ГлавнаяСтатьиЗолотая библиотекаБорис Гершунский. Шахматный Гольфстрим
Разделы статей

Борис Гершунский. Шахматный Гольфстрим

8 сентября 2015 - Сергей Пимчев
Борис Гершунский. Шахматный Гольфстрим
В основу статьи наложена книга «Шахматы - школе», опубликованная в 1991 голу в Москве в издательстве «Педагогика» тиражом 100 тыс. экземпляров (См.: Шахматы — школе / Под ред. Б.С. Гсршунекого, Н.В. Крогиуса и B.C. Хелемедика. Составители: Б.С. Гершунский и А Н. Костьев. М., 1991. - 336 с.).
Статью можно рассматривать как модель анализа любой игры или деятельности, которая ориентирует на выявление общепедагогического, развивающего потенциала в его конкретных направлении и результатах.
Что касается шахмат, то... Сейчас добротные деревянные шахматы среднего размера стоят 500-600 рублей в магазине. Цена электронной доски для класса - от 100 000 руб. Делайте выводы об эффективном управлении образовательными системами.
 
Гершунский Борис Семёнович.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ШАХМАТ
 
История развития культуры убедительно свидетельствует о неуклонном повышении интереса человечества к шахматам. Пройдя многовековой путь своего развития, шахматы из игры одиночек превратились в любимое занятие миллионов. Шахматам посвящены десятки тысяч книг. В различных странах выходят сотни журналов, за соревнованиями сильнейших шахматистов с интересом следят любители древней игры на всех конти­нентах Выдающиеся политические деятели, военачальники и полководцы, писатели, музыканты, ученые видели и видят в шахматах не просто отдых и развлечение, но и своеобразную гимнастику ума, эффективное средство воспитания и развития человека.
Массовая практика использования шахмат в школе, анализ опыта работы педагогов и тренеров подтверждают во многом уникальные возможности шахмат для обучения, развития и воспита­ния учащихся разного возраста. Поэтому к числу наиболее важ­ных социальных функций шахмат, несомненно, должна быть от­несена и функция педагогическая, ориентированная на формиро­вание творческих качеств личности, развитие познавательной активности учащихся, их самостоятельности в принятии опти­мальных решений в самых различных ситуациях, требующих по­вышенного внимания, избирательности в оценке разнообразных факторов, ответственности, высокой культуры и дисциплины мыслительной деятельности. Отличаясь доступностью, простотой и привлекательностью, шахматы вносят все более весомый вклад в гармоничное развитие человека, независимо от его возраста, профессии, спортивной шахматной квалификации.
Стремительные темпы научно-технического прогресса, появ­ление сложнейших автоматизированных устройств и вычислитель­ных комплексов, роботизированных технологических участков в разных отраслях производства, неуклонный рост разнообразной научной информации и другие технические новшества не прохо­дят бесследно для школы. Напротив, они оказывают на неё самое непосредственное влияние. Во всем мире растет понимание того, что школа уже не может обеспечить своих воспитанников знани­ями на все случаи жизни. Поэтому центральное место в системе школьного образования занимает развитие учащихся, формиро­вание у них таких качеств творческой личности, которые помог­ли бы им активно участвовать в последующей учебной и трудовой деятельности.
Конечно, шахматы не единственное средство развития твор­ческих способностей учащихся. В педагогической литературе опи­саны самые разнообразные способы формирования творческих качеств учащихся разного возраста на учебных занятиях и во вне­урочное время. Но разве наличие таких средств может поставить под сомнение целесообразность использования в школе еще од­ного, не менее эффективного средства, каким являются шахма­ты?
...Конец 1988 года. Город Салоники. Греция. Всемирная шах­матная олимпиада. Основное внимание многочисленных участни­ков этого шахматного праздника, тренеров, журнал истов, зрите­лей приковано к событиям, происходящим за шахматными столиками. Скучать не приходится - каждый день приносит новые, нередко трудно предсказуемые результаты и впечатления. В цент­ре внимания - признанные корифеи, кудесники этой мудрой игры: чемпион мира Гарри Каспаров, его постоянный соперник, теперь уже экс-чемпион Анатолий Карпов, еще один бывший чем­пион — Борис Спасский, упорно стремящиеся к этому званию Артур Юсупов и Александр Белявский, старейшина всемирного шахматного сообщества неувядаемый аргентинец Мигель Найдорф, все еще не утративший своих честолюбивых надежд Виктор Корчной, легендарная Майя Чибурданилзе, совсем юные, но уже такие известные Василий Иванчук, сестры Юдит и Жужа Полгар...
