Разделы статей
"60 минут"
"авангард"
"алые паруса"
"арсенал"
"бавария"
"барселона"
"битлз"
"божественная комедия". возрождение
"вежливые люди"
"весталка"
"вечер с в. соловьёвым"
"ворлдскиллс"
"воскресный вечер" соловьёва
"восточное партнёрство"
"гулшан"
"два капитана"
"демократы"
"забвение!
"застава ильича"
"золотая роза"
|
||
Борис Гершунский. Шахматный Гольфстрим
8 сентября 2015 - Сергей Пимчев
В основу статьи наложена книга «Шахматы - школе», опубликованная в 1991 голу в Москве в издательстве «Педагогика» тиражом 100 тыс. экземпляров (См.: Шахматы — школе / Под ред. Б.С. Гсршунекого, Н.В. Крогиуса и B.C. Хелемедика. Составители: Б.С. Гершунский и А Н. Костьев. М., 1991. - 336 с.).
Статью можно рассматривать как модель анализа любой игры или деятельности, которая ориентирует на выявление общепедагогического, развивающего потенциала в его конкретных направлении и результатах. Что касается шахмат, то... Сейчас добротные деревянные шахматы среднего размера стоят 500-600 рублей в магазине. Цена электронной доски для класса - от 100 000 руб. Делайте выводы об эффективном управлении образовательными системами. Гершунский Борис Семёнович.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТ История развития культуры убедительно свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. Пройдя многовековой путь своего развития, шахматы из игры одиночек превратились в любимое занятие миллионов. Шахматам посвящены десятки тысяч книг. В различных странах выходят сотни журналов, за соревнованиями сильнейших шахматистов с интересом следят любители древней игры на всех континентах Выдающиеся политические деятели, военачальники и полководцы, писатели, музыканты, ученые видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и своеобразную гимнастику ума, эффективное средство воспитания и развития человека.
Массовая практика использования шахмат в школе, анализ опыта работы педагогов и тренеров подтверждают во многом уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспитания учащихся разного возраста. Поэтому к числу наиболее важных социальных функций шахмат, несомненно, должна быть отнесена и функция педагогическая, ориентированная на формирование творческих качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии оптимальных решений в самых различных ситуациях, требующих повышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад в гармоничное развитие человека, независимо от его возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации. Стремительные темпы научно-технического прогресса, появление сложнейших автоматизированных устройств и вычислительных комплексов, роботизированных технологических участков в разных отраслях производства, неуклонный рост разнообразной научной информации и другие технические новшества не проходят бесследно для школы. Напротив, они оказывают на неё самое непосредственное влияние. Во всем мире растет понимание того, что школа уже не может обеспечить своих воспитанников знаниями на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе школьного образования занимает развитие учащихся, формирование у них таких качеств творческой личности, которые помогли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности. Конечно, шахматы не единственное средство развития творческих способностей учащихся. В педагогической литературе описаны самые разнообразные способы формирования творческих качеств учащихся разного возраста на учебных занятиях и во внеурочное время. Но разве наличие таких средств может поставить под сомнение целесообразность использования в школе еще одного, не менее эффективного средства, каким являются шахматы? ...Конец 1988 года. Город Салоники. Греция. Всемирная шахматная олимпиада. Основное внимание многочисленных участников этого шахматного праздника, тренеров, журнал истов, зрителей приковано к событиям, происходящим за шахматными столиками. Скучать не приходится - каждый день приносит новые, нередко трудно предсказуемые результаты и впечатления. В центре внимания - признанные корифеи, кудесники этой мудрой игры: чемпион мира Гарри Каспаров, его постоянный соперник, теперь уже экс-чемпион Анатолий Карпов, еще один бывший чемпион — Борис Спасский, упорно стремящиеся к этому званию Артур Юсупов и Александр Белявский, старейшина всемирного шахматного сообщества неувядаемый аргентинец Мигель Найдорф, все еще не утративший своих честолюбивых надежд Виктор Корчной, легендарная Майя Чибурданилзе, совсем юные, но уже такие известные Василий Иванчук, сестры Юдит и Жужа Полгар... Огромный переполненный зал, казалось, не знает покоя. Спорт есть спорт. Кто побелит? Состоится ли столь желанная зрительскому сердцу