В рассказе Валентина Распутина есть эпизод, в котором главный герой рассуждает об учительнице французского языка:
"В первое время в школе я долго не мог привыкнуть к голосу Лидии Михайловны, он сбивал меня с толку. У нас в днревне говорили, запахивая голос глубоко в нутро, и потому звучал он вволюшку, а у Лидии Михайловны он был каким-то мелким и лёгким, так что в него приходилось вслушиваться, и не от бессилия вовсе — она иногда могла сказать и всласть, а словно бы от притаённости и ненужной экономии".
— Ребята, что значит "запахивая голос глубоко в нутро"? Как звучит такой голос — попробуйте. Он должен звучать "вволюшку" — это как? Попробуйте. А "сказать всласть"? Скажите-ка что-нибудь — всласть! "Притаённость", "ненужная экономия" — как звучит такой голос? Пробуйте.
После этого продолжайте урок.
Через какое-то время вы обязательно расскажете, кто такой Валентин Григорьевич Распутин и что такое послевоенное детство. И про голос человека как зеркало его души и настроения вы тоже можете рассказать. Но потом, потом… Почти случайно...
Похожие статьи:
Главшкола → Сценарий. Поворотные точки
Авторский урок "haute couture" → Дано ли нам "предугадать, как Слово наше отзовётся?", или Как сказать на уроке о самом Главном
Главшкола → Урок как рассказ
В классе у Мастера → Клубочек. Драматургия урока
Авторский урок "haute couture" → Урок как форма педагогического авторства