Когда беда — лучше молчать. Скорбь молчалива. Тем более не стоит присоединяться к тому гвалту, который подняли телевизионщики в целях "оперативности".
С другой стороны, нужно проанализировать, назвать самые главные причины, чтобы преступления не повторялись. А эти преступления — повторяются. В школе Москвы школьник расстрелял одноклассников и учителя. В Керчи — такой же расстрел, и снова — "свой". Теперь — гимназия в Казани. И не спасают — ни видеокамеры, ни охранники. В чём дело?
"По горячим следам" назову, с моей точки зрения, основные. Но нужен глубокий и публичный анализ, который — однако — не проведён по предыдущим преступлениям. Об этом можно судить по тому, что образовательная политика государства после тех преступлений не изменилась ни на йоту. Следовательно, анализа проведено не было или же его выводы оказались не выгодны. Итак, главное:
1. Ведущие политики и телевизионщики сразу нашли "виноватых":
— правила обращения с оружием;
— Интернет;
— патология личности.
По первому тезису. Наши правила и так довольно строги. Как ещё и чем можно ужесточить? Справку о посещённых сайтах прикладывать? Протоколы общения с друзьями и соседями?
По второму. Посмотрите на себя. ТВ с утра до ночи гоняет сериалы со сплошными убийствами, где уничтожить человека — всё равно, что курицу зарезать. Целыми днями, в течение 30 лет. Хорошо, молодёжь перестала смотреть ТВ.
По третьему. Любая личность выступает отражением общественных отношений и проблем. Не видеть этого значит заведомо искажать анализ. Если "личности" такого рода возникают с регулярностью дождя, это свидетельствует о тенденции. Это не яйцо уронили.
2. Посмотрим на ТВ наиболее значимые ток-шоу. В каком из них за последние… дцать лет подняли хотя бы одну внутреннюю проблему страны? Можете вспомнить? Я не могу. Глухо про это. Как же вы управляете общественным сознанием? Да никак. От слова никак.
3. Ведущие политики, реагируя на беду, — "отболтались". Именно они бессменно находятся у власти 20-15-10 лет. Ответственность за политические ошибки лежит на них. Вот поэтому они не называют ничего конкретного.
4. Школьная политика. Сеть школ "оптимизирована" на принципе "подушевого финансирования" (так это официально называется, простите). Следовательно, на одном полюсе школы исчезают, на другом полюсе возникают школы-гиганты. В обоих случаях личностный подход как идеал педагогического подхода резко ослабляется. Трескотня на эту тему гремит, а личностный подход — нивелируется по факту. Зато те, кто "по другую сторону баррикад", как раз строят свою "воспитательную" работу именно на личностном подходе.
5. Воспитательное направление искореняется как враждебный класс. Главные критерии оценки школьной системы — результаты ЕГЭ и олимпиадники. Иначе попадаешь в "красную зону", директор — на автоматическое увольнение. Общение с ребятами в такой педагогический "протокол" не входит. А ведь главное — именно это. Отдельная тема — но в данном контексте — цифровизация образовательного процесса.
6. Это не есть "недоработки". Это политика, которая целенаправленно проводится чиновниками, назначенными на высшем уровне. Им же поручается потом "изучать вопросы". Как думаете, что они напишут "наверх"? Виноваты правила и Интернет. Президенту надо наконец начать не "перемену декораций", а смену главного актёрского состава и, в первую очередь, назначить другого режиссёра (не про министров речь, которые мало что решают).
7. Учитель как "последняя миля" в работе с ребятами задавлен этой бюрократической политикой. Вынужден работать с учебной перегрузкой. Ни на что "главное" у него не остаётся ни сил, ни времени.
8. Новации в организации воспитательной деятельности (федеральные надбавки классным руководителям, введение ставок советников по воспитанию, макет воспитательной программы школы) — паллиатив, который не восстанавливает воспитательную систему школы.
9. Школьные психологи. Их как не было вивдно в школе, так и не видно. Как правило, они не знают, чем себя занять. Начинают выдумывать мероприятия, которые на практический педагогический результат не влияют. Проведённые ими тесты говорят нам о том, чго и без тестов знали. А в глубину? Нет, из кабинета глубины не разглядишь.
10. Советский опыт. По советской модели, в школе имелась штатная единица "заместитель директора по воспитательной работе". Во-первых, это был второй человек в школе после директора. Во-вторых, воспитание было именно "работой", а не каким-то "сопровождением". Формы и методы ясны тем, кто застал то время. И тогда учителю мешали учебные перегрузки (т.е. работа на 1.5-2 ставки), но была — система (и чувство призвания, энтузиазм у многих педагогов). Проблему можно решить (точнее, хотя бы смягчить), резко подняв статус "воспитательной работы", например, платить за неё так же, как за нароматив (18 ч. в неделю) учебной нагрузки для учителя. Не предлагаю автоматически повторять советский опыт, это совсем не нужно. Нужно учиться методологии, подходам, анализируя содержание, исходя из актуальных проблем общественного развития (которое, однако, в решающей степени определяется именно Историей).
11. Но для системных перемен этого мало. Если сохранится "неестественное" давление на образовательную систему со стороны ЕГЭ и прочих формальных показателей, не будет фактически восстановлено общее среднее образование (вместо профильной и предпрофессиональной школы), не будут проблемы воспитания подниматься и обсуждаться, а педагоги постоянно интересоваться классическим и новым практическим опытом, то дело не сдвинется. Самое плохое будет повторяться, поскольку имманентно запрограммированно.
12. Гласность. Уверен, мы много не знаем из "статистики". Я был свидетелем, как тяжёлые события в системе образования укрываются, не обнародуются, потому что они не выгодны "лицам, принимающим решения", портят благостную "картину", бросают тень на политический "авторитет", портят "статистику".
13. Наградить (посмертно) государственными наградами педагогов, оказавших сопротивление преступнику.
14. Политика. Трагедия такого масштаба может послужить триггером (спусковым крючком) для политической демонстрации. Например, похороны, где чувства накалены до крайности. О власти могут "вспомнить всё". Не исключаю, что таков мог быть замысел подпольных стратегов. Ячейки запрещённых организаций систематически вскрываются в России. Татарстан — в целом, Повольжье — является одной из их "площадок", причём в сердце России, которую они не оставят в покое. А "горючего материала" хватает.
… Прямо сейчас вы можете включить телевизор — ведущие каналы, существующие на государственные деньги. Что увидели?
Похожие статьи:
Новости → Письмо Президенту
Новости → День народных промыслов в Речицкой школе в Гжели
Новости → Торжественный марш накануне Дня Победы в Речицкой школе
Прогностика. Образование для будущего → Школа как центр культурного развития региона народного промысла
Парта. Воспитание в обществе и школе → "Домик на полпути". Социально-педагогическая поддержка взросления: взаимодействие школы и семьи