Огромный переполненный зал, казалось, не знает покоя. Спорт есть спорт. Кто побелит? Состоится ли столь желанная зритель­скому сердцу сенсация? И подсчеты, подсчеты - «голы. очки, секунды...». Олимпиада есть олимпиада...
А в это время совсем недалеко от места жарких шахматных баталий, в скромном конференц-зале олимпийского центра гре­ческого города Салоники на очередном конгрессе Международ­ной шахматной федерации (ФИДЕ) произошло малозаметное на первый взгляд событие, затерявшееся в бесконечных спорах о новых турнирах и матчах, спортивных званиях и гонорарах, су­дейских ошибках и финансовых проблемах, амбициях и притяза­ниях чемпионов, менеджеров, спонсоров, шахматных чиновни­ков, соперничающих ассоциаций и федераций...
По инициативе Шахматной федерации СССР конгресс ФИДЕ постановил: «Признавая большие воспитательные возможности шахмат, сочетающих и себе элеменгы науки, искусства и спорта, их благотворное влияние на гармоничное развитие человека, создать новую международную комиссию ФИДЕ — «Шахматы — всем!». Рекомендовать шахматным федерациям всех стран, входящих в ФИДЕ, вести активную пропагандистскую, организационную и ме­тодическую работу по широкому привлечению к занятиям шахмата­ми людей разного возраста, уделив особое внимание шахматному всеобучу молодежи».
«Только и всего? — спросит читатель. Мало ли комиссий в ФИДЕ? Ну, будет еще одна, проку-то от этою немного...» И в самом деле, так ли уж важно это событие в международной шахматной жизни, особенно если сравнить его с грандиозными супертурнирами, грядущими матчами за мировую шахматную ко­рону, растущими на глазах финансовыми вложениями в так на­зываемые быстрые шахматы — надежное рекламное шоу, прино­сящее немалый доход радетелям этого модного новшества?
Но вдумаемся, читатель! «Шахматы — всем!» Шахматы - единственная из интеллектуальных игр, каких на свете великое множество, — вышли за рамки своего, казалось бы, самоочевид­ного назначения — служить средством сугубо спортивного интел­лектуального единоборства. Шахматы совершили почти невозмож­ное - осуществили прорыв в широкую социальную сферу, всем своим многовековым развитием заслужили, наконец, официаль­ное признание не только как мощное средство воспитания и раз­вития человека, но и как неотъемлемая составная часть культур­ной и научной жизни современного человеческого общества.
Столь исключительное явление, естественно, требует серьез­ного анализа и доказательного объяснения. Мы попытаемся лишь обозначить наиболее существенные аспекты этой сложной, под­линно научной проблемы, уделив основное внимание педагоги­ческому потенциалу шахмат.
...Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Шахматы — превосходная школа последовательного логического мышления... Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточен­ность, развивает память. Она должна войти в жизнь начальной шко­лы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат прояв­ляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение школьников в занятия шахматами. Здесь как нельзя более эффективно «работают» спортивный и зрелищный компо­ненты, их соревновательная сущность, игровой характер, кото­рые стимулируют интерес к шахматам, стремление овладеть пра­вилами игры, попробовать свои силы за шахматной доской
Именно с игры, такой загадочной и интересной, позволяю­щей посоревноваться с товарищами в скорости и точности расче­та вариантов, глубине оценки позиций, знании шахматной тео­рии, начинается путь подростка в увлекательный мир шахмат.
Поэтому важной задачей является пропаганда шахмат среди детей, педагогов и родителей, проведение массовых шахматных соревно­ваний школьников. Вместе с тем важно обобщить опыт шахматного всеобуча в школах, выявить психолого-педагогические возмож­ности в развитии интеллектуальных способностей человека.
Отметим прежде всего, что необходимым условием успешной игры в шахматы является последовательность мыслительных опе­раций.
Уже на первых шагах приобщения к этой игре юный шахма­тист убеждается, что одного желания выиграть партию, добиться весомого материального преимущества или провести красивую комбинацию на доске недостаточно. Совершенно очевидно, что сильные позиционные ходы или выигрышные комбинации не возникают по воле случая, а требуют определенной подготовки и должны быть обоснованы. Оказывается, что комбинация возмож­на лишь тогда, когда накоплен ряд позиционных преимуществ: имеются лучшая координация в действии фигур, перевес в силах на каком-либо участке доски, обеспечено безопасное положение короля. Тем самым шахматы неизбежно учат: выбор наиболее пра­вильных решении всегда должен опираться на объективный учет и оценку имеющихся условий. Сущности шахмат совершенно не соответствуют «слепые» действия на удачу: за каждый легкомыс­ленный ход шахматист может понести наказание в виде ухудше­ния положения своих фигур или даже проигрыша партии
Шахматы — мощный стимул развития любознательности. Уже первый опыт сражения за доской показывает начинающему шахма­тисту, что многих ошибочных ходов или даже проигрыша партий он мог бы избежать, если бы был знаком с разработанными ранее и известными в теории шахмат правилами и вариантами. Так первона­чально возникает желание ознакомиться с элементарными ком­бинациями и дебютными ловушками, которое затем перерастает в устойчивую потребность глубокого изучения теории шахмат.