сенсация? И подсчеты, подсчеты - «голы. очки, секунды...». Олимпиада есть олимпиада... А в это время совсем недалеко от места жарких шахматных баталий, в скромном конференц-зале олимпийского центра греческого города Салоники на очередном конгрессе Международной шахматной федерации (ФИДЕ) произошло малозаметное на первый взгляд событие, затерявшееся в бесконечных спорах о новых турнирах и матчах, спортивных званиях и гонорарах, судейских ошибках и финансовых проблемах, амбициях и притязаниях чемпионов, менеджеров, спонсоров, шахматных чиновников, соперничающих ассоциаций и федераций... По инициативе Шахматной федерации СССР конгресс ФИДЕ постановил: «Признавая большие воспитательные возможности шахмат, сочетающих и себе элеменгы науки, искусства и спорта, их благотворное влияние на гармоничное развитие человека, создать новую международную комиссию ФИДЕ — «Шахматы — всем!». Рекомендовать шахматным федерациям всех стран, входящих в ФИДЕ, вести активную пропагандистскую, организационную и методическую работу по широкому привлечению к занятиям шахматами людей разного возраста, уделив особое внимание шахматному всеобучу молодежи». «Только и всего? — спросит читатель. Мало ли комиссий в ФИДЕ? Ну, будет еще одна, проку-то от этою немного...» И в самом деле, так ли уж важно это событие в международной шахматной жизни, особенно если сравнить его с грандиозными супертурнирами, грядущими матчами за мировую шахматную корону, растущими на глазах финансовыми вложениями в так называемые быстрые шахматы — надежное рекламное шоу, приносящее немалый доход радетелям этого модного новшества? Но вдумаемся, читатель! «Шахматы — всем!» Шахматы - единственная из интеллектуальных игр, каких на свете великое множество, — вышли за рамки своего, казалось бы, самоочевидного назначения — служить средством сугубо спортивного интеллектуального единоборства. Шахматы совершили почти невозможное - осуществили прорыв в широкую социальную сферу, всем своим многовековым развитием заслужили, наконец, официальное признание не только как мощное средство воспитания и развития человека, но и как неотъемлемая составная часть культурной и научной жизни современного человеческого общества. Столь исключительное явление, естественно, требует серьезного анализа и доказательного объяснения. Мы попытаемся лишь обозначить наиболее существенные аспекты этой сложной, подлинно научной проблемы, уделив основное внимание педагогическому потенциалу шахмат. ...Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы — превосходная школа последовательного логического мышления... Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение школьников в занятия шахматами. Здесь как нельзя более эффективно «работают» спортивный и зрелищный компоненты, их соревновательная сущность, игровой характер, которые стимулируют интерес к шахматам, стремление овладеть правилами игры, попробовать свои силы за шахматной доской Именно с игры, такой загадочной и интересной, позволяющей посоревноваться с товарищами в скорости и точности расчета вариантов, глубине оценки позиций, знании шахматной теории, начинается путь подростка в увлекательный мир шахмат. Поэтому важной задачей является пропаганда шахмат среди детей, педагогов и родителей, проведение массовых шахматных соревнований школьников. Вместе с тем важно обобщить опыт шахматного всеобуча в школах, выявить психолого-педагогические возможности в развитии интеллектуальных способностей человека. Отметим прежде всего, что необходимым условием успешной игры в шахматы является последовательность мыслительных операций. Уже на первых шагах приобщения к этой игре юный шахматист убеждается, что одного желания выиграть партию, добиться весомого материального преимущества или провести красивую комбинацию на доске недостаточно. Совершенно очевидно, что сильные позиционные ходы или выигрышные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной подготовки и должны быть обоснованы. Оказывается, что комбинация возможна лишь тогда, когда накоплен ряд позиционных преимуществ: имеются лучшая координация в действии фигур, перевес в силах на каком-либо участке доски, обеспечено безопасное положение короля. Тем самым шахматы неизбежно учат: выбор наиболее правильных решении всегда должен опираться на объективный учет и оценку имеющихся условий. Сущности шахмат совершенно не соответствуют «слепые» действия на удачу: за каждый легкомысленный ход шахматист может понести наказание в виде ухудшения положения своих фигур или даже проигрыша партии Шахматы — мощный стимул развития любознательности. Уже первый опыт сражения за доской показывает начинающему шахматисту, что многих ошибочных ходов или