Имена участников придуманы, но сам факт имел место. На школьном дворе мальчик 12 лет побил сверстника. Побитый был почти на голову выше обидчика и крупнее по габаритам. Звали его Василий. Второй мальчик — маленький и худой. Его имя Арсен. Василий — москвич. Арсен — из семьи приезжих. Конфликт обнажил различие между теми жизненными обстоятельствами, в которых сформировались характеры ребят. Одни из них, выросший в тепличных условиях мегаполиса, не смог противостоять другому, которого те самые обстоятельства не баловали. Кто из этих двух ребят окажется в дальнейшей взрослой жизни более устойчивым и готовым к сопротивлению трудностям? Можно сказать, вопрос риторический. Но не на 100 процентов, конечно, потому что характер меняется с годами, человек его в себе воспитывает. Это может сделать и Василий, если захочет. А Арсен? Характер Арсена сформировался, скорее всего, стихийно, стал формой самозащиты, приобрёл черты агрессивности. Это тоже неправильно, и, как не покажется параксальным, ослабляет позиции личности, делает её более управляемой — такого человека несложно спровоцировать на импульсивные действия. Таким образом, с педагогической точки зрения, для обоих участников конфликта возникает проблема формирования характера, который позволит им сохранят свою самостоятельность и подлинную независимость.
Скорее всего, Арсена нужно включать в более интенсивные товарищеские отношения со сверстниками в школе. Они могут быть очень разными: совместное дежурство в столовой или на входе в школу, совместное выполнение различных проектов и т.д. и.т.п. Благодаря этому он будет накапливать личный опыт доверительных отношений со сверстниками той среды, в которой он живёт. Агрессивность и воинственнность должны уйти.
Что касается Василия, то из истории вовсе не следует вывод, что его надо держать в ежовых руковицах и создавать искусственные трудности. Ситуации преодоления и самостоятельного выбора — да. Если обратить на это внимание, то и педагогам, и родителям (в первую очередь) без особого труда в повседневной жизни удастся такие воспитывающие ситуации или обнаружить и использовать, или специально смоделировать.
А начать следовало бы с того, чтобы подружить Василия и Арсена.
Похожие статьи:
Аристократы. Судьба человека → Нападающий. Борис Александров
Парта. Воспитание в обществе и школе → Ранний Шукшин, или Дорога как воспитательная система
Парта. Воспитание в обществе и школе → Разве можно быть сейчас размазнёй?
Родительский кров. Воспитание → Обогащаем жизненный опыт каждый день
Парта. Воспитание в обществе и школе → Полузащитник. Воспитание футболом