В то же время шахматы убедительно раскрывают относитель­ное (а не абсолютное) значение усвоенных знаний для практи­ческой деятельности. Опыт показывает, что самая высокая осве­домленность в теории шахмат не гарантирует безошибочности игры во многих позициях. Игра только «по книжке» не может охватить всего многообразия ситуаций.
Для движения вперед шахматист должен научиться самостоятельно использовать имеющиеся у него знания и навыки для вы­бора решений применительно к разнообразным конкретным си­туациям. В этом процессе важное значение приобретает овладение искусством сравнительного мыслительного анализа: умение нахо­дить различия в похожих ситуациях и сходство во внешне различ­ных.
Занятия шахматами с первоклассниками показали, что через несколько месяцев они уверенно находили общие комбинацион­ные идеи в позициях с непохожим внешним расположением фи­гур на доске и различали оценку позиций, отличающихся внешне незначительными изменениями. Умение сравнивать позиции на шахматной доске формирует способность к обобщению шахматно­го материала. Замечено, что, постепенно совершенствуясь в игре, юные шахматисты легко и естественно принимают и осознают понятие типичного (типичная позиция в дебюте или середине игры, типичное окончание, типичная комбинация и т.н.), учатся выделять главные, наиболее существенные характеристики и осо­бенности конкретной ситуации, а в дальнейшем переносят усво­енные на шахматном материале навыки и умения в другие сферы своей деятельности Тем самым шахматы вносят свой вклад в фор­мирование творческих качеств личности.
Несомненно благотворное влияние оказывают шахматы на развитие памяти. Следует отметить, однако, что представление о том, что шахматист в основном опирается на буквальное запоминание множества конкретных вариантов, держит в уме большой набор позиций с точным расположением всех фигур на доске, является ошибочным. Исследования ученых показали, что в мыс­лительной деятельности шахматиста преимущественное значение имеет не буквальное, механическое, а смысловое, логическое за­поминание. Выяснилось, что позиции с наличием логических свя­зей между расположением фигур воспроизводились в 4—5 раз быстрее и со значительно меньшим количеством ошибок.
Нередко наблюдающие за сеансом одновременной игры на 25- 30 досках, который проводит сильный шахматист, задают воп­рос: «Как можно запомнить все происходящее в различных парти­ях?» Все дело в том. что шахматист запоминает позицию по-особому — не столько расположение фигур, сколько смысловое содержание борьбы в каждой партии. Если в шутку снять с одной из досок во время отсутствия сеансера пешку или любую другую фигуру, то, подойдя к данному шахматному столику, опытный шахматист, как правило, немедленно обнаружит пропажу. И не потому, что попытается воспроизвести в памяти «фотографию» позиции, а потому, что заметит нарушение запомнившейся оценки позиции, невозможность реализации ранее задуманного плана игры.
Шахматные успехи обусловлены высокой дисциплиной мышления и требуют устойчивого, интенсивного и достаточно широко­го по объему внимания. Последовательной и сильной игрой мож­но довести партию до благоприятного положения. Но достаточно, хотя бы на короткий промежуток времени, ослабить внимание, как плоды всей кропотливой предыдущей работы могут быть обес­ценены.
Нередко приходится наблюдать, что шахматист, добивающийся больших успехов, отличается от соперников не столько более глу­боким пониманием законов теории, сколько лучшей способнос­тью к длительной и интенсивной концентрации внимания. Шахма­ты учат не только принимать в расчет отдельные факторы или «видеть» ту часть доски, где происходят в данный момент глав­ные события, но и распределять внимание на весь фронт борьбы. Добиться этого нелегко. М. Ботвинник в связи с этим предупреж­дает: «Следует учесть, что шахматист во время расчетов не видит всей доски с 64 полями... Из общего числа в 25—30 фигур в расчете участвуют 3—6 фигур». Замечание справедливо, но из него вовсе не следует, что определенная избирательность внимания и свя­занные с нею ошибки в игре предопределены объективными ус­ловиями Напротив, изучение практики шахматных соревнований показывает, что эти объективные трудности при анализе шахмат­ной ситуации развивают у шахматистов способность в нужный момент переключать внимание и перераспределять направленность мышления. Это исключительно важное дли жизни свойство — «ви­деть» в сложной ситуации многое и оценивать достаточно глубо­ко - хорошо закрепляется в условиях шахматной борьбы. Не слу­чайно известный шахматный педагог Н. Греков отмечал: «На ос­новании долголетних наблюдений я беру на себя смелость утверждать. что многие случаи резкого уменьшения рассеянности у детей совпадают с началом серьезного их увлечения шахматами и, несомненно, являются следствием именно указанной особенности воздействия шахмат на психику».
