Разделы статей

Армия, в которой служить

1 марта 2019 - Сергей Пимчев
Армия, в которой служить
Белов Глеб
 9 «А» класс, школа № 2025 г. Москвы
Консультант: Белов Иван Сергеевич
 
ПСКОВ – ГОРОД ВОИНСКОЙ СЛАВЫ. 
СОВРЕМЕННАЯ ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ НА ПРИМЕРЕ 
ПОДВИГА 6 РОТЫ И ГИБЕЛИ ВЗВОДА СПЕЦНАЗА

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Историческая справка. Псков от Средних веков до ХХ века         
1.2. Современная военная история Пскова                                               
1.3. Гибель взвода СПЕЦНАЗА старшего лейтенанта Самойлова      
1.4. Гибель 6 роты псковских десантников                                           
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Моё исследование                                                                                          
2.2. Предварительное ознакомление с событием                                      
2.3. Экспедиция в город Псков и его окрестности
     День первый                                                                                             
     День второй                                                                                       
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ
Выводы и впечатления от экспедиции в г. Псков                                 
Выводы и впечатления от работы над проектом                                
БИБЛИОГРАФИЯ                                                                                  
ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                           

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: наша страна (как и многие страны в мире) находится в условиях постоянной угрозы терроризма. Военный блок НАТО, во главе с США, тоже давит на Россию, которая должна быть готова к адекватному  отпору. Кто, незаметно для мирных жителей, защищает нас каждый день? Кто готов отдать свои жизни и за страну, и за каждого из нас?
Проблема: тема ратного героизма в нашей стране сегодня подменяется героями вымышленными, взятыми из западной массовой поп-культуры, она вытесняется разнообразными развлечениями, играми, соблазнами, которыми наводнен и телевизор, и Интернет. Подростки, мои сверстники, почти не знают то, что происходило в нашей стране какие-то 15-20 лет назад. Я чувствую, что нас подталкивают к желанию брать от жизни всё (часто — любой ценой), к потреблению, к ощущению, что нам все должны. И я не согласен с этим!      
Цель: понять самому и донести до своих друзей-ровесников героическое настоящее моей страны. Узнать, на примере конкретных событий, кто и какой ценой защищал и оберегает сегодня мой покой, благополучие моей семьи и моих сверстников. Увидеть своими глазами — как проходит служба в Вооруженных Силах России. Как живут люди в небогатом, далеком от Москвы городе.  
Задачи
1) Изучить по книгам и по Интернет-источникам все, что касается тех событий, которые я изучаю в своем проекте.  
2) Организовать и отправиться в поездку-экспедицию в город, непосредственно связанный с темой исследования, где располагаются воинские части, в которых надо побывать.
3) Ознакомиться с городом Псковом, побывать в учебных заведениях и воинских частях, где я смогу собрать максимально много материала для своего исследования.
4) Написать работу по теме проекта, подготовить выступление,  подкрепленное фото-, видео-презентациями и другими материалами. 
Новизна: подобное исследование никто в нашей школе не проводил. Главное – экспедиция приоткрыла лично для меня те стороны жизни, о которых я раньше не имел представления.  
Предполагаемые результаты:
Мое проектное исследование состоит из:
1. Текста, описывающего мою творческую работу.
2. Презентаций фото- и видеофрагментов (интервью местных жителей и маленькие зарисовки на тему), которые были сделаны непосредственно в г. Пскове (а также моим отцом в Чечне).
3. Коллажа-стенгазеты по мотивам моей работы. 
4. Подборки книг по теме, а также работ моего отца.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1. Историческая справка. Псков от Средних веков до XX века
Псков один из древнейших городов нашего Отечества. Ещё в Х веке (в 903 году, за 250 лет до основания Москвы) этот город впервые упоминается в летописях, и связан он с именем княгини Ольги Святой – женой князя Игоря Старого и матерью князя Святослава Воителя. Памятник ей стоит на одной из оживлённых улиц. Прежнее название города – Плесков. Там протекает две реки – Великая и Пскова.
Географическое расположение Пскова во многом объясняет, почему он всю историю был объектом агрессии со стороны многих наших соседей: близкое расположение Прибалтики и Новгородской земли, а после объединения Руси вокруг Москвы – это еще и пограничная территория.
Кто только не посягал на псковскую землю: ливонцы, поляки, литовцы, шведы, немцы. И всегда жители этой небогатой, но гордой земли достойно встречали любого противника. Когда-то, в Средние века, псковская земля держала оборону от крестоносцев. А великий русский полководец, князь Александр Ярославович Невский, победил в окрестностях Пскова (на Чудском озере) немецких рыцарей. 
Псковская земля смогла, в отличие от всей остальной русской земли, избежать ужасов ордынского ига. В этих землях, как и новгородских, был  республиканский строй. Псковская вечевая боярско-купеческая республика просуществовала 162 года (а фактически еще больше!), вплоть до присоединения к Великому княжеству Московскому в 1510 году, когда молодое Московское государство, в лице Ивана III Великого и Василия III, не оставило шанса республиканской форме правления. 
Во времена Ивана IV Грозного Псковская земля была включена в орбиту долгой, двадцатипятилетней, Ливонской войны. В начале XVII века, в Смуту, Псков, как и Новгород, стал объектом притязаний северного соседа России – Швеции. Всё это время сам город был практически неприступным, поскольку псковская крепость состояла из пяти крепостных колец и находилась на месте слияние двух рек. Поэтому на протяжении всей многовековой истории, не раз становясь центром ведения крупных военных действий, Псков был взят лишь однажды, а также оккупирован во времена Первой и Второй мировых войн.
Несмотря на утрату главенствующего положения на западных рубежах страны после основания Санкт–Петербурга, не обошли стороной эту землю бурные события XVIII века: псковичи принимали активное участие и вместе с Петром I в Северной войне, и в знаменитых русско–турецких войнах вместе с Суворовым во времена Екатерины II Великой. Славные сыны этой земли участвовали в изгнании французов из России в 1812 году. 
В XIX веке значение Пскова, как торгового и оборонительного пункта, к сожалению, окончательно упало. Границы России сместились далеко на запад. 
23 февраля 2018  года в Пскове, как и во всей нашей стране, отмечался 100–летний юбилей создания Красной Армии. Именно здесь, в феврале 1918 года, в неравных боях с германцами, рождалась будущая защитница нашего государства. Во времена Великой Отечественной войны Псков пережил трагичный трёхлетний период фашистской оккупации.  А десять лет назад ему было присвоено звание «Город воинской славы».

