ГлавнаяСтатьиПрогностика. Образование для будущегоГражданина нельзя функционера
Разделы статей

Гражданина нельзя функционера

27 января 2015 - Сергей Пимчев
Гражданина нельзя функционера
Пимчев С.П.
 
 Гражданина нельзя функционера

 
"Бывает, что во время урока математики, когда даже воздух стынет от скуки,
в класс со двора влетает бабочка; мальчуганы встряхивают головами и
начинают с любопытством следить за полётом, точно видят перед собой
не бабочку, а что-то новое, странное...".
Антон Павлович Чехов.
Шампанское (1887 г.)

 Выступление перед аудиторией, в которой все имеют прямое отношение к педагогическому труду, по теме учителя рискует оказаться тривиальным. Моя статья - не набор готовых истин, скорее, размышление и даже полемика. Некоторые вопросы я публицистически заострил, чтобы яснее представить точку зрения. Право читателей: принимать или отвергать её.
В последнее время в общественно-педагогическое сознание вброшен термин "стандарт учителя". Источник инициативы - Общественный совет при Министерстве образования и науки в составе людей, набранных путём голосования на радио "Эхо Москвы". Большей насмешки над словом "общественный" придумать сложно. Знакомство с проектом этого документа позволяет увидеть в нём смесь банальных суждений с элементами прожектёрства. Кто-то из русских философов заметил: если ты услышишь, где-то громко кричат "Россия, Россия!", знай - воруют. Российского человека приучили, что у любой реформы имеется недекларируемый контекст, скрытая цель, которая обычно проявляется, когда дело сделано. Проект провозглашает в качестве приоритета "раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию", чтобы он был "избавлен от мелочной регламентации, освобождён от тотального контроля" для реализации "главного профессионального качества" - "умения учиться". Но представленное детальное и далеко не систематическое описание профессиональных требований, особенно как основание для аттестации учителя, скорее всего, лишит его практических условий и стимулов для серьёзного, вдумчивого, а не декоративного профессионального творчества. По сути, проект возвращает нас к проблеме, острота которой, в большой доле, представляется надуманной: противостоянию "знаниевой" и "развивающей" парадигм образования.
Т.н. "знаниевая" парадигма в образовании подверглась разрушительным атакам примерно с середины 80-х годов по нарастающей до сего дня. Но сводить тогдашние цели обучения только к знаниям, умениям, навыкам - сильно упрощать образовательный процесс. Вопрос всегда ставился о формировании научной диалектико-материалистической картины мира, системы научных взглядов - и у тех, кто учит, и у тех, кто учится. Главным в педагогической культуре было именно это, что подтвердит любой учитель или преподаватель. Она подпитывалась из источников педагогической классики от Коменского до Сухомлинского. Такая картина соответствовала эпохе модерна, высокому духу Просвещения, в основе которого лежит научно-технический прогресс.
Картина мира изменилась... Кажется, поменялся даже сам мир! Вместо производственных цехов появились офисы и торговые центры, вместо полей - целина. Восторжествовал постмодерн с его постиндустриальной экономикой услуг и потребления. Вместо производства. Но даже родоначальник теории постиндустриального общества Дэниел Белл говорил о том, что постиндустриализм существует на базе индустриализма, а не заменяет его. Эта маленькая "деталь" была "забыта": то ли по глупости, то ли по расчёту, скорее всего, всё вместе. Научно-технический прогресс и сегодня - главное условие лидерства в мире. Но в проекте "Профессионального стандарта педагога" мы не найдём ни слова о системном мышлении, о роли науки и техники в современном обществе, об учителе как носителе современных моделей мышления и деятельности. О культуре, кстати, тоже. "Сui prodest?" - "Кому выгодно?", - в таких случаях ставили вопрос в древнеримском суде. Видимо, следующие поколения России должны быть освобождены от творческий усилий в производящей сфере.
Значит, эта педагогическая картина мира - абстрактна и не отражает коренных вопросов современного общества. Не исследуется характер общественных отношений, основные тенденции и противоречия, только повторяются чужие штампы в стремлении попасть в "отличники". Абстрактный педагогический гуманизм, имеющий печальное отражение, - неспособность личности найти своё собственное место в сложном обществе, не стать жертвой манипуляции, пропаганды, рекламы, сектантства, мошенничества, эксплуатации, безработицы и других рисков для личности, которые в стабильном обществе находятся на периферии, а в обществе "подвешенном" становятся обыденным явлением.
Поэтому коренной педагогический вопрос сегодня, на мой взгляд, - не вопрос методической эквилибристики и жонглирования, а вопрос социально-исторического характера содержания образования и направленности деятельности учителя на вопросы жизни (Н.И. Пирогов) - жизни человека и общества.
