ГлавнаяСтатьиРодительский кров. Воспитание семьёйУспех как педагогическая проблема
Разделы статей

Успех как педагогическая проблема

13 июня 2015 - Сергей Пимчев
Успех как педагогическая проблема
Всё наше общество "заточено" на успех. Успешен тот, кто вырвался вперёд, кто приподнялся над всеми. И не имеет значения, кто этот человек как личность, что он собой представляет, какой ценой дался ему успех или какими средствами тот достигнут. Измеряется современный успех, как правило, внешними и вещественными показателями, а точнее, даже одним: сколько стоят вещи и услуги,которыми ты пользуешься, сколько их. Даже не их полезностью, целесообразностью использования, а просто наличием. Зачем образованность, если она не способствует именно так понимаемому успеху? А такие личные качества, как честность, скромность, гордость или смелость - зачем они, если успех зависит в большей мере от изворотливости, льстивости, конформизма или наглости? Если успех формулируется как цель образования (например, в московской программе "Столичное образование 2012-2016 гг.") и при этом не поясняется, какой успех и в чём имеется в виду, на какую волну "настраивается" сознание человека? И вот уже и школа, и родители - вольно или невольно - ожидают от своих чад только "успеха". Нет "успеха" - ты аутсайдер.
Действительно, есть люди ленивые или нецелеустремлённые. Речь не о них. Речь о том, что в обществе, а теперь искусственным путём в системе образования культивируется среда, понуждающая человека к постоянному сравнению себя с кем-то и на этом основании - к непрерывному бегу. Не задавай вопросов, школьник, папе, маме или учителю о том, где соседский кот потерял одно ухо или почему лежит на автомагистрали птица. Это "глупости". Взрослым важно, какое место ты занял на музыкальном конкурсе или спортивных соревнованиях.
Опять оговариваюсь и прошу понять меня правильно. Соревнования и конкурсы нужны. Но - как праздник, а не как "сепаратор" для "молочной массы" на "сливки" и "молоко нормализованное". И кроме рейтингов в жизни человека и маленького человека в особенности должно быть достаточно всякой "ерунды", типа "непродуктивного", но естественного живого общения со сверстниками или с животными, приключений, пусть даже они происходят не в Антарктиде, а на деревенском пруду или в поле. Есть в этом что-то очень важное и именно - человеческое. И без этой "ерунды" человек теряет (не приобретая) какую-то свою самостийность, архаическую и глубоко природную личностностность. И за это обязательно придётся расплатиться "незапрограммированными" последствиями обучения и воспитания, а также неврозами. Наверное, именно такие явления и называются болезнями цивилизации. Например, когда внешне успешный человек вдруг бросает всё и резко меняет образ жизни. Или когда в действительно благополучной семье вырастает "трудный" ребёнок. Или когда деловой и энергичный становится адептом секты. Это - неосознаваемый протест личности, идущий из самой её дремучей глубины. Именно система образования призвана изначально уловить эту вулканическую энергию, до поры до времени дремлющую, и своми средствами - не зажать! - облагородить, сделать истинно культурной. Разрушительную силу природы превратить в тепло и свет души и тела.
Никакого педагогического открытия здесь нет. О такого рода явлении писал, например, ещё К.Д. Ушинский. Системе образования вполне по силам осуществить профилактику, в этом её предназначение. Но при условиии, если в содержании образования и педагогических методах предусматривается такое понимание образовательного (включая воспитание) процесса.
Но в общественной среде и соответствующей ей образовательной среде, ориентирующей на "успех", измеряемый придуманными взрослыми дядями рейтингами, обозначенные проблемы только усугубляются. И это среда - искусственная. Люди, воспитанные в ней, похожи на инкубаторских цыплят. Ведут те себя одинаково, жизнь их на ближайшие полтора месяца расланирована, и рейтинг для них - один на всех. Кто выше окажется в этом рейтинге, тот дороже будет стоить на прилавке супермаркета.

Похожие статьи:

Градусник. Рецензии без претензииКрасная черта Редьярда Киплинга

Вольному - воля. Воспитание в обществе и школеБернард Шоу... Писатель. Творчество. Богатство. Лондон. Старость

Градусник. Рецензии без претензииОчень приятно, просто жена!

Мастер-класс, или В классе у МастераАлександр Ширвиндт. С чего начинается успех?

Вольному - воля. Воспитание в обществе и школеИзучаем заветы Юрия Деточкина

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние вопросы FAQ
Неизвестный человек спрашивает: "Добрый день, подскажите, если не сложно , где лучше обучиться или найти информацию по системному...
  19 декабря 2016Подробнее...
Павел Кац спрашивает: "Здравствуйте, уважаемый Сергей Петрович! Я занимаюсь увековечением памяти людей, оставивших след в истории нашей...
  22 ноября 2016Подробнее...
Михал Варых, наш коллега из Варшавы, задаёт вопрос: "Сергей, у меня к тебе вопрос. Кто такие "политики Садового кольца"? Ты встречал...
  14 октября 2016Подробнее...
Извините, ещё вопрос. Как вы оформляете публикации?
  22 февраля 2015Подробнее...
Добрый день! Как познакомиться с содержанием выполненных вами многочисленных проектов? Меня, например, интересует проект "Учитель года...
  22 февраля 2015Подробнее...
Рейтинг пользователей
Сергей Пимчев
+343
Самый длинный статус из всех что существуют в этом прекрасном мире
Вера Балакирева
+10
Галина Михеева
0
Marina
0
Vikadrems
0
geografinya
0
Поддержка
Если Вы считаете наш проект открытого информационного портала полезным,
просим поддержать наш проект переводом суммы в размере 50руб.
Деньги необходимы для оплаты хостинга, работ по продвижению сайта,
а также оплаты работы модераторов.
      Из суммы перевода вычитается комиссия:
0,5% за перевод из кошелька ЯндексДеньги;
2% за перевод с карты Visa или MasterCard.