1.2. Современная военная история Пскова
Псков сегодня – это интереснейшее туристическое место, оказывающее незабываемые впечатления на гостей и жителей города: Псковская крепость, Троицкий монастырь (с самым большим алтарём в России), Изборская крепость, Псково–Печерский монастырь, Пушкинские горы и другие интересные места. 
Но поскольку тысячелетняя история Пскова помещается во многих исторических томах, я решил в рамках своего проектного исследования освятить один аспект: современная военная история города.
Сегодня Псков считается городом с живыми, неиссякаемыми военными традициями. Здесь располагаются сразу несколько действующих военных частей: воздушно–десантные войска (ВДВ РФ) и подразделения войск  специального назначения Главного разведывательного управления РФ (спецназ ГРУ). Бойцы из этих частей всегда, в последние 40 лет, одними из первых оказывались в «горячих точках»: Афганистан, Карабах, Югославия, Чечня, Южная Осетия, Сирия. Всегда псковичи проявляли и проявляют мужество и героизм. Похоронки поступали ещё со времён войны с Афганистаном. Но самый трагичный по потерям был год 2000, во времена Второй Чеченской компании. 
События, связанные именно с этим годом, привлекли моё внимание…
Как известно, после позорной и провальной Первой чеченской войны руководству нашей страны стало ясно, что эффективно воевать с террористами и боевиками могут только профессиональные военные и силы специальных подразделений. Очарованные «призраком свободы» и «победами» над федеральными войсками, лидеры вооружённых формирования в Чечне пребывали в состоянии неоправданной вседозволенности и всемогущества. В самой Чечне не было законной власти и порядка: сотни вооружённых банд, групп и отрядов во главе с безжалостными полевыми командирами держали в страхе простых жителей. Все не-чеченцы (в первую очередь, русские) изгонялись из республики или уничтожались. Это было страшное время – время  зарождения терроризма как явления! 
Принимается ответственное решение об очередном вводе войск в Чечню и наведении там конституционного, законного порядка. И он был наведён. Чечня вернулась в рамки нормального цивилизованного существования. Но достигнуто это было большой кровью и невосполнимыми потерями. Всю территорию республики блокировали хорошо подготовленными и опытными войсками. Однако, российской армии противостояли опытные и решительные бойцы. Это обусловило особенную ожесточённость и непримиримость Второй Чеченской войны. И если северная равнинная часть Чечни была освобождена достаточно быстро, то южная горная часть республики стала настоящей проблемой для российской армии.
Однако, Вторая Чеченская война принципиально отличалась от Первой войны. Боевиков сжимали и уничтожали с разных сторон. Их буквально выдавливали из столицы – Грозного и всей равнинной Чечни. И оставалась у них одна дорога: прорываться через горы. Именно в горных районах Чечни и разворачивались драматичные события, о которых я и расскажу. 
Самые горячие и кровавые столкновения пришлись на начало 2000–го. Именно в феврале–марте этого года перед федеральными силами встала тяжелейшая задача – не выпустить из окружения боевиков, которые рвались в Дагестан и Грузию. 
Для Пскова этот трагичный февраль и слёзный март оставил незаживающую рану в памяти: 21 февраля погибает целый взвод (31 человек) спецназа ГРУ. 
А 29 февраля – 1 марта 2000 года погибает целая рота десантников. В начале марта грузовым военным самолётам доставляют сначала гробы со спецназовцами, а через 10 дней доставляют тела погибших десантников. Весь март того года не прекращается плачь и не утихает скорбь о погибших псковских воинах. 
Что же произошло в эту роковую пору в горах Чечни? 
Я попытался в этом разобраться…  
Примером для меня было несколько поездок, которые совершил мой отец со своими школьниками. Это было тогда, когда я только родился, а он работал в школе в Северном округе Москвы. Его ученики много где побывали, много с кем общались, немало сняли видеокассет, фотографий, выступали с этим проектом на конкурсах. Отец даже ездил в Чечню, чтобы побывать на месте гибели 6 роты! 