Дисциплинирует мышление и такая особенность шахмат, как ограничение времени на обдумывание ходов. Длительные сомне­ния и откладывание выбора «на потом» невозможны в шахматах. За определенные промежутки времени решения обязательно дол­жны быть приняты и ходы сделаны, иначе — проигрыш. Поэтому шахматист неизбежно учится рационально распределять время, объективно оценивать временные интервалы, а главное, преодо­левать нерешительность в выборе того или иного хода. Все эти качества, несомненно, выходят за круг сугубо шахматных ситуа­ций, они проявляются и в ситуациях жизненных.
Занятия шахматами стимулируют развитие фантазии, вообра­жения и способностей предвидения. Тот или иной ход не делается лишь в расчете на удачу — должны быть взвешены все «за» и «против» намечаемой операции. Причем излишнее фантазирова­ние, предвзятость, легкомыслие недопустимы: шахматист дол­жен исходить из реальной обстановки. В жизни часто приходится сталкиваться с людьми, которые в новой, изменившейся ситуа­ции тратят время и силы на то, чтобы преодолеть отрицательные переживания, связанные с воспоминаниями о прежних упуще­ниях. Но нашим наблюдениям, шахматисты крайне редко обра­щаются к мыслям типа: «Надо было...» Ведь ход уже сделан, прош­лую позицию не вернешь, сожаления о сделанном бесполезны, и создавшаяся ситуация требует сосредоточить внимание на реаль­ном настоящем ходе игры и его возможном изменении
Итак, шахматист объективными условиями игры сориентиро­ван на необходимость постоянного предвидения развития событии на доске. Он обязан предвидеть! Каждый случай поисков решения (выбора хода) отличается тем, что шахматист в своем воображе­нии оперирует фигурами, проводит комбинации и маневры, ко­торые еще не состоялись. При этом он часто вынужден отвлекать­ся от данного конкретного расположения объектов и вести про­гностический анализ без полной опоры на восприятие. Таким образом, качество анализа «в уме» становится одним из важных условий эффективности его деятельности. Совершенствуя каче­ство прогностического анализа, шахматист преодолевает две основные трудности: отрицательное влияние так называемых оста­точных образов (т.е. мысленною переноса образа прошлой пози­ции или отдельных элементов в неизменном виде на анализ но­вой ситуации, сложившейся на лоске) и отрицательное влияние «опережающих» образов (когда образы будущих, только планиру­емых в уме ситуаций воспринимаются как реально существую­щие, а представление, созданное зрительным воображением, вытесняет действительность).
Следует также подчеркнуть еще одну важную особенность про­цесса прогностического анализа у шахматистов, заключающуюся в необходимости постоянного сопоставления своих расчетов с воз­можными реакциями соперника, который стремится найти ошиб­ку в планах партнера и по возможности дезинформировать его относительно собственных намерений. Тем самым процесс пред­видения шахматиста становится процессом рефлексивным, т.е. неизбежно связанным с имитацией мыслей противника и анали­зом (коррекцией) собственных рассуждений и выводов с учетом результатов такой имитации.
До сих пор мы обсуждали преимущественно влияние шахмат на развитие логических форм мышления. Но шахматы апеллиру­ют не только к здравому смыслу, строгой логике. Многие пози­ции, возникающие в шахматной партии, носят проблемный ха­рактер. Несмотря на строгую определенность правил и то, что строго теоретически эта игра имеет конечное число вариантов, практически в шахматах не представляется возможным устано­вить оптимальную стратегию, которая содержала бы ответ на воп­рос: какая из сторон выиграет при правильной игре или партия должна закончиться вничью?
При обдумывании игры шахматист не перебирает все возмож­ные ходы, а ограничивает свои поиски сравнительно небольшим числом вариантов. При этом, приняв решение, он не может, как правило, точно доказать, что оно является единственно верным. Таким образом, шахматист часто делает выбор в ситуации, нося­щей проблемный характер, используя эвристические приемы принятия решений.
Невозможность действовать на основе перебора возможных вариантов (в шахматах их 10 120) обусловливает интуитивный выбор многих решений в шахматах. Конечно, интуиция, «внезапное постижение истины» и в шахматах не является сверхъестествен­ной способностью, обособленной от логического мышления. В основе интуиции шахматиста лежат ранее накопленный опыт, знания, предшествующий логический анализ ситуации.