даже проигрыша партий он мог бы избежать, если бы был знаком с разработанными ранее и известными в теории шахмат правилами и вариантами. Так первоначально возникает желание ознакомиться с элементарными комбинациями и дебютными ловушками, которое затем перерастает в устойчивую потребность глубокого изучения теории шахмат. В то же время шахматы убедительно раскрывают относительное (а не абсолютное) значение усвоенных знаний для практической деятельности. Опыт показывает, что самая высокая осведомленность в теории шахмат не гарантирует безошибочности игры во многих позициях. Игра только «по книжке» не может охватить всего многообразия ситуаций. Для движения вперед шахматист должен научиться самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки для выбора решений применительно к разнообразным конкретным ситуациям. В этом процессе важное значение приобретает овладение искусством сравнительного мыслительного анализа: умение находить различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различных. Занятия шахматами с первоклассниками показали, что через несколько месяцев они уверенно находили общие комбинационные идеи в позициях с непохожим внешним расположением фигур на доске и различали оценку позиций, отличающихся внешне незначительными изменениями. Умение сравнивать позиции на шахматной доске формирует способность к обобщению шахматного материала. Замечено, что, постепенно совершенствуясь в игре, юные шахматисты легко и естественно принимают и осознают понятие типичного (типичная позиция в дебюте или середине игры, типичное окончание, типичная комбинация и т.н.), учатся выделять главные, наиболее существенные характеристики и особенности конкретной ситуации, а в дальнейшем переносят усвоенные на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности Тем самым шахматы вносят свой вклад в формирование творческих качеств личности. Несомненно благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Следует отметить, однако, что представление о том, что шахматист в основном опирается на буквальное запоминание множества конкретных вариантов, держит в уме большой набор позиций с точным расположением всех фигур на доске, является ошибочным. Исследования ученых показали, что в мыслительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквальное, механическое, а смысловое, логическое запоминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических связей между расположением фигур воспроизводились в 4—5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок. Нередко наблюдающие за сеансом одновременной игры на 25- 30 досках, который проводит сильный шахматист, задают вопрос: «Как можно запомнить все происходящее в различных партиях?» Все дело в том. что шахматист запоминает позицию по-особому — не столько расположение фигур, сколько смысловое содержание борьбы в каждой партии. Если в шутку снять с одной из досок во время отсутствия сеансера пешку или любую другую фигуру, то, подойдя к данному шахматному столику, опытный шахматист, как правило, немедленно обнаружит пропажу. И не потому, что попытается воспроизвести в памяти «фотографию» позиции, а потому, что заметит нарушение запомнившейся оценки позиции, невозможность реализации ранее задуманного плана игры. Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышления и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широкого по объему внимания. Последовательной и сильной игрой можно довести партию до благоприятного положения. Но достаточно, хотя бы на короткий промежуток времени, ослабить внимание, как плоды всей кропотливой предыдущей работы могут быть обесценены. Нередко приходится наблюдать, что шахматист, добивающийся больших успехов, отличается от соперников не столько более глубоким пониманием законов теории, сколько лучшей способностью к длительной и интенсивной концентрации внимания. Шахматы учат не только принимать в расчет отдельные факторы или «видеть» ту часть доски, где происходят в данный момент главные события, но и распределять внимание на весь фронт борьбы. Добиться этого нелегко. М. Ботвинник в связи с этим предупреждает: «Следует учесть, что шахматист во время расчетов не видит всей доски с 64 полями... Из общего числа в 25—30 фигур в расчете участвуют 3—6 фигур». Замечание справедливо, но из него вовсе не следует, что определенная избирательность внимания и связанные с нею ошибки в игре предопределены объективными условиями Напротив, изучение практики шахматных соревнований показывает, что эти объективные трудности при анализе шахматной ситуации развивают у шахматистов способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Это исключительно важное дли жизни свойство — «видеть» в сложной ситуации многое и оценивать достаточно глубоко - хорошо закрепляется в условиях шахматной борьбы. Не случайно известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На основании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать. что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику». Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как ограничение времени на обдумывание ходов. Длительные сомнения и откладывание выбора «на потом» невозможны в шахматах. За определенные промежутки времени решения обязательно должны быть приняты и ходы сделаны, иначе — проигрыш. Поэтому шахматист неизбежно учится рационально распределять время, объективно оценивать временные интервалы, а главное, преодолевать нерешительность в выборе того или иного хода. Все эти качества, несомненно, выходят за круг сугубо шахматных ситуаций, они проявляются и в ситуациях жизненных. Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, воображения и способностей предвидения. Тот или иной ход не делается лишь в расчете на удачу — должны быть взвешены все «за» и «против» намечаемой операции. Причем излишнее фантазирование, предвзятость, легкомыслие недопустимы: шахматист должен исходить из реальной обстановки. В жизни часто приходится сталкиваться с людьми, которые в новой, изменившейся ситуации тратят время и силы на то, чтобы преодолеть отрицательные переживания, связанные с воспоминаниями о прежних упущениях. Но нашим наблюдениям, шахматисты крайне редко обращаются к мыслям типа: «Надо было...» Ведь ход уже сделан, прошлую позицию не вернешь, сожаления о сделанном бесполезны, и создавшаяся ситуация требует сосредоточить внимание на реальном настоящем ходе игры и его возможном изменении Итак, шахматист объективными условиями игры сориентирован на необходимость постоянного предвидения развития событии на доске. Он обязан предвидеть! Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображении оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, которые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекаться от данного конкретного расположения объектов и вести прогностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности. Совершенствуя качество прогностического анализа, шахматист преодолевает две основные трудности: отрицательное влияние так называемых остаточных образов (т.е. мысленною переноса образа прошлой позиции или отдельных элементов в неизменном виде на анализ новой ситуации, сложившейся на лоске) и отрицательное влияние «опережающих» образов (когда образы будущих, только планируемых в уме ситуаций воспринимаются как реально существующие, а представление, созданное зрительным воображением, вытесняет действительность). Следует также подчеркнуть еще одну важную особенность процесса прогностического анализа у шахматистов, заключающуюся в необходимости постоянного сопоставления своих расчетов с возможными реакциями соперника, который стремится найти ошибку в планах партнера и по возможности дезинформировать его относительно собственных намерений. Тем самым процесс предвидения шахматиста становится процессом рефлексивным, т.е. неизбежно связанным с имитацией мыслей противника и анализом (коррекцией) собственных рассуждений и выводов с учетом результатов такой имитации. До сих пор мы обсуждали преимущественно влияние шахмат на развитие логических форм мышления. Но шахматы апеллируют не только к здравому смыслу, строгой логике. Многие позиции, возникающие в шахматной партии, носят проблемный характер. Несмотря на строгую определенность правил и то, что строго теоретически эта игра имеет конечное число вариантов, практически в шахматах не представляется возможным установить оптимальную стратегию, которая содержала бы ответ на вопрос: какая из сторон выиграет при правильной игре или партия должна закончиться вничью? При обдумывании игры шахматист не перебирает все возможные ходы, а ограничивает свои поиски сравнительно небольшим числом вариантов. При этом, приняв решение, он не может, как правило, точно доказать, что оно является единственно верным. Таким образом, шахматист часто делает выбор в ситуации, носящей проблемный характер, используя эвристические приемы принятия решений. Невозможность действовать на основе перебора возможных вариантов (в шахматах их 10 120) обусловливает интуитивный выбор многих решений в шахматах. Конечно, интуиция, «внезапное постижение истины» и в шахматах не является сверхъестественной способностью, обособленной от логического мышления. В основе интуиции шахматиста лежат ранее накопленный опыт, знания, предшествующий логический анализ ситуации. Исследования психологов и педагогов показали, что основными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса знаний и умении в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функции знакомого объекта, его структуры; умение находить оригинальный способ решения при известных способах игры и т.п. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показывают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высокой квалификации. Конечно, проявление этих качеств во многом зависит от таланта, врожденных способностей личности, но было бы неверным считать, что творческие качества не поддаются целенаправленному формированию, в том числе и в процессе обучения шахматам, выполнения специальных упражнений, решения задач, ознакомления с партиями ведущих шахматистов. Говоря о роли шахмат в развитии творческого мышления учащихся, рассматривая шахматы в качестве своеобразного тренажера творчества, отметим еще одну важную особенность: в отличие от многих видов реальной творческой практики человека, в шахматах существует более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, поскольку почти каждый ход требует решения творческих задач. Практический опыт и научные исследования показывают, что в шахматах бесперспективны слепые подражания уже известным образам и пассивность при обдумывании партии. Шахматы требуют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, учат эксперименту в широком смысле этого понятия. Влияние шахмат на психику человека не ограничивается интеллектуальными функциями. В процесс шахматной борьбы, как правило, вовлекается личность, поэтому игра заметно воздействует на характер человека в целом. Выдающийся российский психолог В. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только состязания умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». Шахматная игра - это борьба, состязание. Именно в этом раскрывается психологическая сущность шахматной деятельности. В шахматных состязаниях, как и во многих жизненных ситуациях, каждому из партнеров приходится преодолевать препятствия. Не случайно первый чемпион мира В. Стейниц писал, что «шахматы — не для людей слабых духом». Как известно, в борьбе важно подчинить ход событий своей воле, и победителем будет тот, кто лучше и быстрее справится с этой задачей. Поэтому активность, настойчивость, воля, целеустремленность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей. Шахматы наглядно демонстрируют невыгодность пассивного образа действии, отказа от инициативы, недостаточной смелости в выборе и реализации планов игры. Справедлив афоризм: «Лучше следовать сомнительному плану, чем не иметь никакого». Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Уже первое правило шахматных соревнований: «Тронул фигуру — обязан ею сделать ход» указывает на строгую ответственность шахматиста. Совершенствуясь в игре, он неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролировать свои действия (например, взяв за правило, каждый раз проверять намеченный в уме ход), не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире. Отметим влияние шахмат на развитие объективности шахматиста. Абсурдно, например, ставить конечную цель — дать мат королю противника уже в дебюте или комбинировать, не создав для комбинации позиционной базы, не накопив силы, не продумав последствия того или иного маневра. Мир шахмат всегда реален и выражен в конкретных позициях, которые должны быть беспристрастно оценены независимо от настроения или субъективных желаний играющих. От объективности оценки позиции прежде всего зависит успех в игре. Практика шахмат показывает необходимость выбора наиболее экономичных решений. Это относится к экономии (достаточной!) сил и времени как при защите, так и при нападении, что ведет к развитию черт рационализма в характере. Так, например, шахматисты при решении нешахматных проблем не склонны анализировать далекие перспективы, если в данный момент необходимо выполнить какие-либо обязательные предварительные действия. По-видимому, это отражает распространенное в шахматах правило: если предстоит форсированный (вынужденный, обязательный) вариант, то надо его разыграть и уже потом планировать дальнейшие события, а не наоборот. Принимая решение (выбирая ход), шахматист вынужден действовать на неполной ориентировочной основе, прибегая к риску, при наличии дефицита времени на обдумывание и учитывая «окончательность» принятого решения (если ход сделан, то последующее изменение замыслов, как правило, уже невозможно). Это требует решительности, смелости, готовности пойти на риск. Обычно успех сопутствует тем, кто сочетает риск с повышенной ответственностью и осмотрительностью. Такая «осторожная смелость», оправданный рационализм свойственны шахматистам даже в самых острых и драматичных ситуациях. Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овладевает способностыо поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями. Путь шахматных сражений — это путь «взлетов» и неизбежных «падений». Устойчивость характера наиболее рельефно проявляется в отношении к неудачам. Известны три типа реакций на неудачи: 1) пассивная, с последующим снижением энергии; 2) спокойная, уравновешенная; 3) повышенно активная, «реваншистская». Как правило, успех сопутствует тем, кто критично и объективно оценивает причины своих неудач и в кратчайший срок преодолевает неизбежные отрицательные эмоции, пассивность или, напротив. чрезмерную агрессивность, граничащую с азартом. Шахматы учат ждать благоприятного момента, не форсировать событий без достаточных объективных оснований. Известно, например, что шахматная партия, как правило, не решается в первом столкновении фигур и не проигрывается из-за одной, не очень серьезной ошибки Начинающий шахматист обычно возлагает все надежды на первый кризис борьбы в партии и, не добившись немедленною успеха, зачастую «опускает руки». С опытом приходит умение бороться до конца, сообразуясь с особенностями развития партии, инициативно искать «свои шансы» в любой ситуации. Эго же относится и к турнирной тактике в целом: нельзя прекращать борьбу, психологически разоружаться, если желаемое нельзя осуществить сразу. Напомним, к примеру, что в матче на первенство мира (1984-1985 гг.) Гарри Каспаров одержал первую победу только в 32-й партии этого соревнования. Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т.п. Эта борьба с приобретением шахматного опыта становится более осознанной и эффективной. Можно полагать, что шахматы — полезная школа для воспитания стойкости и упорства в экстремальных ситуациях. Так, например, при обследовании студентов — шахматистов и нешахматистов — было установлено, что первые добивались на экзаменах значительно более высоких показателей в сравнении с оценками в течение семестра. У нешахматистов преимущество экзаменационных оценок над текущими было несущественным. Шахматы развивают объективное отношение к себе. Шахматная партия проходит в обстановке острой взаимной критики. Каждый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш — обязательное следствие какого- либо собственного промаха. Винить кого-либо в поражении бессмысленно. Шахматист сам пожинает то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Образно говоря, он оказывается один на один перед истиной, которая проявляется в четкой и бесспорной форме. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и становятся, следовательно, средством самовоспитания. Исследования показали, что совершенствование навыков и умении шахматиста прямо связано с формированием у него объективной самооценки. На этом пути, опираясь на самопознание, шахматист постепенно переходит от оценки своих возможностей, основанной лишь на собственных желаниях, к самооценке, ставшей результатом верного сопоставления его личных притязаний с объективными результатами его деятельности и сравнения ее с достижениями других. Формирование объективного отношения к себе неразрывно связано с верной оценкой соперников, других людей. Шахматы учат уважать чужое мнение. Вместе с тем шахматист не может и не должен безоговорочно соглашаться с замыслами соперника, принимать их на веру. Чтобы победить, он должен найти изъяны в его планах и постараться использовать эти промахи. Поэтому в отношении к сопернику доверие и уважение сочетаются с направленностью на критический анализ его игры. Необходимость целесообразно действовать по отношению к противнику вызывает потребность в глубоком изучении как его сильных сторон, так и недостатков. Здесь, наряду с наличием объективной информации о противнике, важное значение приобретает развитие способности сопереживать, ставить себя на место другого. Опыт такого рода неизбежно повышает эффективность взаимопонимания людей в различных жизненных ситуациях. Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кругозор. Уже первые шаги в соревнованиях связаны у школьника с участием в ритуалах открытия и закрытия турнира, записью партий, наличием зрителей, обменом традиционными приветствиями и т.д. А.Е. Карпов отмечал: «В детских турнирах участники не только учатся играть и думать. Шахматные соревнования прививают им корректность, умение вести себя в обществе, уважение к личности партнера...». Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знакомиться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание. Говоря о воспитательном значении шахмат, их положительном влиянии на развитие характера и мышления, не следует забывать, что шахматы лишь средство, эффективность использования которого определяется не само по себе, а обусловлено социальными факторами: общественными отношениями, социально-психологическим климатом в коллективе, идейной и нравственной зрелостью самой личности. При ошибках в воспитании шахматы, несмотря на определенную тренировку интеллекта, могут вызвать развитие отрицательных свойств характера. Шахматы - это напряженная борьба индивидуальностей, в которой необходимо победить соперника. В процессе состязания за пределами шахматной доски остаются другие люди (команда, тренеры, болельщики), которые вроде бы и не имеют прямого отношения к результату игры. Поэтому у недостаточно зрелого человека может возникнуть впечатление, что достигнутый успех — это всецело его личное достижение. И если такой шахматист живет в атмосфере безудержных похвал, если слабы его связи с коллективом, то развитие так называемой звездной болезни вполне возможно. У него возникает эгоцентризм, чувство «премьерства», о котором писал К. Станиславский применительно к актерам. Значение собственной личности гиперболизируется, развивается высокомерие, пренебрежительное или завистливое отношение к другим людям. Хотя подобные явления не так уж часты, но, чтобы предотвратить их, необходимо вести систематическую воспитательную работу. Нужно не только пропагандировать спортивные и творческие достижения шахматистов, но и обращать особое внимание на их личностные качества. Вряд ли следует широко рекламировать первые успехи молодых шахматистов. Нельзя не учитывать и высказываемые порой возражения против обучения школьников шахматам. Утверждают, например, будто шахматы односторонне воздействуют на детскую психику и это ведет к однобокому развитию. Высказывается лаже мнение, что нервная нагрузка, которая вызывается шахматными соревнованиями, чрезмерна для детского организма, что младшие школьники не подготовлены к усвоению ряда сложных абстрактных понятий теории шахмат и т.п. Первый аргумент может быть адресован любому виду специальной деятельности. Разумеется, не следует узкопрофессионально развивать личность. Поэтому шахматные занятия должны быть взаимосвязаны с другими видами существенно полезной деятельности. приобщением детей к разным видам науки, искусства, культуры, спорта. Имеющийся опыт преподавания шахмат в школе показал, что в подавляющем большинстве удается избежать узкопрофессионального подхода. Можно понять опасение и по поводу перегрузок в нервно-психическом развитии детей в связи с участием в шахматных соревнованиях. Однако и здесь все зависит от рациональной методики работы с юными шахматистами. На основании обобщения имеющихся материалов представляется нежелательным участие детей до 10 лет к соревнованиях серьезного официального характера, особенно если в подобных турнирах играют и шахматисты старших возрастов. Занятия теорией шахмат с учащимися начальных классов полезно сочетать с проведением тренировочных («легких») партий и небольших турниров. Отметим далее, что 7—8-летние дети, как показал опыт, довольно уверенно овладевают символикой шахмат, но, конечно, преподаватель должен не уходить в сложные теоретические экскурсы, а сосредоточить усилии на усвоении ребятами практической игры. Здесь важно соблюдать меру: шахматные занятия не должны, с одной стороны, превращаться в простое развлекательное, бездумное времяпрепровождение, с другой, — становиться новым сложным предметом обучения. Таким образом, от разработки эффективных методик, учитывающих характерные особенности мышления школьников разного возраста и их физическое развитие (особенно в начальных классах), зависит успех школьных шахмат. Это в равной мере относится и к изучению возможностей использования шахмат как средства обучения на уроках и во внеурочной образовательной деятельности учителя применительно к разным учебным дисциплинам. Опыт показывает. что шахматный материал может оказаться весьма полезным при изучении не только математики, как обычно считают, но и других естественных и гуманитарных предметов. Особый интерес представляет изучение возможностей использовании игровых шахматных обучающих программ при изучении школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники». В последнее время научные исследовании, посвященные теоретическим и опытно-экспериментальным доказательствам психолого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во многих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. Так, по данным двухгодичных исследований, проведенных под руководством академика Российской академии образования Н.