1.3. Гибель взвода СПЕЦНАЗА старшего лейтенанта Самойлова
Взвод разведчиков спецназа ГРУ выполнял задачу разведки горной местности, которая прилегала к дороге, по которой должны были двигаться части российской армии. Это была важная задача – обезопасить продвижение федеральных войск от возможных засад. К сожалению, разведчики сильно оторвались от основной колонны войск. Начались сильные снегопады и бездорожье. Состояние разведчиков было тяжёлым: они устали, вымокли, многие заболели и обморозились. В ту роковую ночь, с 20 на 21 февраля, весь взвод ночевал на снегу в низине без выставления боевого охранения. Утром 21 февраля группа разведчиков вышла в последний раз на связь по рации. В этот момент по ним со стороны подкравшихся боевиков был открыт плотный огонь из гранатомётов и автоматов. В течение получаса боевики ранили и убили всех разведчиков. Раненых добивали выстрелами в упор. Лишь двоим разведчикам чудом  удалось выжить. Один был ранен в лицо, и сильно истекал кровью, другой, контуженный и без сознания, скатился вниз и в сторону от места боестолкновения.  Это была самая большая потеря в Спецназе за обе Чеченские войны: сразу три десятка человек.
По указам президента Российской Федерации, за мужество и героизм, старшему лейтенанту Самойлову и ещё нескольким офицерам присвоили звание Героя России (посмертно). Солдаты и сержанты разведвзвода были посмертно награждены Орденами Мужества. 
Это событие всколыхнуло и потрясло, в первую очередь, простых псковичей (поскольку подразделение находилось в городе Пскове) и военных (небывалая потеря для войск специального назначения). Гибель целого взвода спецназа (которые, по определению, «в огне не горят и в воде не тонут») мгновенно обросло домыслами и слухами. Кроме официальной, в народе и СМИ появилось множество других версий.
Но это было, к несчастью, только начало, самое страшное ожидалось впереди…
1 марта, через 10 дней после рокового 21 февраля, военным транспортным самолётом, тела всех погибших были доставлены в цинковых гробах во Псков. Город погрузился в траур и нескончаемые молебны, в тысячи свечей и десятки тысяч заплаканных глаз – отпевание проходило в воинском храме Александра Невского.
Не успели прогореть все свечи и успокоиться стоны по погибшим, как на псковскую землю пришла следующая чёрная весть, ещё страшнее и ужаснее: в Чечне погибает целая рота (84 человека) десантников. Казалось, и время, и мир, и счастье, и жизнь для псковичей остановились. Что за кровавый рок в том году висел над городом и над всеми нами?

