Всё наше общество "заточено" на успех. Успешен тот, кто вырвался вперёд, кто приподнялся над всеми. И не имеет значения, кто этот человек как личность, что он собой представляет, какой ценой дался ему успех или какими средствами тот достигнут. Измеряется современный успех, как правило, внешними и вещественными показателями, а точнее, даже одним: сколько стоят вещи и услуги,которыми ты пользуешься, сколько их. Даже не их полезностью, целесообразностью использования, а просто наличием. Зачем образованность, если она не способствует именно так понимаемому успеху? А такие личные качества, как честность, скромность, гордость или смелость - зачем они, если успех зависит в большей мере от изворотливости, льстивости, конформизма или наглости? Если успех формулируется как цель образования (например, в московской программе "Столичное образование 2012-2016 гг.") и при этом не поясняется, какой успех и в чём имеется в виду, на какую волну "настраивается" сознание человека? И вот уже и школа, и родители - вольно или невольно - ожидают от своих чад только "успеха". Нет "успеха" - ты аутсайдер.
Действительно, есть люди ленивые или нецелеустремлённые. Речь не о них. Речь о том, что в обществе, а теперь искусственным путём в системе образования культивируется среда, понуждающая человека к постоянному сравнению себя с кем-то и на этом основании - к непрерывному бегу. Не задавай вопросов, школьник, папе, маме или учителю о том, где соседский кот потерял одно ухо или почему лежит на автомагистрали птица. Это "глупости". Взрослым важно, какое место ты занял на музыкальном конкурсе или спортивных соревнованиях.
Опять оговариваюсь и прошу понять меня правильно. Соревнования и конкурсы нужны. Но - как праздник, а не как "сепаратор" для "молочной массы" на "сливки" и "молоко нормализованное". И кроме рейтингов в жизни человека и маленького человека в особенности должно быть достаточно всякой "ерунды", типа "непродуктивного", но естественного живого общения со сверстниками или с животными, приключений, пусть даже они происходят не в Антарктиде, а на деревенском пруду или в поле. Есть в этом что-то очень важное и именно - человеческое. И без этой "ерунды" человек теряет (не приобретая) какую-то свою самостийность, архаическую и глубоко природную личностностность. И за это обязательно придётся расплатиться "незапрограммированными" последствиями обучения и воспитания, а также неврозами. Наверное, именно такие явления и называются болезнями цивилизации. Например, когда внешне успешный человек вдруг бросает всё и резко меняет образ жизни. Или когда в действительно благополучной семье вырастает "трудный" ребёнок. Или когда деловой и энергичный становится адептом секты. Это - неосознаваемый протест личности, идущий из самой её дремучей глубины. Именно система образования призвана изначально уловить эту вулканическую энергию, до поры до времени дремлющую, и своми средствами - не зажать! - облагородить, сделать истинно культурной. Разрушительную силу природы превратить в тепло и свет души и тела.
Никакого педагогического открытия здесь нет. О такого рода явлении писал, например, ещё К.Д. Ушинский. Системе образования вполне по силам осуществить профилактику, в этом её предназначение. Но при условиии, если в содержании образования и педагогических методах предусматривается такое понимание образовательного (включая воспитание) процесса.
Но в общественной среде и соответствующей ей образовательной среде, ориентирующей на "успех", измеряемый придуманными взрослыми дядями рейтингами, обозначенные проблемы только усугубляются. И это среда - искусственная. Люди, воспитанные в ней, похожи на инкубаторских цыплят. Ведут те себя одинаково, жизнь их на ближайшие полтора месяца расланирована, и рейтинг для них - один на всех. Кто выше окажется в этом рейтинге, тот дороже будет стоить на прилавке супермаркета.
Похожие статьи:
Пикейные жилеты считают → Очень приятно, просто жена!
Парта. Воспитание в обществе и школе → Бернард Шоу... Писатель. Творчество. Богатство. Лондон. Старость
Пикейные жилеты считают → Красная черта Редьярда Киплинга
В классе у Мастера → Александр Ширвиндт. С чего начинается успех?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Изучаем заветы Юрия Деточкина