В отношении содержания образования явочным порядком внедряется т.н. "компетентностный" подход - в противовес "научной картине мира". Об этом говорится недвусмысленно и публично. Компетенция, компетентность - это способность личности действовать в определённых условиях, успешно выполнять определённый круг задач. Выполнять известную роль, функцию. Но: в каких условиях и каких задач, роли кого и, главное, для кого? Мы не встретим ясного, убедительного ответа на эти вопросы. Поэтому дадим свой: концептуально готовится исполнитель, объект чужих решений со стороны того, кто на самом деле знает, как ему жить и что делать. Наше собственное жизненное творчество ему не нужно, оно ломает его планы на наш счёт. В этом суть. И никакие разговоры, что в образовательном процессе эпохи "научной картины мира" не было деятельности, а в "компетентностной" она есть, её не затушуют. Компетентность за счёт науки значит заданную роль, пусть и хорошо исполняемую, - вместо активного самосознания человека, наполненного пониманием реального общества и творческим отношением к конструированию собственного жизненного пути, собственных жизненных планов, связанных и с удачами, и с ошибками, с муками поиска и радостью самостоятельного открытия истин. В этом заключается мировоззренческий выбор современного человека - и современного учителя, если он размышляет о том, какими лично он видит основы человеческой личности и на что нацеливает, над чем работает в образовательном процессе лично он сам.
В течение прошедшего года я просмотрел десятки монографий, сборников статей и материалов конференций, посвящённых учителю, с целью найти для себя ответ на прозвучавшую проблему. Возможно, мне не повезло. Литература об учителе, за редким исключением, глухо молчит на эту тему. Социальный анализ практически отсутствует. Почему? Не понимаем? Или мы стали "компетентными": отвечаем только на поставленные кем-то вопросы? Педагогическая деятельность рассматривается как абстрактный феномен, не связанный с реалиями современного бытия, жизненными коллизиями современного человека. Набор вечных истин для всех времён и народов? А ведь мы живём в крайне противоречивом состоянии, с неясными национальными целями, рыхлым общественным устройством, массой нерешённых и застарелых проблем. Или именно это и есть норма - для нас? Как учителю в таких условиях не кривя душой отвечать на основной вопрос: "Чему учить?".
А, может быть, и не нужно над этим мучиться? Это не наше дело, вовсе не педагогическое? Пусть мучаются философы, социологи, политологи, писатели, в конце концов? Мне кажется порой, что именно этого - социальной атрофии педагогики - от нас и добиваются. Обратимся к педагогической классике. Может быть, в ней мы обнаружим необходимый водораздел?
Возьмём, например, "Родное слово" Ушинского, "Книгу для детей и родителей", сказку для малышей про овцу: "Говорят, что овечка глупа, и я думаю, что это правда. На пожаре овцы сами кидаются в огонь, а завидя волка, стоят на месте и глупо постукивают копытками. Но на что людям овечий ум! Им нужны овечья шерсть на чулки и сукно, сало - на мыло и свечи, кожа - на сапоги и башмаки, мясо - на жаркое". Если к описанной жизненной ситуации (для овцы она, очевидно, совсем не жизненная!) приложить компетентностную модель образования, то "компетентной" окажется  именно овца. Она вполне окажет полный спектр услуг - и даже с ИКТ-поддержкой! - и удовлетворит потребности того, кто управляет ситуацией и выглядит весьма креативным субъектом, умеющим полностью использовать возможности. Поистине, на что ему овечий ум!
В простой сказке закладывается модель отношений, которая пригодится в жизни. Ушинский фактически исходит из представления о жизненном пути человека как целостности, проецирует взрослые ситуации в образовательный процесс, из будущего в современность. Это по-настоящему прогностический подход.
Человеческая жизнь как объект исследования получила отражение в категориях "стратегия жизни", "жизненный путь личности", представленных в работах советских психологов, прежде всего С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева,  К.А. Абульхановой-Славской. Но педагогически мы ещё не освоили потенциал этих понятий. Дальнейшую эстафету попытались продолжить психологи в лице такого направления, как акмеология. Лично я отметил бы работы А.А. Бодалёва. В целом же, мне кажется, в этом направлении сегодня пока больше схоластики. Если возвратиться к "Профессиональному стандарту педагога", то там о психологической компетентности говорится в предельно общем виде.