1.4. Гибель 6 роты псковских десантников

Крылатая пехота не вышла из огня.
Прости, 6 рота, Россию и меня… 
В. Вестаков

 
Это произошло ровно через 10 дней после гибели взвода Самойлова. В Чечне. Во Второй войне. В Аргунском ущелье, на высоте 776. 
29 февраля — 1 марта 6 парашютно-десантная рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й псковской воздушно–десантной дивизии приняла бой с превосходившими их числом боевиков, которые рвались в Дагестан.
Весь февраль того злосчастного 2000–го года федеральным войскам приходилось контролировать господствующие высоты в горах. Поэтому именно такой приказ — занять высоту 776 — и поступил командирам десантников. 
Весь тот день рота шла по мокрой горной грязи, нагруженная боевым снаряжением, боеприпасами, печками, палатками и другим оборудованием. Уставшие и измождённые бойцы, днём 29 февраля вступили в бой с большим отрядом боевиков. Оставшийся день и ночь десантники вели неравный бой до тех пор, пока все не погибли. Это произошло рано утром 1 марта. 84 погибших, и только шестеро остались в живых.  Когда на следующий день на место боя пришли наши солдаты, они увидели страшную картину: ни одного целого клочка земли. Боевики, уходя, обезображивали лица и тела десантников. 
«… Капитан Соколов, оставался с бойцами даже тогда, когда взрывом оторвало руку и обе ноги… Сержант  Швецов закрыл собой тяжелораненого товарища. Погиб ефрейтор Лебедев, раненный, обвязанный гранатами, бросился в гущу боевиков, подорвав себя… Им было 19. Они служили вместе, и теперь будут вечно вместе лежать...»
Вот так, со слезами и скорбью, оплакивая павших и взывая к Богу, встречала новое тысячелетие псковская земля.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Моё исследование
Это исследование началось с рассказа моего отца о гибели 6 роты. Что это за событие, кто в нём участвовал, почему и когда оно произошло? 
В этом мне и предстояло разобраться.
В своё время я посмотрел фильм «9 рота», который рассказывал о военных событиях в Афганистане. Оказалось, что есть ещё и 6 рота, которая погибла также в горах, только на Кавказе, и от которой почти никого не осталось в живых. Это были тоже десантники. А в ВДВ, как известно, есть правило: «Никто, кроме нас!». 
Мы разработали план, который был разделён на 3 части, изложенные ниже.

2.2. Предварительное ознакомление с событием  
Я прочитал книгу, посвящённую  подвигу 6 роты – «Шаг в бессмертие». Авторы – журналисты из Пскова: О. Дементьев и В. Клевцов, которые очень долго изучали это событие, проработали много материалов и встретились со многими прямыми и косвенными свидетелями. 
Также, я ознакомился с некоторыми материалами из Интернета, посмотрел несколько документальных и художественных фильмов. 
В работе над этой проблемой серьёзную помощь мне оказал мой отец, который в своё время много лет занимался этой непростой темой, много раз бывал во Пскове. 