Исследования психологов и педагогов показали, что основ­ными элементами, характеризующими творческую деятельность человека, являются: способность самостоятельного переноса зна­ний и умении в новую ситуацию; определение новых проблем в знакомых стандартных условиях; видение новых функции знако­мого объекта, его структуры; умение находить оригинальный спо­соб решения при известных способах игры и т.п. Все эти качества формируются в процессе шахматного творчества и, как показы­вают исследования, весьма четко выражены у шахматистов высо­кой квалификации.
Конечно, проявление этих качеств во многом зависит от та­ланта, врожденных способностей личности, но было бы невер­ным считать, что творческие качества не поддаются целенаправ­ленному формированию, в том числе и в процессе обучения шах­матам, выполнения специальных упражнений, решения задач, ознакомления с партиями ведущих шахматистов.
Говоря о роли шахмат в развитии творческого мышления уча­щихся, рассматривая шахматы в качестве своеобразного трена­жера творчества, отметим еще одну важную особенность: в от­личие от многих видов реальной творческой практики человека, в шахматах существует более высокая концентрация ситуаций проблемного характера, поскольку почти каждый ход требует ре­шения творческих задач.
Практический опыт и научные исследования показывают, что в шахматах бесперспективны слепые подражания уже известным образам и пассивность при обдумывании партии. Шахматы требу­ют умения самостоятельно ставить задачи и творчески решать их, учат эксперименту в широком смысле этого понятия.
Влияние шахмат на психику человека не ограничивается ин­теллектуальными функциями. В процесс шахматной борьбы, как правило, вовлекается личность, поэтому игра заметно воздействует на характер человека в целом. Выдающийся российский психолог В. Ананьев подчеркивал: «Шахматы не только состязания умов, но и интеллектуальное соревнование характеров». Шахматная игра - это борьба, состязание. Именно в этом раскрывается психологическая сущность шахматной деятельности. В шахматных состяза­ниях, как и во многих жизненных ситуациях, каждому из партне­ров приходится преодолевать препятствия. Не случайно первый чемпион мира В. Стейниц писал, что «шахматы — не для людей слабых духом».
Как известно, в борьбе важно подчинить ход событий своей воле, и победителем будет тот, кто лучше и быстрее справится с этой задачей. Поэтому активность, настойчивость, воля, целеуст­ремленность, вера в конечный успех становятся необходимыми условиями достижения поставленных целей. Шахматы наглядно демонстрируют невыгодность пассивного образа действии, отка­за от инициативы, недостаточной смелости в выборе и реализа­ции планов игры. Справедлив афоризм: «Лучше следовать сомни­тельному плану, чем не иметь никакого».
Шахматы требуют дисциплинированности, систематического самоконтроля. Уже первое правило шахматных соревнований: «Тро­нул фигуру — обязан ею сделать ход» указывает на строгую ответ­ственность шахматиста. Совершенствуясь в игре, он неизбежно учится преодолевать апатичность, расхлябанность, контролиро­вать свои действия (например, взяв за правило, каждый раз про­верять намеченный в уме ход), не транжирить время, соразмеряя затраты его со сложностью позиции и общей ситуации борьбы в партии и турнире.
Отметим влияние шахмат на развитие объективности шахма­тиста. Абсурдно, например, ставить конечную цель — дать мат королю противника уже в дебюте или комбинировать, не создав для комбинации позиционной базы, не накопив силы, не проду­мав последствия того или иного маневра. Мир шахмат всегда реа­лен и выражен в конкретных позициях, которые должны быть беспристрастно оценены независимо от настроения или субъек­тивных желаний играющих. От объективности оценки позиции прежде всего зависит успех в игре.
Практика шахмат показывает необходимость выбора наиболее экономичных решений. Это относится к экономии (достаточной!) сил и времени как при защите, так и при нападении, что ведет к развитию черт рационализма в характере. Так, например, шахма­тисты при решении нешахматных проблем не склонны анализировать далекие перспективы, если в данный момент необходимо выполнить какие-либо обязательные предварительные действия. По-видимому, это отражает распространенное в шахматах прави­ло: если предстоит форсированный (вынужденный, обязательный) вариант, то надо его разыграть и уже потом планировать дальней­шие события, а не наоборот.
Принимая решение (выбирая ход), шахматист вынужден дей­ствовать на неполной ориентировочной основе, прибегая к риску, при наличии дефицита времени на обдумывание и учитывая «окон­чательность» принятого решения (если ход сделан, то последую­щее изменение замыслов, как правило, уже невозможно). Это требует решительности, смелости, готовности пойти на риск. Обычно успех сопутствует тем, кто сочетает риск с повышенной от­ветственностью и осмотрительностью. Такая «осторожная сме­лость», оправданный рационализм свойственны шахматистам даже в самых острых и драматичных ситуациях.