Позвольте привести другой отрывок - с характеристикой социально-образовательной ситуации. Как вы думаете, какой период нашей истории получил в нём отражение? "Быстрые, безэтапные прорывы от одной культуры к другой, из варварства в цивилизацию так же опасны, как быстрый беспромежуточный переход со дна водолазного колокола... наверх в нормальную атмосферу. Социологи и историки давно уже подметили, что дикари, слишком быстро окунувшиеся в европейскую цивилизацию, обычно очень скоро вымирают сплошь, до самого корня, от нравственной распущенности, от алкоголизма, от эпидемически развивающейся среди них преступности. Такой же дегенерации подверглись и высшие классы некоторых германских государств, основавшихся на развалинах Римской империи... аналогичный процесс какой-то сплошной оргии пьянства, разврата, жестокости и преступности пережили и верхние слои русского общества сейчас же после Петра Великого, когда они перестали гнушаться Европы и приобрели вкус к новым, доселе неведомым им благам европейской цивилизации. Это же явление стало вновь привлекать внимание социологов уже в наши дни, когда жизнь всюду стала демократизироваться и американизироваться и когда движение вверх с низов культурной и социальной лестницы стало совершаться не по спирали, как раньше, а по прямой, - демократизация обходится недёшево обществу: за неё приходится расплачиваться частным и временным понижением культурности, огрубением и опошлением вкусов, повышением преступности и ещё многими явлениями... Но, приемля демократизацию жизни, школа вовсе не должна принижаться к ней, не должна сама варваризоваться. Она должна получить такую организацию, чтобы дети всех этих деклассирующихся и теряющих свои корни получили бы от школы, взамен потерянного, новые принципы, новые нравственные устои и новые идеалы, способных довести воспитываемых до состояния нравственной автономии. Школа должна будет облегчить этот переход снизу вверх, превратившись в истинную школу нравственной и волевой тренировки, дабы её питомцы не умножали собой массы нынешней интеллигентщины, но становились молодой, демократической или, лучше сказать, народной интеллигенцией".
Автор - Викниксор, руководитель Школы имени Достоевского, ШКИДы, Виктор Николаевич Сорока-Росинский. Работа - "Путь русской национальной школы", 1916 год. Автор не знает термина "педагогическая прогностика", но его анализ по сути - прогностический. Несколько дней назад радиослушатель из Владивостока, говоря об особенностях своих земляков, с гордостью отмечал, что "мы очень любим всё японское". Только недавно с крыши Дома на набережной, в 500 метров от Кремля, сняли огромный рекламный знак Мерседеса, вращавшийся там несколько лет, - как символ немецкого индустриального реванша за 45-й. А стыдливое прикрытие Мавзолея большими российскими триколорами на майском параде в этом году?
Тот учитель, который решит заниматься наукой, встретит на своём пути не поддержку, а почти непреодолимые препятствия. В этой связи я поинтересовался официально: не проще в организационном плане защитить диссертацию за рубежом, и какие дипломы будут официально признаваться в России? В присланном мне списке университетов не было ни одного восточно-европейского - ни киевского или минского, ни даже Карлова университета в Праге! Из западных стран: 3-5 на страну, и только американских - десятка три, большинство из которых вряд ли известны самим американцам. "Cui prodest?".
В конце 80-х у нас была переведена книга Кумбса, посвящённая кризису образования. Суть кризиса образования, по Кумбсу, заключается в том, что школа, образовательный процесс оторваны от потребностей жизни и людей, вращаются по своей закрытой логике, изолированной от "вопросов жизни". Наши педагогические классики жили в разные эпохи, но их педагогические системы ориентировались на самосохранение и самодеятельность человека в конкретных исторических обстоятельствах. Мне кажется, Россия и мир начала XXI века ещё не прочитали и не услышали большого педагогического слова о своём времени. В этом - огромный неудовлетворённый дефицит. Хотя, наверняка, оно звучит в школах: тише или громче, ближе или дальше, в большом городе или удалённом селе. Но пока оно глохнет в крикливой толпе. Делают вид, что его не замечают. Но время варварства не может длиться бесконечно. Придёт время Просвещения (не путать с издательством "Просвещение"), когда учитель будет не мастером по оказанию образовательных услуг, а творческим созидателем основ человеческой личности и судьбы.
"Видишь, Дмитрий Павлович..." - так, отвечая на вопрос, обратился к своему 10-летнему сыну Митраше отец в сказке-были Михаила Пришвина "Кладовая солнца". Знатоки крестьянской жизни знают, что обращение по имени-отчеству - знак высокого уважения в крестьянском сообществе. Это не Митька и даже не Митяй. Необходимо, чтобы государство обращалось к своим учителям по имени-отчеству, а не резало на них "стандартную резьбу".
Ну, а запятую в заголовке статьи читатель поставит сам.

Похожие статьи:

Золотая библиотекаБуржуа на распутье. Томас Манн

Золотая библиотекаБорис Гершунский. Шахматный Гольфстрим

Прогностика. Образование для будущегоАлександр Снегуров. Не стреляйте в учителя!

Прогностика. Образование для будущегоБудущее науки и технологий: педагогическое прочтение

ГлавшколаСохранил силы для решающего рывка

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.