2.3. Экспедиция в город Псков и его окрестности.
В ноябре 2018 года мы с моим отцом осуществили экспедицию в Псковскую землю. Нашей задачей были не только ознакомиться с интереснейшей историей Пскова, но главное — понять и разобраться, что же случилось в 2000 году в Чечне со взводом спецназа и ротой десантников. 
День первый:
Приехали мы в город затемно. Нас поразило спокойствие и тишина, которую мы услышали здесь: тихо было на улицах, тихо было в автобусе, тихо было даже на вокзале. Люди, в отличие от шумной Москвы, здесь живут очень скромно и разговаривают не громко. Мы заселились в туристической гостинице, впечатления от которой были только положительные: чисто, тепло и весьма приветливо, хотя и очень просто. А много ли надо мужчинам-путешественникам? На все дни пребывания у нас был обширный план посещений и общения.
В первый день мы запланировали посетить несколько школ, которые носят имена погибших героев. 
Первым местом, куда мы попали, был Детский туристический центр, в котором нас радушно встретили и сориентировали – где надо обязательно  побывать. Также здесь я взял своё первое в жизни интервью: работники Центра высказали мнение простых псковичей о событиях, которые нас интересовали. Для них — и участие псковичей во всех войнах, и гибель спецназовцев, десантников и других воинов – острый и волнующий вопрос.  
Меня поразило то, как местные жители ценят и помнят историю своего города. Москвичи, как мне кажется, намного хуже знают историю родных мест. В этом их отличие от жителей всей остальной России.
За эти дни мы очень много исходили пешком. На улице стоял крепкий мороз – это и не удивительно: Псков находится севернее Москвы. Нас поразила обстановка на улицах города и в транспорте: псковичи – спокойные люди, не суетливые и очень отзывчивые. Мы обратили внимание, что некоторые улицы здесь названы именами героев современной истории (улица Молодова, улица Маргелова и другие).  
Следующим местом, которое мы посетили, была известная в городе школа № 5 имени подполковника М.Н. Евтюхина, командира 6 роты. В ней есть и музей, посвящённый боевому пути 6 роты, и памятная доска, посвящённая героическому командиру. Здесь проходят различные мероприятия (торжественные линейки, конференции, спортивные соревнования), посвящённые погибшим десантникам. После знакомства с экспозицией музея, которую провела педагог из этой школы Татьяна Витальевна, я взял второе интервью – теперь уже у школьников.
Эта школа находится по соседству со знаменитым на весь Псков воинским храмом Александра Невского. Этот храм уникален: в нём в последние десятилетия проходили все значимые события, связанные с воинами-псковичами. «Окормление» солдат и офицеров, крещение и венчание  всех,  кто защищает родину, отпевание и панихиды по погибшим  (именно здесь  стояли гробы с телами привезённых спецназовцев и десантников). Вот уже много лет настоятелем этого храма является знаменитый на всю псковскую землю отец Олег Тэор. Это уникальный священник, которого знает и весь город, и все военные. Он лично побывал во многих горячих точках на Кавказе, благословляя и утешая воинов. Его представители, священники, находятся на постоянной службе в каждой воинской части Пскова. Мне посчастливилось познакомиться с этим замечательным человеком. Мы с папой ходили к нему в гости, общались, фотографировались, узнали много интересного. Благодаря ему мы попали в расположение 234 десантного артиллерийского полка. А еще мы посетили деревянный двухэтажный музей-библиотеку при храме, в котором, кроме религиозной литературы, висят портреты всех без исключения солдат и офицеров, погибших в конфликтах последних тридцати лет (Афганистан, Чечня, Сирия).
А ещё в тот день мы успели попасть в школу № 21 имени лейтенанта Самойлова, командира взвода погибших спецназовцев. Здесь нас встретила учительница истории Евгения Викторовна. Она нам рассказала про трагические события, произошедшие 21 февраля 2000 года, показала местный музей боевой славы.  
Заключительным местом посещения в тот день стал учебный Центр «Патриот», в котором прекрасно организованна военно–патриотическая работа со школьниками. Здесь проводятся самые разнообразные мероприятия: военно-спортивные соревнования, стрельба в тире, вахты памяти у Вечного огня и другие. В этом Центре хорошая материальная база: различная униформа, бронежилеты, каски, макеты оружия и патронов и многое другое. Мне посчастливилось их примерить, а также собрать-разобрать автомат Калашникова.
 