Бесспорно положительное влияние шахмат на развитие таких черт характера, как самообладание и выдержка. Шахматист овла­девает способностыо поддерживать максимум интеллектуального напряжения в нужные моменты и управлять своими эмоциями. Путь шахматных сражений — это путь «взлетов» и неизбежных «паде­ний».
Устойчивость характера наиболее рельефно проявляется в от­ношении к неудачам. Известны три типа реакций на неудачи: 1) пассивная, с последующим снижением энергии; 2) спокой­ная, уравновешенная; 3) повышенно активная, «реваншистская». Как правило, успех сопутствует тем, кто критично и объективно оценивает причины своих неудач и в кратчайший срок преодоле­вает неизбежные отрицательные эмоции, пассивность или, на­против. чрезмерную агрессивность, граничащую с азартом.
Шахматы учат ждать благоприятного момента, не форсиро­вать событий без достаточных объективных оснований. Известно, например, что шахматная партия, как правило, не решается в первом столкновении фигур и не проигрывается из-за одной, не очень серьезной ошибки Начинающий шахматист обычно возла­гает все надежды на первый кризис борьбы в партии и, не добив­шись немедленною успеха, зачастую «опускает руки». С опытом приходит умение бороться до конца, сообразуясь с особенностями развития партии, инициативно искать «свои шансы» в любой ситуации. Эго же относится и к турнирной тактике в целом: нельзя прекращать борьбу, психологически разоружаться, если желае­мое нельзя осуществить сразу. Напомним, к примеру, что в матче на первенство мира (1984-1985 гг.) Гарри Каспаров одержал пер­вую победу только в 32-й партии этого соревнования.
Проявляя выдержку и самообладание, шахматист неизбежно борется с отрицательными эмоциями: неуверенностью, страхом, тревогой и т.п. Эта борьба с приобретением шахматного опыта становится более осознанной и эффективной.
Можно полагать, что шахматы — полезная школа для воспи­тания стойкости и упорства в экстремальных ситуациях. Так, на­пример, при обследовании студентов — шахматистов и нешахматистов — было установлено, что первые добивались на экзаменах значительно более высоких показателей в сравнении с оценками в течение семестра. У нешахматистов преимущество экзаменаци­онных оценок над текущими было несущественным.
Шахматы развивают объективное отношение к себе. Шахмат­ная партия проходит в обстановке острой взаимной критики. Каж­дый из соперников стремится обнаружить и использовать ошибки в действиях другого. Проигрыш — обязательное следствие какого- либо собственного промаха. Винить кого-либо в поражении бес­смысленно. Шахматист сам пожинает то, что было «посеяно» его собственными замыслами и решениями. Образно говоря, он ока­зывается один на один перед истиной, которая проявляется в четкой и бесспорной форме. Поэтому результаты игры объективно стимулируют шахматиста к критическому самоанализу и стано­вятся, следовательно, средством самовоспитания.
Исследования показали, что совершенствование навыков и умении шахматиста прямо связано с формированием у него объек­тивной самооценки. На этом пути, опираясь на самопознание, шахматист постепенно переходит от оценки своих возможностей, основанной лишь на собственных желаниях, к самооценке, став­шей результатом верного сопоставления его личных притязаний с объективными результатами его деятельности и сравнения ее с достижениями других.
Формирование объективного отношения к себе неразрывно связано с верной оценкой соперников, других людей. Шахматы учат уважать чужое мнение. Вместе с тем шахматист не может и не должен безоговорочно соглашаться с замыслами соперника, принимать их на веру. Чтобы победить, он должен найти изъяны в его планах и постараться использовать эти промахи. Поэтому в отношении к сопернику доверие и уважение сочетаются с на­правленностью на критический анализ его игры. Необходимость целесообразно действовать по отношению к противнику вызыва­ет потребность в глубоком изучении как его сильных сторон, так и недостатков. Здесь, наряду с наличием объективной информа­ции о противнике, важное значение приобретает развитие спо­собности сопереживать, ставить себя на место другого. Опыт та­кого рода неизбежно повышает эффективность взаимопонима­ния людей в различных жизненных ситуациях.
Шахматы в определенной мере учат общению, расширяют кругозор. Уже первые шаги в соревнованиях связаны у школьника с участием в ритуалах открытия и закрытия турнира, записью партий, наличием зрителей, обменом традиционными привет­ствиями и т.д. А.Е. Карпов отмечал: «В детских турнирах участники не только учатся играть и думать. Шахматные соревнования приви­вают им корректность, умение вести себя в обществе, уважение к личности партнера...».
