, как выступает руководитель этого проекта по стране, то если вы поймёте 5% из того, что эта дама говорит, то хорошо. Почему? Словеса — всё иностранные, да из лексикона иностранных бизнес-школ. Чем непонятнее, тем солиднее! Думаю, что ей само мало понятно, что она делает — больше руководствуется чужими наставлениями.
Что теперь? Теперь на федеральном уровне вновь заговорили о воспитании в школе. Не внятно, не конкретно, но — заговорили. На мой взгляд, забывая, что прежде в школе была — система воспитания. Эта система разрушалась целенаправленно (под другими, обманными, лозунгами) уже лет 15.
Разрушить, как известно, легко. Заслуг великих тут нет, и не рекомендую Президенту России давать ордена мистеру Фурсенко, Асмолову, Кузьминову и другим персонам. А вот воссоздать на современной содержательной и управленческой основе действующую (не вопреки бюрократическим трудностям, а в ответ на вопросы жизни людей) систему воспитания школы — я пессимист — не получится. Очень-очень многое упущено и запущено на основе т.н. "либеральной" образовательной политики. Собственно говоря, "либеральные" идеологи и стремились к тому, чтобы всему ими сделанному придать необратимость, так и заявляли, не стесняясь. Проблема в том, что их политика вошла в полный разрез с национальными интересами страны, включая ту самую личность, во благо которой разрушалось всё "старое". Нужно создавать новое.
Нужна контрреформа. Какова её программа?
Первое, что нужно сделать, на мой взгляд, пресечь денежные потоки из государственного бюджета на мероприятия "реформаторов". Это сложно, потому что мистер Фурсенко вновь стал помощником Президента по вопросам образования. Эти господа знают, что делать: в аппаратных играх — именно там — они мастера. Эти мастера прекрасно понимают, что в рынке им не выжить: сами рыночники — предпочитают бюджетные источники. Но если не будет денег — не будет и инициатив.
Нам легче задышится.
Похожие статьи:
Парта. Воспитание в обществе и школе → Прощай, шпана замоскворецкая?
Главшкола → Таланты и "поклонники". Кризис, секты, воспитание
Парта. Воспитание в обществе и школе → Как воспитывались донские казаки
Главшкола → Forbes-педагогика
Cui prodest? Педагогическая политология → Кто возьмёт молодёжь? Система воспитания в III Рейхе