    
В Центре "Патриот"

Руководитель этой организации, подполковник-десантник в запасе Анатолий Иосифович – активный и неравнодушный человек: кроме работы самого Центра, он организует летние лагеря для подростков, а так же двухнедельные поездки в Мурманск, на базу Северного морского флота. Там псковские подростки проходят занятия внутри Большой Атомной Подводной Лодки (БАПЛ) «Псков».  
Возвращаясь пешком через весь Псков в гостиницу, мы увидели знаменитый Псковский Кремль, который был освещён. А на самом видном, «лобовом» месте мы увидели огромную надпись: «РОССИЯ НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ».
Какое же удовольствие было после длинного, насыщенного встречами, поисками и путешествиями морозного дня вернуться в тёплый номер, выпить горячего чая и попытаться осмыслить то, что произошло сегодня. Ведь за этот день я испытал то, что никогда не испытывал раньше: неожиданное знакомство, встречи, посещения… 
Для меня это было что-то неожиданное, глубокое и новое!
  
Изучение карты. Ведение дневника

День второй
Ночь пролетела как один миг – мы столько находились на морозе, что еле встали. Но в этот день нас ждали не менее грандиозные и серьёзные задачи.
С утра мы поехали под Псков в расположении бригады спецназа. Здесь мы почувствовали настоящий военный дух: контрольно-пропускной пункт, чисто вычищенные от снега дорожки, марширующие и поющие песни солдаты, строгая форма и дисциплина. Один из офицеров штаба, Владимир Витольдович, любезно провёл для нас индивидуальную экскурсию по музеям бригады и подробно рассказал весь её боевой путь. Это была очень долгая экскурсия, зато я узнал, чем войска специального назначения отличаются ото всех остальных родов войск: если необходимо забросить в тыл врага диверсионную группу, выполнить задачу и вернуться невредимыми домой – этим занимается спецназ ГРУ.
Пока мы находились в расположении  части, я заметил несколько деталей: всё было дисциплинированно и строго; форма у спецназовцев такая же, как и у десантников; нет привычных больших казарм (на сто человек), спецназовцы живут в боксах по два-три человека; сейчас организацией питания занимаются не сами солдаты, а коммерческие фирмы – еда стала вкуснее, чем раньше. 
Следующей точкой посещения был 104 ПДП  (парашютно-десантный полк), где и находится знаменитая 6 рота. Попасть туда мы не смогли. Однако увидели её расположение, а также сфотографировались у знаменитого памятника в виде огромного купола парашюта, на котором выбиты подписи всех восьмидесяти шести погибших. «Никто кроме нас!» — символ ВДВ при входе. 
Далее нас ждал военный священник отец Константин, который провёл для нас ознакомительную экскурсию по артиллерийскому полку ВДВ. Мы, в очередной раз, почувствовали «армейский дух», пройдясь по территории части и познакомившись с местным музеем. Больше всего меня поразило в этом музее огромная пушка, которая находилась на четвёртом этаже (как её туда затащили?).  
На этом тяжелый, но очень интересный и незабываемый выезд-экспедиция подошёл к концу. Вечером того же дня мы сели в поезд по направлению к Москве. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ
Выводы и впечатления от экспедиции в г. Псков
Когда я только знакомился с темой – искал в Интернете, читал книги, которые мне давал папа, я не был так увлечен. Поездка в Псков, с которым связаны все изучаемые мной события, меня очень впечатлила и навсегда останется в моей памяти. 
Купить билеты и выбрать время для выезда оказалось не самым хлопотным делом. Сложнее обстояло с самим фактом отъезда из дома, нахождением в другой, непривычной среде. Непросто было распланировать время, договориться о встречах и посещениях школ и военных частей. Но сложнее всего мне было брать интервью – я это делал в первый раз и очень волновался! Эти несколько дней, проведённые на псковской земле, оказали на меня очень сильное влияние. 
Во-первых, я первый раз увидел своими глазами, что такое армейская жизнь (и немного к ней «прикоснулся»).
Во-вторых, я был поражён и самим Псковом, а также атмосферой и культурой его жителей (спокойные, вежливые, отзывчивые люди),
В-третьих, я убедился, что в других городах России граждане живут намного беднее, чем в столице, но остаются порядочными и хорошими людьми.
В-четвертых, я отдохнул от школы и привычной домашней обстановки и провел несколько дней один на один с моим отцом – для меня это важно!
И самое главное – псковичи помнят о событиях современной военной истории (о гибели взвода спецназа, о гибели 6 роты и о других событиях). А вот многие жители Москвы, особенно мои ровесники, об этом даже не знают. 

