Навсегда запомнилась детская обида на взрослых. На каникулах в деревне очень просил взять меня вместе со всеми на сенокос. Крестьяне уезжали ранним утром, с рассветом, на лошадях. Моё желание было горячим, почти мечтой. Мне обещали. Проснулся, когда уже было светло, а через некоторое время все вернулись. Понимаю, что пожалели или чтобы не мешался. Но для меня это неважно. Мне кажется, что если бы я попал на сенокос летней зорькой, что-то во мне сегодняшнем было другое. Лучшее.
Опыт — это яркие впечатления и переживания. От того, какие они носят содержание и характер, в решающей степени зависит личность человека. Как правило, опыт накапливается стихийно. Наша система образования сориентирована, главным образом, на развитие интеллекта. Да и каким опытом обогатишься в школьных кабинетах? В результате на выходе школы преобладают "ботаники". И жизненный опыт постепенно накапливается путём собственных ошибок, т.е. дорогой ценой. Если цену всё равно придётся платить, то:
— во-первых, её можно снизить;
— во-вторых, к новому опыту можно готовить.
В повседневной жизни многие мелочи можно превратить в воспитательные ситуации — источник полноценного жизненного опыта.
Вы подходите с ребёнком к входной двери дома. Пусть открывает и закрывает её он. Разумеется, если ему уже это по силам.
Сделайте посещение супермаркета исследовательским проектом. Изучайте разнообразие продуктов, их потребительские свойства: состав, срок годности, цену и т.п. Детям интересна такая "игра", особенно когда товар нужен им. На кассе пусть расплатятся они и проверят счёт. Продукты в сумку пусть тоже сложат они.
В маршрутке пусть попросят об остановке они, а не вы.
Найдите дома дела, которые будут выполнять дети, например, с вами по очереди. Вопрос даже не в их объективной важности. В посильности и регулярности. Что-то вроде дежурства.
Такие мини-проекты развивают многое: ловкость, наблюдательность, глазомер, рассчётливость, общительность и т.п., смотря по тому, что выступает главным в той или иной воспитательной ситуации. Взрослому необходимо разглядеть этот второй план любой деятельности: конкретные действия и поступки обязательно тренируют в личности какое-то ценное качество.
Воспитательный эффект принципиально возрастёт, если наиболее важные ситуации вам удаётся регулярно обсуждать. Обсуждать можно до или после, а лучше и до, и после. Но не "пересушите" разговор, чтобы он не стал занудным.
Среди таких повседневных моментов находятся случаи по-настоящему культурообразующие. Например: "пробежаться босиком по росе", "с первыми петухами", "пил берёзовый сок", "с восходом солнца", "на закате дня". Такие вещи надо обязательно попробовать.
На протяжении жизни люди постоянно возвращаются к детству.
Память укрепляет.
Похожие статьи:
Прогностика. Образование для будущего → Дороги, которые мы не выбираем
Новости → Славянская педагогика.100 лет Сухомлинскому
Записки читателя → Человек наедине с Собой
Пикейные жилеты считают → Страсти по Бетховену
Новости → Письмо Президенту