Ф. Талызиной, у младших школьников, участвовавших в экспериментах, повысилась успеваемость по всем предметам. Учителя отмечают у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения. Об этом свидетельствуют многочисленные высказывания шахматных тренеров и педагогов в публикациях последних лет. Приведем некоторые из них. Э. Нягу (директор средней школы N? 3 г. Кишинева): «Факты неопровержимо свидетельствуют: у детей повышается успеваемость, улучшается дисциплина». В. Охотник (преподаватель из г. Ужгорода): «Дети изменяются на глазах. Особенно это касается трудных школьников. Шахматные уроки очень нужны ребятам, их влияние даже если не будет сиюминутным, то непременно скажется в будущем». Г. Вебер (г. Красноярск): «Шахматы являются мощным средством воспитания воли, целеустремленности, способности логически мыслить и находить оптимальные решения в сложных ситуациях». Интересные исследования, направленные на изучение проблем шахматной педагогики, проводятся во многих странах мира. Вот так оценивает эту работу вине-президент ФИДЕ известный шахматный деятель из Венесуэлы Р. Тудела: «В ФИДЕ очень активно работает комиссия но школьным шахматам. Мы создали информационный центр в Мадриде. Туда поступает информация из всех стран, которые занимаются этим вопросом. Мы знаем о международных совещаниях по проблемам школьных шахмат. Такая информация обрабатывается, переводится на языки ФИДЕ и распространяется среди заинтересованных государств. Сейчас в Венесуэле мы занимаемся подготовкой 1200 преподавателей шахмат для школ. Сначала мы провели эксперимент в контролируемых условиях. Выбрали школы, находящиеся рядом. Состав учащихся, социальная среда, уровень экономического развития района — все было одинаковым. Мы исходили из того, что и коэффициент умственною развития учеников также одинаков. В одной из школ шахматы стали преподавать наряду с другими предметами. И результаты оказались просто поразительными: средний уровень разжития учеников школы, где шахматы преподавались, значительно вырос, повысилась их успеваемость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. В Гарвардском университете США проводился подобный эксперимент. Результаты ею подтвердили тe. что получены в Венесуэле. Благодаря этому я и сумел убедить наше правительство официально внедрить эту программу в жизнь». Очень интересный международный проект по развитию школьных шахмат разработан учеными и энтузиастами-педагогами Англии, России и США. Его основная направленность - использование воспитательных возможностей шахмат в борьбе с нарастающими негативными явлениями в молодежной среде, и прежде всего наркоманией и преступностью. Этот проект обсуждался на высоком, правительственном уровне (в конгрессе США с поддержкой этого проекта выступил чемпион мира Гарри Каспаров) и получил широкое общественное признание. Все большее внимание ученых, прежде всего педагогов и психологов, привлекает сопоставление методов развития специфических шахматных способностей школьников с некоторыми общепедагогическими концепциями формирования творческих качеств личности человека — проблемным обучением, оптимизацией учебно-воспитательного процесса, алгоритмизацией мыслительных операций, этапностью в формировании умственных действии, дифференциацией реальных познавательных возможностей обучаемых и на этой основе усилением индивидуального подхода к обучению и т.д. Иными словами, шахматы представляют собой весьма удобную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов, а определенность конечных результатов обучения шахматам, возможность сравнения конкурирующих методов преподавания повышают достоверность получаемых научных выводов и практических рекомендаций. Очевидно, что такой, подлинно исследовательский подход к проблемам шахматной педагогики заслуживает особого внимания специалистов, объединения их усилий в организации совместных научных исследований. Печатается по изданию: Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика: Учеб. пос. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 730-747. Похожие статьи:Прогностика. Образование для будущего → Гражданина нельзя функционера Прогностика. Образование для будущего → Будущее науки и технологий: педагогическое прочтение Прогностика. Образование для будущего → Научная школа В.Н. Шамардина в Калининграде Прогностика. Образование для будущего → Александр Снегуров. Не стреляйте в учителя!
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым! |
||
Последние вопросы FAQ
Рейтинг пользователей
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб. Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта, а также оплаты работы модераторов.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||