Выводы и впечатления от работы над проектом
Когда я только приступал к этому проектному исследованию, я еще не знал, насколько интересным и неожиданным оно окажется. Раньше мы с родителями иногда смотрели военные фильмы (в основном про Гражданскую и Великую Отечественную войны). Но я не очень ими увлекся. И только в этом году, во многом благодаря изучению истории Пскова, я по-настоящему заинтересовался этой темой. 
С чего же оно начинается – это неизвестное, таинственное, тревожное будущее?
С прошлого. С того, что человек помнит и ценит, какая культурная, национальная и историческая память в нем живет?
С настоящего. С того, что человек знает, чувствует, о чем думает, какими интересами живет, что читает, с кем общается, что любит. Список бесконечен. А еще оно начинается с таких деяний и поступков прошлого, которые спасли и дали жизнь и настоящему, и будущему. Поэтому все те, кто посвящает свою жизнь и деятельность изучению истории, реконструкции событий, кто напоминает и рассказывает новым, молодым поколениям о воинах, подвигах и героях — все они приобщены к очень важному событию: рождению Будущего.
Военные конфликты последних десятилетий – это тема сложная, не очень  открытая и малопонятная. И, возможно, вся правда об этом еще не скоро будет рассекречена. В армии свои законы. И я, как будущий солдат (а я хочу служить в войсках ВДВ именно в Пскове!), должен постепенно вникать во многие особенности военной службы. Очень хорошо, что я побывал в настоящих армейских частях, своими глазами немного увидел – и службу, и реальных военных. 
Из тех событий, связанных с гибелью спецназовцев и десантников, я понял, что в жизни иногда наступают моменты, когда обстоятельства не допускают для тебя выбора и тогда… Тогда твой поступок будет зависеть и от твоего воспитания, и от книг, которые ты читал, и от людей, с которыми ты общался, и от много другого. Никто не хочет попасть в подобную ситуацию – но судьба часто не выбирает! 
…Какими были они, эти погибшие бойцы? Для них не стало вчера и завтра – осталось только здесь и сейчас. Они уже не были больше ни сыновьями, ни братьями, ни друзьями. Они были в тот момент только воинами. А в жизни воина наступает миг, когда война из тяжелой, страшной работы превращается просто в принятие смерти. «Мы родили, воспитали этих детей и подарили их России...», сказал отец погибшего солдата на его могиле. Эти ребята достойно показали нам, какое должно быть отношение к Родине! 
Я поделился полученным опытом со своими близкими и друзьями. Мои старшие в семье были искренне рады работе над этим проектом. Ровесники… в основном безразлично отнеслись к этому. Все-таки современная жизнь в большом городе слишком затягивает и завораживает!
Для меня же — работа над проектом была маленьким, но настоящим научным исследованием. И я уже знаю – с чего я начну в следующий раз.  

БИБЛИОГРАФИЯ
1. Дементьев О., Клевцов В. Шаг в бессмертие. – Псков, 2004. – 256 с.
2. С любовью женская душа…/ Сост.: Отделение воспитательной работы войсковой части. Автор очерков: Л.М. Самсонова. – Псков, 2002. – 137 с. 
3. Жизнь, достойная песни/ Сост.: Отделение воспитательной работы войсковой части. Автор Книги: Л.М. Самсонова. – Псков, 2006. – 163 с. 
4. 27 против 1 (опыт исследования подвига 6 роты псковских десантников, погибших 1 марта 2000 г в Чечне)// Забелинские чтения 2006: Самостояние человека, общественное самоуправление, гражданское достоинство как высокие социальные технологии / Науч. ред. С.П. Пимчев.- М.: МИОО, 2006. — С. 43-48.

ПРИЛОЖЕНИЯ
Имеются отдельно.
 

Похожие статьи:

Cui prodest? Педагогическая политологияИзучаем русский язык - в Минске

Антоновские яблочки. Сочинение на незаданную темуДинозавр Машка

Проехаться по России. Образовательные путешествияГород ненаглядный. Псков

ГлавшколаО чём расскажет карта?

Аристократы. Судьба человекаКак прикоснуться ладонью и сердцем к России? Савва Ямщиков

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.