Увлечение шахматами позволяет подростку заинтересованно и в известном смысле на равных общаться со взрослыми, знако­миться с людьми разных профессий и возрастов. Благотворный отпечаток они накладывают и на домашнюю жизнь, семейное воспитание.
Говоря о воспитательном значении шахмат, их положитель­ном влиянии на развитие характера и мышления, не следует забывать, что шахматы лишь средство, эффективность использова­ния которого определяется не само по себе, а обусловлено соци­альными факторами: общественными отношениями, социально-психологическим климатом в коллективе, идейной и нравствен­ной зрелостью самой личности.
При ошибках в воспитании шахматы, несмотря на определен­ную тренировку интеллекта, могут вызвать развитие отрицатель­ных свойств характера. Шахматы - это напряженная борьба ин­дивидуальностей, в которой необходимо победить соперника. В процессе состязания за пределами шахматной доски остаются другие люди (команда, тренеры, болельщики), которые вроде бы и не имеют прямого отношения к результату игры. Поэтому у не­достаточно зрелого человека может возникнуть впечатление, что достигнутый успех — это всецело его личное достижение. И если такой шахматист живет в атмосфере безудержных похвал, если слабы его связи с коллективом, то развитие так называемой звезд­ной болезни вполне возможно. У него возникает эгоцентризм, чув­ство «премьерства», о котором писал К. Станиславский примени­тельно к актерам. Значение собственной личности гиперболизи­руется, развивается высокомерие, пренебрежительное или завистливое отношение к другим людям.
Хотя подобные явления не так уж часты, но, чтобы предотв­ратить их, необходимо вести систематическую воспитательную работу. Нужно не только пропагандировать спортивные и твор­ческие достижения шахматистов, но и обращать особое внима­ние на их личностные качества. Вряд ли следует широко реклами­ровать первые успехи молодых шахматистов.
Нельзя не учитывать и высказываемые порой возражения про­тив обучения школьников шахматам. Утверждают, например, будто шахматы односторонне воздействуют на детскую психику и это ведет к однобокому развитию. Высказывается лаже мнение, что нервная нагрузка, которая вызывается шахматными соревнова­ниями, чрезмерна для детского организма, что младшие школь­ники не подготовлены к усвоению ряда сложных абстрактных понятий теории шахмат и т.п.
Первый аргумент может быть адресован любому виду специ­альной деятельности. Разумеется, не следует узкопрофессиональ­но развивать личность. Поэтому шахматные занятия должны быть взаимосвязаны с другими видами существенно полезной деятель­ности. приобщением детей к разным видам науки, искусства, культуры, спорта. Имеющийся опыт преподавания шахмат в шко­ле показал, что в подавляющем большинстве удается избежать узкопрофессионального подхода.
Можно понять опасение и по поводу перегрузок в нервно-психическом развитии детей в связи с участием в шахматных со­ревнованиях. Однако и здесь все зависит от рациональной методи­ки работы с юными шахматистами. На основании обобщения имеющихся материалов представляется нежелательным участие детей до 10 лет к соревнованиях серьезного официального харак­тера, особенно если в подобных турнирах играют и шахматисты старших возрастов. Занятия теорией шахмат с учащимися началь­ных классов полезно сочетать с проведением тренировочных («лег­ких») партий и небольших турниров.
Отметим далее, что 7—8-летние дети, как показал опыт, до­вольно уверенно овладевают символикой шахмат, но, конечно, преподаватель должен не уходить в сложные теоретические экс­курсы, а сосредоточить усилии на усвоении ребятами практичес­кой игры. Здесь важно соблюдать меру: шахматные занятия не дол­жны, с одной стороны, превращаться в простое развлекатель­ное, бездумное времяпрепровождение, с другой, — становиться новым сложным предметом обучения.
Таким образом, от разработки эффективных методик, учиты­вающих характерные особенности мышления школьников разно­го возраста и их физическое развитие (особенно в начальных клас­сах), зависит успех школьных шахмат. Это в равной мере относит­ся и к изучению возможностей использования шахмат как средства обучения на уроках и во внеурочной образовательной деятельности учителя применительно к разным учебным дисциплинам. Опыт по­казывает. что шахматный материал может оказаться весьма полез­ным при изучении не только математики, как обычно считают, но и других естественных и гуманитарных предметов. Особый инте­рес представляет изучение возможностей использовании игровых шахматных обучающих программ при изучении школьного курса «Основы информатики и вычислительной техники».
