Рассказ Редьярда Киплинга "Отброшенный" - рука помощи, поданная мудрым человеком юноше-читателю. "Он не обладал чувством меры - и впрямь щенок..." - заметил о герое рассказа - символически героя без имени - автор. И это для него кончилось настолько печально, что печальнее быть не может. По одной причине: для него были "неведомы подлинные соотношения между вещами". Причина тому "оранжерейная система" воспитания.
"Он был превосходно обучен всему, за что домашний учитель ставит высшие баллы, и имел ещё дополнительное достоинство - в том смысле, что "никогда не доставлял ни минуты огорчения своим родителям"". И вот, отпраленный из родной Англии на службу в Индию, лишённый прямого родительского попечения, он остался один на один с "вещами", ко всем из которых его приучили относиться серьёзно, без различения. Но Индия оказалось не той страной, где ко всем вещам относятся одинаково. А, возможно, автор аллегорически имеет в виду не только Индию. Во всяком случае, смутные мотивы, которые Киплинг даже не поясняет, приведшие героя к трагическому исходу, на самом деле малозначительны. Вопрос не в мотивах-"вещах", их может оказаться бесконечное разнообразие. Вопрос в умении различить и придать значение вещам - или не придать им значение, какого у них нет ("мыло"). И как раз этого "оранжерейная система" воспитания не предусматривала.
"Неразумно воспитывать мальчика по "оранжерейной системе"... если мальчик этот должен самостоятельно вступить в мир и сам заботиться о себе. Если он не редчайшее исключение - один на тысячу, - он непременно должен будет вынести множество ненужных страданий, а возможно, его постигнут самые страшные беды, хотя бы уже потому, что ему неведомы подлинные соотношения между вещами".
Какие выводы для "настройки" образовательных систем: школы или учебного курса?
Какие выводы для "настройки" профессиональной квалификации педагога?
Что такое "успех" в образовании и жизни?
Чтобы дети не стали "отброшенными" - не только в узком смысле рассказа Киплинга, но в самом широком смысле и значении для них самих, их родителей, общества в целом.
Похожие статьи:
В классе у Мастера → Александр Ширвиндт. С чего начинается успех?
Парта. Воспитание в обществе и школе → Изучаем заветы Юрия Деточкина
Родительский кров. Воспитание → Успех как педагогическая проблема
Парта. Воспитание в обществе и школе → Бернард Шоу... Писатель. Творчество. Богатство. Лондон. Старость
Пикейные жилеты считают → Очень приятно, просто жена!