Борис Андреевич Можаев. Высший суд
(Речь в г. Палермо на симпозиуме "Цивилизация и литература" ) (1982)
Материальная основа и социальная структура любой цивилизации эфемерны, преходящи, совершенные творения искусства вечны.
* * *
... Хочу только подчеркнуть неотъемлемое право литературы считать себя составной частью цивилизации, порою выражающей глубинную сущность её.
* * *
Дело тут не просто в дисгармонии мира, а в том, что тоска и отчаяние художника порождены несоответствием реальной действительности тому высокому предназначению человека, которое он выпестовал и свято несёт в душе своей.
* * *
Для него (Пушкина. - С.П.) требование древних: "Познай самого себя" - является не самоцелью, а лишь средством исследования жизни, ибо мерой всего, в том числе и социально-общественных отношений, является в конечном итоге человеческая личность.
* * *
Для Пушкина действием было Слово. Он не спрашивал соизволения, а действовал во всех сферах, куда только способно проникнуть и достать искусство. И он всегда добивался поразительной силы отзвука в сердцах людских.
* * *
Новейшие теории слишком увлекались социальной стороной и совершенно сбрасывали со счетов эту психологическую или даже биологическую особенность человеческой натуры. Они натуру в расчёт не берут, говорил Достоевский. Вот в чём главная ошибка.
* * *
Правда является тем гребнем, тем водоразделом. который как бы сортирует литературу, делит её на литературу истинную, глубоко и точно отражающую жизнь общества или историю души самого художника, и на литературу ложную, расхожую, подменяющую эту правдивость всякими схемами. порою модными, экстравагантными. имеющими целью потрафить или рыночному спросу, или же официальным веяниям.
* * *
Художественную беспомощность этих серых произведений, скудость мыслей в них пытаются компенсировать всё той же рекламой или похвалой угодливой критики, или принудительным тиражированием, или даже присуждением официозных премий и наград.
* * *
Идеи кочуют через границы независимо от частоты и надёжности таможенных границ. В этом плане мир един, его пронизывают одни и те же страсти.
* * *
В древности под единомыслием понимались преданность и повиновение законам, но отнюдь не унификация вкусов, мнений, взглядов. Независимость духа и смелость мысли являлись во все времена высшей добродетелью.
* * *
... Истинный художник всегда стоит на страже благоразумия и никогда не уклоняется от самых острых и крутых моментов бытия.
Похожие статьи:
Записки читателя → Человек и Общество
Записки читателя → Человек и Труд
Новости → Педагогика вечных вопросов. Есть такой конкурс...
Записки читателя → Человек и Природа
Записки читателя → Человек и Семья