Эту заметку я сначала хотел назвать так: "Футбол как воспитательный метод". Но это было бы не полно. Любой нормальный вид спорта создаёт — целую среду. И, кажется, они различаются. С поправкой на тренера. Для меня ближе среда футбольная — о ней и речь.
Индивидуальные виды спорта (борьба, бокс, гимнастика, например) воспитывают нацеленность на личное достижение. От одного из тренеров я даже слышал, что её подопечные должны носить в рюкзаке маршалльский жезл. С педагогической точки зрения, мне не кажется такая установка оптимальной. Не все станут и даже не все могут стать спортивными "маршаллами". В какой-то момент жизни придётся выбирать иной путь. С "индивидуальными" установками — сложнее переориентироваться. Коллективные виды спорта, на мой взгляд, формируют другие установки. Более широкие, что ли, — в силу самого характера игры и тренировочного процесса: люди всё делают вместе. Целая команда. Нет особой зацикленности на себя. Следовательно, человек более адптивен в социальных отношениях. Ему несколько легче адаптироваться, если спортивная карьера не очень складывается. В конце концов, детишки посещают спортивные секции вовсе не для того, чтобы все стали спортсменами. В коллектиных вида спорта — иной психологический климат.
Футбол — игра. Этим всё сказано. И участвовать в ней, и смотреть на хороший футбол — увлекательно.
Это игра — красивая. Особенно когда играют ребята, уже научившиеся на поле — размышлять. И — хотя бы немного технически подготовленные (приём мяча, пас и другие элементы). Динамично. Комбинационно. Разнообразно. Понятно. А сейчас, когда доступны удобные поля, имеется красивая форма, мячи — всё это делает игру в футбол эстетическим событием.
Опять же можно громко "болеть" на трибунах! Пусть смотрит любимая девочка...
Для воспитания характера подростка — тоже достаточно трудностей для преодоления.
Самая интересная фигура на футбольном поле, на мой взгляд, — полузащитник. Она же, по-моему, для подростков — самая авторитетная. Нападающие и защитники — более узкие амплуа, со специфическими талантами и умениями. Например, нападющий должен быть честолюбивым, агрессивным, рисковым. Защитник — флегматичным и рассудтельным. Полузащитник их — связывает. Он должен игру — понимать: и каждого в отдельности, и в целом. Комбинатор, стратег, организатор — именно полузащитник. Это — другой класс, другой тип. Гармоничный.
Предлагаю разговор с 14-летним парнем, который полностью подпадает под образ полузащитника, каковым и является в своей команде:
https://matchtv.ru/programms/schego
Похожие статьи:
Родительский кров. Воспитание → Василий и Арсен
Парта. Воспитание в обществе и школе → Разве можно быть сейчас размазнёй?
Главшкола → Как НЕ НАДО развивать туризм и спорт у себя на районе
Аристократы. Судьба человека → Нападающий. Борис Александров
В классе у Мастера → Говорите верно: вам внимают! Репортаж