В последнее время научные исследовании, посвященные тео­ретическим и опытно-экспериментальным доказательствам пси­холого-педагогических возможностей шахмат, проводятся во мно­гих странах мира. Подавляющее большинство данных указывает на повышение общей успеваемости детей, занимающихся шахматами. Так, по данным двухгодичных исследований, проведен­ных под руководством академика Российской академии образова­ния Н.Ф. Талызиной, у младших школьников, участвовавших в экспериментах, повысилась успеваемость по всем предметам. Учи­теля отмечают у многих детей улучшение памяти, дисциплины и организованности, развитие фантазии и воображения.
Об  этом свидетельствуют многочисленные высказывания шахматных тренеров и педагогов в публикациях последних лет. При­ведем некоторые из них. Э. Нягу (директор средней школы N? 3 г. Кишинева): «Факты неопровержимо свидетельствуют: у детей по­вышается успеваемость, улучшается дисциплина». В. Охотник (пре­подаватель из г. Ужгорода): «Дети изменяются на глазах. Особенно это касается трудных школьников. Шахматные уроки очень нужны ребятам, их влияние даже если не будет сиюминутным, то непремен­но скажется в будущем». Г. Вебер (г. Красноярск): «Шахматы явля­ются мощным средством воспитания воли, целеустремленности, спо­собности логически мыслить и находить оптимальные решения в сложных ситуациях».
Интересные исследования, направленные на изучение про­блем шахматной педагогики, проводятся во многих странах мира. Вот так оценивает эту работу вине-президент ФИДЕ известный шахматный деятель из Венесуэлы Р. Тудела: «В ФИДЕ очень активно работает комиссия но школьным шахматам. Мы создали ин­формационный центр в Мадриде. Туда поступает информация из всех стран, которые занимаются этим вопросом. Мы знаем о междуна­родных совещаниях по проблемам школьных шахмат. Такая инфор­мация обрабатывается, переводится на языки ФИДЕ и распростра­няется среди заинтересованных государств. Сейчас в Венесуэле мы занимаемся подготовкой 1200 преподавателей шахмат для школ. Сначала мы провели эксперимент в контролируемых условиях. Вы­брали школы, находящиеся рядом. Состав учащихся, социальная сре­да, уровень экономического развития района — все было одинако­вым. Мы исходили из того, что и коэффициент умственною разви­тия учеников также одинаков. В одной из школ шахматы стали преподавать наряду с другими предметами. И результаты оказались просто поразительными: средний уровень разжития учеников школы, где шахматы преподавались, значительно вырос, повысилась их ус­певаемость по другим предметам, заметно улучшилась дисциплина. В Гарвардском университете США проводился подобный экспери­мент. Результаты ею подтвердили тe. что получены в Венесуэле. Благодаря этому я и сумел убедить наше правительство официально внедрить эту программу в жизнь».
Очень интересный международный проект по развитию школь­ных шахмат разработан учеными и энтузиастами-педагогами Ан­глии, России и США. Его основная направленность - использование воспитательных возможностей шахмат в борьбе с нарастающими негативными явлениями в молодежной среде, и прежде всего наркоманией и преступностью. Этот проект обсуждался на высоком, правительственном уровне (в конгрессе США с под­держкой этого проекта выступил чемпион мира Гарри Каспаров) и получил широкое общественное признание.
Все большее внимание ученых, прежде всего педагогов и пси­хологов, привлекает сопоставление методов развития специфи­ческих шахматных способностей школьников с некоторыми общепедагогическими концепциями формирования творческих качеств личности человека — проблемным обучением, оптимизацией учебно-воспитательного процесса, алгоритмизацией мыслитель­ных операций, этапностью в формировании умственных действии, дифференциацией реальных познавательных возможностей обу­чаемых и на этой основе усилением индивидуального подхода к обучению и т.д.
Иными словами, шахматы представляют собой весьма удоб­ную и работоспособную модель для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических при­емов, а определенность конечных результатов обучения шахма­там, возможность сравнения конкурирующих методов препода­вания повышают достоверность получаемых научных выводов и практических рекомендаций. Очевидно, что такой, подлинно ис­следовательский подход к проблемам шахматной педагогики за­служивает особого внимания специалистов, объединения их уси­лий в организации совместных научных исследований.
 
Печатается по изданию:
Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика.
Теория, методология, практика:
Учеб. пос. - М.: Флинта: Наука, 2003. - С. 730-747.

 

Похожие статьи:

Прогностика. Образование для будущегоАлександр Снегуров. Не стреляйте в учителя!

ГлавшколаДетский садик и школка: сделаем модельку?

Прогностика. Образование для будущегоБудущее науки и технологий: педагогическое прочтение

Прогностика. Образование для будущегоГражданина нельзя функционера

Прогностика. Образование для будущегоНаучная школа В.Н. Шамардина в Калининграде

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.